Способ изгиба гофрированных металлических элементов
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в транспортном строительстве при возведении искусственных сооружений из металлических гофрированных элементов. Способ включает изгиб в плоскости, проходящей через продольную ось отдельной волны и перпендикулярной к поверхности, ограничивающей гребни волн. Изгиб гофрированных элементов осуществляют нагревом до степени каления предварительно размеченными отдельными пятнами, расположенными на гребневых и боковых участках отдельных волн. Вначале нагревают боковые пятна всех волн, а затем все гребневые, при этом все пятна имеют определенные размеры и форму. Исключается потеря местной и общей устойчивости металлическим гофрированным элементом при изгибе его термическим способом. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в транспортном строительстве при возведении искусственных сооружений из металлических гофрированных элементов, например, водопропускных труб под насыпями автомобильных и железных дорог, труб- и путепроводов и т.п.
Известен способ изгиба стальных элементов, характеризующийся тем, что изгибаемый элемент прижимается к упорам пресса, а необходимое давление для изгиба создают ползуном, при этом расстояние между упорами пресса и расстояние между плоскостью упоров и ползуном устанавливают в соответствии с размерами и характером изгибаемого элемента. [Рекомендации по правке стальных мостовых конструкций. ВНИИ транспортного строительства. - М.: 1988, с. 86]. Недостаток способа: при изгибе гофрированных элементов, особенно при большой кривизне, происходит местная потеря устойчивости в сжатой зоне, что либо существенно ограничивает область применимости способа, либо резко усложняет и удорожает оборудование для изгиба. Известен также способ правки изгиба стальных элементов, характеризующийся тем, что сторону элемента, которая после изгиба должна быть вогнутой, и боковые стороны элемента нагревают до температуры каления (700-900oС) серией пятен, причем вначале нагревают пятна на боковых сторонах, а затем - на вогнутой стороне. [Рекомендации по правке стальных мостовых конструкций. ВНИИ транспортного строительства. - М., 1988, с. 54, рис. 20е]. Недостатки способа: 1) указанный способ предназначен для изгиба элементов из стали толщиной 10 мм и более. При нагреве пятен указанных в аналоге формы и размеров в гофрированных элементах, толщина металла в которых практически всегда составляет 3-7 мм, вместо усадки металла в процессе нагрева происходит потеря местной устойчивости в пределах пятен, что сводит на-нет эффект нагрева и ухудшает внешний вид; 2) указанный способ предназначен для изгиба линейных элементов (элементов ферм мостов и т.п.); при изгибе тонкостенных пространственных элементов происходит общая потеря устойчивости с образованием, например, винтообразности, выправка которой практически невозможна. Известен способ изгиба гофрированных металлических элементов, включающий их изгиб в плоскости, проходящей через продольную ось отдельной волны и перпендикулярной к поверхности, ограничивающей гребни волн (а.с. SU 481352, В 21 D 13/00, 25.11.1975). Данный способ может быть использован в качестве прототипа. Предлагаемым изобретением решается задача исключения возможности потери местной и общей устойчивости металлическим гофрированным элементом при изгибе его термическим способом. Сущность предлагаемого изобретения состоит в том, что способ изгиба гофрированных металлических элементов в плоскости, проходящей через продольную ось отдельной волны и перпендикулярной к поверхности, ограничивающей гребни волн, характеризуется тем, что гофрированный элемент нагревают до степени каления отдельными пятнами, расположенными на гребневых и боковых участках отдельных волн, причем вначале нагревают боковые пятна всех волн, а затем все гребневые, при этом гребневые пятна расположены на гребнях волн со стороны, которая после изгиба должна быть вогнутой, причем все пятна имеют форму полосы шириной вдоль оси волны Сi=k1







3) при холодном изгибе элемент "расплющивается", т.е. стремится расшириться в плоскости элемента, что требует дополнительных приспособлений для сжатия;
