Способ оценки и поддержания надежности энергетических установок многоразового использования на углеводородных горючих и охладителях
Изобретение относится к области эксплуатации самолетов и их двигательных установок, может также применяться и в других (наземных, космических) энергетических установках многоразового использования (ЭУМИ) на жидких и газообразных углеводородных горючих и охладителях. Сущность изобретения заключается в том, что негативный процесс осадкообразования в ЭУМИ контролируется не только косвенными измерениями (давления и расхода горючего в предфорсуночном пространстве ЭУМИ), но и прямыми замерами толщины твердого углеродистого осадка специальными и (или) комбинированными датчиками и системами контроля в постоянном и периодическом режимах, где рабочие органы контрольных датчиков могут выполнять роль и рабочих органов новой системы борьбы с осадком, состоящей из системы предотвращения и системы удаления осадка, включение которых может осуществляться в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах (наземным оператором, летчиком, космонавтом), а вся информация об осадке и возможных негативных последствиях (потере тяги, пожаре, взрыве ЭУМИ и др.) выводится на новое специальное табло в постоянном и периодическом режимах. Изобретение позволяет своевременно предотвратить аварийные ситуации, повысить ресурс, надежность, эффективность и экологичность наземных, авиационных, аэрокосмических и космических ЭУМИ на жидких и газообразных углеводородных горючих и охладителях. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
Изобретение относится к эксплуатации самолетов, например, типа Ту-154, двигателей к ним, например НК-8-2У, также может найти широкое применение при эксплуатации других наземных, авиационных, авиационно-космических и космических транспортных средств и их энергетических установок (ЭУ) многоразового использования (ЭУМИ) на жидких и газообразных углеводородных горючих и охладителях.
Известно, что через определенное число циклов самолеты с воздушно-реактивными двигателями (ВРД) подвергают капитальному ремонту, что приводит к большим экономическим потерям из-за простоя летательного аппарата (ЛА). При разборке и ремонте ВРД в заводских условиях обнаруживается, что форсунки (особенно периферийные), форсуночные фильтры и подводящие топливные каналы к ним полностью закоксованы. Конструктивно эти подобные элементы ВРД хорошо показаны в [1]. Процесс осадкообразования является одним из негативных при эксплуатации ЭУМИ на жидких углеводородных горючих [2, 13, 14]. Частичное закупоривание топливоподающих каналов и фильтров приводит к уменьшению тяги, а частичное закупоривание форсунок - к нерасчетному струйному распылу, что может привести к локальному прогару жаровой трубы, к пожару и, как следствие, к возможному взрыву всего ЛА. Полное закупоривание топливной системы приводит к потере и обнулению тяги как ВРД, так и жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Кроме того, в рубашке охлаждения ЖРД из-за образования твердого осадка происходит самопроизвольный быстрый рост температуры стенки, что также приводит к ее прогару, пожару и взрыву ЭУ и всего ЛА. Экспериментально установлено, что процесс осадкообразования существует и в ЭУ, работающих на газообразных углеводородных горючих и охладителях, например на метане. Процесс осадкообразования [14] особенно опасен в ЭУМИ. К наземным ЭУМИ можно отнести ЖРД, ВРД и другие ЭУ, применяемые в нефтегазовой промышленности (для повышения эффективности нефтеотдачи труднодобываемых битумных слоев, в системах перекачки и транспортировки природного газа и т.д.), в транспортных сухопутных и воздушных средствах, в малой и большой энергетике, в химической и других отраслях промышленности. К авиационным ЭУМИ - ВРД, ЖРД, гибридные и другие ЭУ различного класса и назначения, используемые в ЛА малой, средней и тяжелой авиации. К авиационно-космическим ЭУМИ - ВРД, ЖРД (основные и вспомогательные), гибридные ЭУМИ, используемые в воздушно-космических самолетах (ВКС) различных типов, классов и назначений. К космическим ЭУМИ - основные и вспомогательные ЖРД (ЖРДМТ - ЖРД малой тяги) для вывода ЛА на орбиту, для смены или коррекции орбиты, для обеспечения стыковки, посадки на другие планеты и взлета с них и т.п.; различные газотурбинные установки (ГТУ), применяемые в космических летательных аппаратах (КЛА); ЖРДМТ - для обеспечения стыковки, коррекции и смены орбиты, для обеспечения очистки околоземного космического пространства от космических объектов и мелких частиц путем их разрушения [8]. Процесс осадкообразования - это сложный процесс, происходящий в земных и космических условиях, зависящий от многих факторов:

