Тормозной элемент
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в тормозных системах транспортных средств. Тормозной элемент для тормозной системы транспортного средства, во фрикционный состав которого введен компонент, имеющий фазовый переход первого рода. При этом фазовый переход указанного компонента связан с полиморфным превращением кристаллической решетки в температурном интервале 150-350oС, обеспечивая поглощение тепла, выделяемого при торможении. Содержание указанного компонента во фрикционном составе тормозного элемента составляет 30-50% от общего объема фрикционного состава. А в качестве указанного компонента может быть использован карбид железа, сульфид железа, сульфид меди, оксид ниобия. Технический результат - простота конструкции, высокая эксплуатационная надежность. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в тормозных системах транспортных средств.
Поддержание оптимального температурного режима тормозной системы предохраняет тормозные устройства от преждевременного износа и в значительной мере предопределяет безопасность эксплуатации транспортных средств. Для решения этой проблемы применительно к барабанно-колодочным, ленточным и дисковым тормозным устройствам существует множество технических мероприятий. В тормозных колодках, лентах, суппортах применяют, например, вентиляционные каналы (RU 2126503, F 16 D 65/16, 20.02.99) или принудительную циркуляцию смазки (SU 1603095, F 16 D 65/78, 30.10.90). Однако охлаждающая способность подобных тормозных устройств является низкой. Еще одно направление в обеспечении приемлемых тепловых режимов в тормозных системах связано с синтезом подходящего с этой точки зрения материала фрикционных элементов, преимущественно, путем внесения в него различных добавок. Известны технические решения, предусматривающие добавление в материал тормозного элемента характеризующихся повышенной теплопроводностью медных пластин (SU 312992, F 16 D 65/04, 31.08.71) или бронзовой стружки (RU 2101305, C 08 J 5/04, 01.10.98), а также использование теплопоглощающего наполнителя из карбида алюминия (SU 544787, F 16 D 65/78, 30.01.77) или борида бериллия (SU 568768, F 16 D 65/78, 15.08.77). Недостаток таких тормозных устройств также определяется невысокой эффективностью охлаждения. Наконец, известны технические решения, основанные на введении в рабочее тело тормозного элемента компонента, изменяющего при нагреве свое фазовое состояние с переходом из твердого состояния в жидкое и далее в газообразное при усиленном поглощении тепла. В качестве компонента, обеспечивающего постоянство температуры, используют сплав висмута и олова (FR 2495253, F 16 D 65/78, 04.06.82), либо фторохлорные производные углеводорода (DE 3312804, F 16 D 65/78, 27.10.83 - прототип). Недостаток полученных таким образом тормозных элементов связан с их конструктивным усложнением, обусловленным наличием у указанных компонентов жидких и газообразных фаз. Задачей изобретения является создание достаточно простой конструкции тормозного элемента, обеспечивающей эффективное охлаждение и, как следствие, высокую эксплуатационную надежность. Поставленная задача решается тем, что во фрикционный состав тормозного элемента тормозной системы транспортного средства введен компонент, обеспечивающий постоянство температуры, при этом указанный компонент является твердым кристаллическим веществом, имеющим фазовый переход первого рода, связанный с полиморфным превращением кристаллической решетки в диапазоне температур, выше которых тормозной элемент теряет или значительно снижает свои фрикционные свойства. Решению поставленной задачи способствует ряд частных существенных признаков изобретения. Компонент, обеспечивающий постоянство температуры, составляет 30-50% от общего объема фрикционного состава тормозного элемента. В качестве компонента, например, может быть применен сплав на основе олова с фазовым переходом первого рода, связанным с полиморфным превращением кристаллической решетки вещества при температуре около 200oС. Сплав на основе олова может быть представлен в виде стружки, гранул, проволоки, волокон или металлической ваты. Предложенное техническое решение базируется, таким образом, на использовании в тормозном элементе вещества с фазовым переходом первого рода, связанным с полиморфным превращением вещества. Для его реализации учитывается следующее. При фазовом переходе первого рода скачком меняются такие термодинамические характеристики вещества, как плотность и концентрация компонентов. В единице массы рабочего тела выделяется или поглощается вполне определенное количество теплоты, называемой теплотой фазового перехода. В данном случае речь идет о теплоте полиморфного превращения Qп.п., т.е. о количестве теплоты, поглощаемом (выделяемом) при равновесном изобарно-изотермическом переходе вещества из одной полиморфной модификации в другую. Полиморфные модификации существуют у твердых кристаллических веществ. Модификации одного и того же вещества различаются структурой кристаллической решетки и являются устойчивыми в определенном диапазоне значений температур, давлений и др. внешних параметров. Переходы из одной модификации в другую связаны с изменением энтальпии вещества




Формула изобретения
1. Тормозной элемент для тормозной системы транспортного средства, во фрикционный состав которого введен компонент, имеющий фазовый переход первого рода, отличающийся тем, что фазовый переход указанного компонента связан с полиморфным превращением кристаллической решетки в температурном интервале 150-350oС, обеспечивая поглощение тепла, выделяемого при торможении, при этом содержание указанного компонента во фрикционном составе тормозного элемента составляет 30-50% от общего объема фрикционного состава. 2. Тормозной элемент по п. 1, отличающийся тем, что указанный компонент может быть выполнен из карбида железа, сульфида железа, сульфида меди, оксида ниобия. 3. Тормозной элемент по п. 2, отличающийся тем, что термостатирующий компонент может быть выполнен в виде гранул, стружки или проволоки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2