4) оборудование для холодного изгиба гофрированных элементов, особенно при волне 140х380 мм и более становится очень дорогим, что снижает границу целесообразности изготовления малых серий. Способ второй: изгиб термическим способом. Исследованы и разработаны различные режимы изгиба, но это было сделано, во-первых, не для пространственных, а для линейных элементов, и, во-вторых, для стали толщиной более 10 мм. Гофрированные элементы рассматриваемого диапазона, изготовленные из стали толщиной 3-7 мм, в поперечном сечении содержат несколько волн, так что длина отдельного элемента сопоставима с его шириной. В таких элементах при нагреве широкого участка до высоких температур возможна потеря местной устойчивости. Кроме того, нагрев отдельных участков в пространственных элементах может привести к потере общей устойчивости, образованию деформаций винтообразности, выправка которых практически невозможна. Таким образом, исходя из описания аналогов, можно сформулировать основное техническое противоречие: с одной стороны для увеличения несущей способности от изгибающих нагрузок требуется увеличивать высоту волны, с другой стороны изготовить изогнутый элемент с высокой волной холодным способом становится труднее из-за потери устойчивости. Это требует увеличения толщины металла, что резко снижает эффект увеличения волны. Для снижения расхода металла требуется увеличение жесткости, а увеличение жесткости из-за несовершенств технологии приводит к повышению расхода металла. Это противоречие решается переходом на термический способ изгиба. Но здесь возникает новое противоречие: для увеличения кривизны изгибаемого элемента требуется увеличение размеров нагретой зоны. Однако увеличение размеров нагретой зоны приводит к потере местной и общей устойчивости. Это противоречие решается переходом на другую форму нагреваемых пятен (вместо "клиньев" - "прямоугольники") и обеспечением допустимой асимметрии нагрева. Для обеспечения решения этого противоречия были проведены длительные экспериментальные и теоретические исследования, которые позволили установить допустимую ширину Сi "прямоугольников" и порядок нагрева этих прямоугольников, обеспечивающий отсутствие потери устойчивости. Для изгиба термическим способом был выбран гофрированный элемент размером в плане 3260 мм (длина)х1280 мм (ширина). Поперечное сечение приведено на фиг. 1: размер волны 150 мм (высота)х400 мм (длина волны), толщина стали 5 мм. Пятна нагрева намечены были по схеме фиг.1 и 2. Ширина Сi равна 40 мм (при большей ширине имело место местное выпучивание). Длина всех пятен равна А/3. Порядок нагрева указан на фиг.1 и 2. Нагрев осуществлялся пропан-бутановой горелкой с наконечником 5. Нагрев всех 9 пятен по сечению давал стрелу прогиба примерно 2 мм/м. Если назвать нагрев всех 9 пятен термином "единичный полный нагрев", то всего было выполнено 26 единичных полных нагревов, причем все в центральном участке длиной 2 м, из них 18 единичных полных нагревов было осуществлено на центральном участке длиной 1 м. Каждый единичный полный нагрев осуществлялся после окончания нагрева предыдущего. Соответственно стрела прогиба на участках шириной 1000 мм, 2000 мм и 3260 мм была получена 23, 70 и 143 мм (см. фиг.3), что соответствовало среднему радиусу кривизны на этих участках соответственно 5,4 м; 7,1 м; 9,3 м. Эта кривизна соответствует тем диаметрам водопропускных труб или труб- и путепроводов, которые сооружаются практически. Таким образом, проведенный эксперимент полностью подтвердил практическую значимость и осуществимость способа. Эффект "расплющивания" или расширения зазора полностью отсутствовал. Ширина после изгиба не изменилась. Говоря о рациональных областях применения предложенного способа, следует отметить следующее:
1) метод рационален
- при толщине стали 3-7 мм;
- при больших волнах (высотой 100 мм и более);
- при симметричных по ширине гофрированных элементах;
2) для нагрева могут применяться различные нагреватели, но наиболее целесообразны газовые горелки;
3) весьма эффективным может оказаться применение предложенного термического способа в последовательном сочетании с холодным способом (см. аналог 1);
4) предложенный способ позволяет легко обеспечивать переменную кривизну по длине элемента;
5) предложенный способ позволяет осуществить догиб недостаточно изогнутого элемента (например, холодным способом). 6) предложенный способ позволяет осуществить обратный изгиб излишне изогнутого элемента (например, холодным способом).
Формула изобретения




РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3