КО2 - насыщенность горючего кислородом;
КИН - насыщенность инертными газами;
ТААКДАВЛ - термоакустические автоколебания давления;
Е - влияние электрического ветра;
N - число циклов (запусков-остановов) ЭУ;
t - длительность работы ЭУ;
В - вид горючего (охладителя), его физико-химические и др. характеристики. Поскольку осадкообразование - это очень опасный и негативный процесс, то его необходимо учитывать уже на ранней стадии расчета, проектирования и создания ЭУ, особенно ЭУМИ [13-16]. Кроме того, этот процесс необходимо учитывать при создании и расчете формул - динамики движения, стабилизации и маневрирования ЛА и КЛА многоразового использования, что значительно уменьшит число необходимых циклов двигательной установки (ДУ), время стыковки, смены и корректировки орбиты, а также повысит точность программной динамики полета, экономичность топлива, число возможных запусков ДУ, надежность и безопасность всех процессов, включая посадку на другие планеты и взлет с них [14]. В существующих математических моделях управляемого движения ЛА (КЛА) [3] , в системах ориентации и стабилизации КЛА [4] отсутствует учет негативных последствий процесса осадкообразования. При создании теории и расчете энергосиловых установок ЛА, КЛА и их диагностики авторы [5-7] также не учитывали этого явления, а ограничивались только стандартными факторами отказов и контролируемыми параметрами ЭУ. Наиболее близким аналогом является изобретение авторов [9], где приведен способ оценки и поддержания надежности самолетов и их силовых установок при эксплуатации авиационной техники по состоянию, раскрывается общий теоретический подход к анализу контролируемых параметров, но так же, как и в предыдущих, отсутствуют данные о негативности процесса осадкообразования, о необходимости его персонального учета и контроля в ЭУ многоразового использования, в частности в ДУ самолета Ту-154. Автор [10, 11] уделяет процессу осадкообразования в системах контроля и диагностирования авиационных (вертолетных) ГТД весьма большее внимание, чем авторы [5-7] , однако он ограничивается только побочными измерениями (давления в предфорсуночном пространстве, расхода топлива), а не прямыми замерами твердых углеродистых отложений в различных узлах и агрегатах топливных и охлаждающих систем ЭУ. Кроме того, он отводит в интегральной схеме целый канал по регистрации этого негативного явления, даже сравнивает его с банком данных, заложенных в бортовую (наземную) ЭВМ, но все это является только отслеживанием и анализом результатов роста твердого углеродистого осадка. Необходимо отметить, что автор [10, 11] очень узко осветил негативность процесса осадкообразования в ГТД, т.к. не включил в систему контроля и диагностирования, например, заедание и заклинивание (из-за осадка) трущихся деталей топливно-регулирующей аппаратуры и золотников, что приводит к неуправляемости (даже к разносу и разрушению) ГТД, к коррозии деталей и другим негативным последствиям [2, 13, 14]. Можно отметить, что все системы контроля и диагностирования у авторов [10, 11, 6, 7 и др.] только лишь фиксируют наличие твердого углеродистого осадка в ЭУМИ (ГТД, ВРД, ЖРД и др.), но никаких средств борьбы с этим негативным явлением не включают, т.к. их нет, кроме одного - срочный останов двигателя с дальнейшим ремонтом, что не всегда является возможным (как в земных, так и в космических условиях), а иногда уже запоздалым и ненужным (из-за пожара и взрыва ЭУМИ и всего ЛА, КЛА и др. техносистем). Авторы [10, 11, 6, 7 и др.] применяют постоянный или периодический контроль за изменением рабочих параметров (в том числе и косвенный - за осадкообразованием), хотя возможно (и необходимо) проведение одновременно этих двух видов контроля (иногда совмещая их со средствами борьбы с осадком) [13-15]. В ходе экспериментальных исследований были разработаны следующие системы контроля за процессом осадкообразования [13-15, 17]:
