Способ оперативного сопровождения и управления наземными транспортными средствами
Изобретение относится к контролю движения транспортных средств (ТС). Технический результат - повышение оперативности принятия решений на центральном диспетчерском пункте (ЦДП) при временной потере информации, повышение надежности несанкционированного доступа к системам управления ТС. Способ заключается, в частности, в том, что на ТС при приеме пакета информации от ЦДП оценивают заголовок пакета, выделяют из пакета символы "свой-чужой" и при совпадении их с собственным кодом расшифровывают остальные данные пакета, при этом при выходе из зоны радиовидимости на ТС накапливают пакеты в энергонезависимой памяти, а при входе в зону радиовидимости эти пакеты отправляют на ЦДП, причем во время стоянки ТС прием сигналов от спутниковой системы радионавигации периодически отключают на заданное время. 4 з. п. ф-лы, 4 ил.
Способ оперативного сопровождения и управления наземными транспортными средствами относится к области контроля и управления движением различных транспортных средств, преимущественно автомобильных, и может быть использован для централизованного контроля и управления любым подвижным наземным средством как на ограниченной территории, например в рамках одного города, страны, так и на территории отдельного континента.
Известны способы контроля движения транспортных средств, например, способ, реализованный в патенте РФ 2158963 G 08 G 5/06, БИПМ 31.2000, заключающийся в том, что на соответствующем транспортном средстве принимают радиосигналы от спутников глобальной системы, например от системы GPS, определяют координаты нахождения транспортного средства (ТС) в реальном масштабе времени, формируют пакет информации с дополнительным включением в него кода номера и состояние отдельных подсистем ТС, передают данный пакет на центральный диспетчерский пункт (ЦДП) через выделенный цифровой канал, где этот пакет обрабатывают и осуществляют управление подсистемами ТС через упомянутый выделенный цифровой канал. Недостатком данного способа является то, что при выходе ТС из зоны радиовидимости выделенного цифрового канала на ЦДП происходит потеря информации о координатах нахождения и о работе подсистем управления ТС, то есть снижается оперативность управления ТС с ЦДП. Кроме того, при приеме информации с ЦДП на ТС отсутствует защита от несанкционированного доступа, например, третьим лицом, это может привести к противоправным действиям отдельных подсистем ТС. Известен также способ контроля за транспортировкой грузов, описанный в патенте РФ 2157565, МПК G 08 G 1/123, БИПМ 28, 2000 г., заключающийся в том, что на подвижном ТС принимают навигационные сигналы от спутников глобальной системы радионавигации, например от системы GPS, определяют координаты нахождения, время и скорость движения ТС, формируют пакет информации с включением его кода номера и состояния подсистем ТС, преобразуют указанный пакет информации в электрический сигнал для передачи по каналу сотовой системы связи, передают этот сигнал в реальном масштабе времени через систему сотовой связи (GSM) на ЦДП, где информацию принимают периодически от данного и других ТС, производят ее обработку, хранение и отображение на электронной карте местности, а при возникновении нештатной ситуации формируют и передают соответствующее сообщение в виде пакета информации на соответствующее ТС через GSM, при приеме которой на ТС включают/отключают отдельные подсистемы контроля и управления ТС или устанавливают двухстороннюю речевую связь через GSM. Этот способ принят за прототип. Он имеет следующие недостатки: 1) при выходе транспортного средства, например автомобиля, из зоны радиовидимости системы GSM на ЦДП происходит потеря информации о месте нахождения ТС, что приводит к искажению данных и искаженному управлению соответствующим ТС при его вхождении вновь в зону радиовидимости, то есть снижается оперативность управления ТС с ЦДП; 2) на ТС при приеме информации с ЦДП отсутствует защита от несанкционированного доступа, например, третьими лицами, что может привести к неправильным действиям отдельных подсистем ТС. Задача, решаемая изобретением, заключается в повышении оперативности принятия решений на ЦДП по управлению ТС при временной потере информации, повышении надежности несанкционированного доступа к системам управления ТС и сокращении потребления электропитания. Это достигается тем, что в способе оперативного сопровождения и управления наземными ТС, заключающемся в том, что на соответствующем ТС принимают навигационные сигналы со спутников глобальной системы радионавигации, определяют координаты нахождения, время и скорость ТС, формируют пакет информации с включением в него дополнительного кода номера и состояния отдельных подсистем ТС, преобразуют указанный пакет информации в сигнал для передачи по каналу сотовой системы связи в реальном масштабе времени через систему сотовой связи на ЦДП, где информацию периодически принимают от данного и от других ТС, производят ее обработку, хранение и отображение на электронной карте местности, а при возникновении нештатной ситуации передают соответствующее сообщение в виде пакета информации на соответствующее ТС через сотовую систему связи, при приеме которой на ТС включают/отключают отдельные подсистемы или устанавливают двухстороннюю речевую связь по этому каналу, при этом определяют моменты выхода и моменты входа ТС из/в зоны радиовидимости сотовой системы связи и в период между указанными моментами на ТС запоминают и накапливают соответствующие пакеты информации, а при входе в зону радиовидимости накопленные пакеты информации передают описанным образом на ЦДП, где их обрабатывают и принимают решения по управлению ТС, причем при приеме пакета информации от ЦДП на ТС перед расшифровкой содержащихся данных производят верификацию дополнительных символов "свой-чужой", а затем при