Чугун
Изобретение относится к металлургии литейного производства, в частности к разработке состава жаростойкого чугуна для литых деталей, работающих в условиях высоких температур. Чугун, содержащий углерод, кремний, марганец, хром, серу, фосфор и железо, модифицирован в форме ферросиликомагнием и дополнительно содержит магний при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод - 2,5-3,2; кремний - 4,4-5,1; марганец - до 0,4; хром - до 0,1; сера - до 0,025; фосфор - до 0,1; магний - 0,03-0,06; железо - остальное. Изобретение позволяет повысить механические свойства, жаростойкость и исключение "неметаллических включений" в чугуне в виде "графитовой спели" и в виде "черных пятен" оксидов и сульфидов магния, образующихся в верхних частях отливки. 2 табл.
Изобретение относится к металлургии литейного производства, в частности к разработке составов жаростойкого чугуна для литых деталей, работающих в условиях высоких температур в двигателях внутреннего сгорания.
Известен чугун [1] , нирезист с шаровидным графитом (ШГ) следующего химсостава, мас.%: Углерод - 2,5-3,0 Кремний - 2,0-2,5 Марганец - 1,3-1,8 Хром - 0,6-1,0 Никель - 14-16 Медь - 3-3,5 Недостаток известного чугуна - низкая жаростойкость. При испытании этого чугуна при температуре 750oС в течение 200 часов прирост массы окалины составил 0,79%, тогда как у кремнистого чугуна с шаровидным графитом 0,20%. Причем окалина у нирезиста легко отделялась и осыпалась, тогда как у кремнистого чугуна с шаровидным графитом окалина была плотная и не осыпалась. Большая и легко отделяемая окалина недопустима в выпускных коллекторах дизельных двигателей с турбокомпрессором. Наиболее близким к предлагаемому чугуну по технической сущности и достигаемому результату является кремнистый чугун [2] следующего химсостава, мас.%: Углерод - 2,7-3,3 Кремний - 4,5-5,5Марганец -

Хром -

Сера -

Фосфор -

Недостатком данного чугуна является высокое содержание углерода и кремния, которое приводит к появлению "неметаллических включений", которые по ГОСТ 19200-80 определяются, как дефект в виде неметаллической частицы, попавшей в металл механическим путем или образовавшейся вследствие химического взаимодействия компонентов при расплавлении и заливке металла. Для данного чугуна "неметаллическими включениями" является "графитовая спель" в верхних частях тонкостенной отливки. При испытании отливок коллекторов на герметичность в этих местах появляется "течь". Полученный обычным путем, модифицированием в ковше, кремнистый чугун с ШГ [2] и высоким углеродным эквивалентом (таблица 1, чугуны 9, 10, 11) имеет низкие механические свойства из-за больших по размеру и неправильной формы включений графита. Детали "выпускной коллектор" разрушились при испытаниях двигателей на стендах (таблица 2, чугуны 9, 10, 11). Кроме того, этот чугун имеет недостаточную жаростойкость (средний прирост массы 0,12-0,36%, в таблице 2, чугуны 9, 10, 11). Технической задачей данного изобретения является повышение механических свойств, жаростойкости и исключение "неметаллических включений" в чугуне в виде "графитовой спели", а также в виде "черных пятен" оксидов и сульфидов магния MgO+MgS, образующихся в верхних частях отливки при модифицировании магниевым модификатором. Технический результат достигается тем, что чугун, полученный модифицированием в форме ферросиликомагнием, и содержащий углерод, кремний, марганец, хром, серу, фосфор, дополнительно содержит магний и имеет следующий химсостав, мас.%:
Углерод - 2,5-3,2
Кремний - 4,4-5,1
Марганец - до 0,4
Хром - до 0,1
Сера - до 0,025
Фосфор - до 0,1
Магний - 0,03-0,06
Железо - Остальное
Аналогов, содержащих отличительные признаки предлагаемого технического решения, не обнаружено. На ОАО "ГАЗ" в условиях исследовательского отдела литейных процессов в литейной мастерской были проведены опытные сравнительные плавки с известным и предложенным чугунами. Чугуны выплавляли в индукционной печи ИСТ-016 с кислой футеровкой. В качестве шихты использовали чушковые передельные чугуны, возврат чугуна СЧ25, отходы стали и ферросплавы. Литниковая система была сделана с реакционной камерой для модифицирования предлагаемого чугуна в форме ферросиликомагнием. Известный чугун модифицировали в ковше. Металл перегревали в печи до 1500oС и заливали клинья (по ГОСТ 7293-79), из которых вырезали образцы на механические свойства и жаростойкость. В литейном цехе отливались детали "выпускной коллектор" для дизельного двигателя с турбокомпрессором. В таблице 1 приведен химический состав предлагаемого и известного чугунов. В таблице 2 приведены значения механических свойств (столбцы 2-5), жаростойкости (столбец 6), виды литейного брака после механической обработки (столбцы 9, 10), а также результаты стендовых испытаний деталей "выпускной коллектор" в составе дизельного двигателя (столбец 11). Предлагаемый кремнистый чугун с ШГ (чугуны 1, 2, 3, 4, 5, таблица 1), полученный инмолдпроцессом (модифицирование в форме модификатором ФСМг5), имеет более высокие механические свойства, чем чугун [2] (


1. Н. Н. Александров. Никелевый чугун. Гл. I, раздел 6, п.2, с.106. Справочник по чугунному литью под редакцией Н.Г. Гиршовича. - Л.: Машиностроение, 1978. 2. Е.В. Ковалевич. Кремнистый чугун. - Гл. I, раздел 6, п.3 с.112. Справочник по чугунному литью под редакцией Н.Г. Гиршовича. - Л.: Машиностроение, 1978.
Формула изобретения
Углерод - 2,5-3,2
Кремний - 4,4-5,1
Марганец - До 0,4
Хром - До 0,1
Сера - До 0,025
Фосфор - До 0,1
Магний - 0,03-0,06
Железо - Остальное
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2