совпадении символов расшифровывают данные пакета, при этом коды символов "свой-чужой" записывают на ЦДП в специально отведенной области формата передаваемого пакета информации. Определение момента выхода/входа ТС из зоны радиовидимости сотовой системы связи осуществляют путем сравнения уровня аналогового сигнала с антенны GSM, преобразованного в цифровую форму, с заданным уровнем и при превышении первого над вторым фиксируют момент входа в зону радиовидимости, а при превышении второго над первым - момент выхода из зоны радиовидимости. Коды символов "свой-чужой" в формате передаваемого с ЦДП пакета информации записывают в области между полем "заголовок" и полем "данные", при этом для кодов символов "свой-чужой" используют три байта передаваемого пакета информации. Во время остановки осуществляют периодическое отключение навигационных сигналов путем многократного сравнения двух рядом рассчитанных координат местонахождения ТС и при их совпадении определяют момент остановки и отключают прием указанных сигналов на заданное время, по окончании которого вновь включают прием указанных сигналов, вновь осуществляют многократное сравнение двух рядом рассчитанных координат местонахождения ТС и процесс повторяют до момента получения разницы, отличной от нулевого значения сравниваемых координат, после чего навигационные сигналы принимают с ранее заданной частотой. Сущность предлагаемого способа оперативного сопровождения и управления наземными транспортными средствами поясняется чертежами, где на фиг.1 приведена общая структурная схема реализации способа, на фиг.2 - алгоритм функционирования автономной системы ТС в режиме обработки и передачи информации на ЦДП, на фиг.3 - алгоритм функционирования автономной системы ТС в режиме стоянки ТС, на фиг.4 - формат и содержание пакета информации, принимаемого и передаваемого автономной системой ТС. На чертежах приняты следующие обозначения. На фиг.1 обозначены: НСП1... НСПN - навигационные спутники; 1 - GPS антенна; 2 - GPS приемник с процессором обработки; 3 - бортовые подсистемы (датчики контроля, исполнительные органы) ТС; 4 - контроллер автономной системы ТС; 5 - GSM антенна; 6 - GSM приемник с процессором обработки;7 - телефонная трубка с элементами управления и индикации;
8 - энергонезависимая память;
9 - блок питания;
10 - сеть GSM, ТС1... ТСn - транспортные средства (1... n);
11 - центральный диспетчерский пункт (ЦДП);
а1, а2... aN - радиоканалы связи с навигационными спутниками;
b - радиоканалы связи с сетью GSM и ЦДП;
c1, c3, c4 - стандартные интерфейсы RS232,
c5 - линии связи с параллельными интерфейсами,
с2 - интерфейс I2С. На фиг.2 обозначены операции:
А0 - включение питания. А1 - прием информации со спутников НСП1-НСПN, А2 - преобразование принятой со спутников НСП1-НСПN информации в цифровую форму, А3 - определение координат нахождения, скорости и времени по Гринвичу; А4 - чтение информации с бортовых подсистем в контроллер автономной системы ТС; A5 - чтение и оценка информации с процессора обработки GPS приемника; А6 - формирование предварительного пакета информации для передачи на ЦДП; A7 - прием информации с антенны GSM; A8 - преобразование информации с антенны GSM в цифровую форму и передача в контроллер автономной системы ТС; А9 - чтение заголовка пакета принятой информации с антенны GSM; А10 - выделение младшего полубайта в L-байте заголовка пакета; 11 - оценка уровня входного сигнала с GSM антенны; А12 - сравнение полученного уровня сигнала с заданным; A13 - определение момента выхода ТС из зоны радиовидимости сети GSM; A14 - запись сформированного в контроллере автономной системы ТС пакета информации в энергонезависимую память; А15 - определение момента нахождения ТС в зоне радиовидимости сети GSM; A16 - выделение из принятого пакета М-кода и вычисление верификационного кода ТС; A17 - сравнение вычисленного верификационного кода с заданным; 18 -расшифровка и обработка остальных данных принятого пакета; А19 - формирование полного пакета для передачи на ЦДП; А20 - преобразование сформированного пакета информации контроллером автономной системы ТС в соответствующий сигнал и передача через антенну GSM в сеть GSM; А21 - преобразование пакетов из энергонезависимой памяти в соответствующий сигнал и передача в сеть GSM; A22 - игнорирование принятого пакета. На фиг.3 приняты следующие обозначения:
A5-1 - чтение информации с процессора обработки GPS приемника;
А5-2 - выделение значений двух соседних координат местонахождения ТС (ki, ki+1);
А5-3 - оценка разности значений двух соседних координат на равенство нулю (

А5-4 - передача команд на отключение приема сигналов с GPS антенны на процессор GPS приемника 2 от контроллера 4;
А5-5 - включение заданного времени задержки;
А5-6 - передача команд на включение приема сигналов с GPS антенны на процессор GPS приемника 2 от контроллера 4. На фиг.4 обозначены:
С - вид пакета, N - количество информационных блоков пакета, S - количество захваченных спутников антенной GPS и ошибки положения ТС, L - байт, младшая половина которого содержит код уровня сигнала с антенны GSM (0...4),
М - символы определения верификационного кода ТС;

Lat - долгота нахождения ТС (4 байта);
Long - широта нахождения ТС (4 байта);
GPSt - время по Гринвичу (4 байта);



Формула изобретения












РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4QB4A Государственная регистрация договора о распоряжении исключительным правом
Дата и номер государственной регистрации договора: 04.10.2011 № РД0087973
Вид договора: лицензионный
Лицо(а), предоставляющее(ие) право использования:
Закрытое акционерное общество научно-технологический центр "Навигатор Технолоджи" (RU)
Лицо, которому предоставлено право использования:
Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение "Навигатор Индастриз" (RU)
Условия договора: НИЛ, сроком на 5 лет на территории РФ.
Дата публикации: 10.11.2011