1. Оптико-визуализационные (фотооптические, телеэндоскопические, внешнего осмотра). 2. Электромеханические (конусного типа, объемного замера, пневмогидравические, расходомерные). 3. Электронные (бесконтактная диагностика) (двух- и многоигловые (стационарные, подвижные), сетчатого типа (однослойные, двухслойные, многослойные), электростатические зонды). 4. Тепловые (термопарного типа (стационарные, подвижно-регулируемые, сканирующие), термопластины с эффектом "памяти формы" (стационарные, подвижно-регулируемые)). 5. По виду контроля: непрерывного (постоянного), периодического, смешанного (комбинированного). Данная система контроля позволяет осуществлять не только косвенный, но и прямой контроль за возникновением, ростом, самопроизвольным откалыванием или специальным удалением твердого углеродистого осадка [13-15, 17], а также включение средств предотвращения этого негативного процесса, например, электростатическими полями [16]. Авторы [12] предлагают осуществлять контроль загрязнения газотурбинного тракта ГТД емкостным датчиком с электродами, однако для замера толщины слоя твердых углеродистых отложений он негоден, т.к. процесс осадкообразования - это сложный химико-термический процесс, возникающий при давлении р>0,1 МПа и температуре ГСТ>450 К в топливно-охлаждающих трактах, механизмах и узлах ЭУМИ до зоны воспламенения и горения, например в предфорсуночном пространстве [13-17] . Все, что происходит с химико-термическим превращением топлива в зоне горения ЭУМИ (в сопле, в жаровой трубе и т.д.) - это уже нагарообразование, сажеобразование, но не осадкообразование, хотя эти процессы и являются также негативными. Автору [12] и другим специалистам и разработчикам необходимо знать, что осадкообразование не может "налепляться" на какие-либо поверхности, оно возникает (зарождается) и растет только на металлических поверхностях как при естественной, так и при вынужденной конвекции жидких (и газообразных) углеводородных горючих и охладителей. В газообразном метане, например, скорость осадкообразования в 10 раз меньше, чем в жидких углеводородных горючих - проверено экспериментально [14]. Автором [2] установлено, что природа осадкообразования носит электрический характер, что подтверждено также многочисленными опытами при до- и сверхкритических параметрах по давлению и температуре в условиях естественной и вынужденной конвекции различных углеводородных горючих и охладителей [13, 14]. Нанесение даже тонкого электроизоляционного слоя на греющую металлическую стенку (поверхность) является одним из способов борьбы (предотвращения) с процессом осадкообразования [13, 14]. Т.е. устройство авторов [12] возможно применять для улавливания загрязняющих (металлических и (или) других) частиц, которые движутся в газодинамическом потоке продуктов сгорания, осаждаясь или "налепляясь" на электродных стенках, образуя какой-либо слой грязи, толщину которого, по их утверждениям, можно измерить. В данном изобретении [12] слой "налепленной" грязи нельзя принимать за слой твердого углеродистого осадка. Кроме того, весьма сомнительным является и работоспособность самого устройства [12] из-за наличия слоя изоляции на одном из электродов. Почему-то авторы [12] не учитывают и скорость всего потока, т.к. существуют определенные границы влияния поперечных электростатических полей на движение (траекторию) различных частиц (металлических и неметаллических). Например, экспериментально обнаружено, что в жидких углеводородных горючих при их скорости прокачки W>6 м/с, а в газообразных (в метане) при массовой скорости прокачки


1. Контроль негативного процесса осадкообразования осуществляется не только косвенными измерениями рабочих параметров (давления и расхода горючего), но и прямыми замерами толщины твердого углеродистого осадка специальными и (или) комбинированными датчиками и системами контроля [13-15, 17]. 2. Контроль негативного процесса осадкообразования осуществляется в постоянном и периодическом режимах. Примером может служить периодический контроль осадка в канале распылителя форсунки при помощи контрольной осевой иглы 1 (см. рис. 11 [13]), в период постоянного контроля за осадком на входных отверстиях форсунки при помощи радиальных контрольных игл 1, 2, 3, 4, 5, 6 (см. рис.10 (а, б) [13, 17]), или в период постоянного контроля за осадком в системах, приведенных на рис.4, 7 (а, б) [13] и др., или в период постоянного контроля за осадком путем замера температуры стенки ТСТ сопла (или жаровой трубы) для обнаружения локальной зоны перегрева в связи со струйным нерасчетным распылом горючего из-за частичного закоксования (закупоривания) одной форсунки (или нескольких форсунок сразу) [13]. 3. Рабочие органы контрольных датчиков могут (при необходимости) выполнять роль рабочих органов систем борьбы (удаления) с осадком. Примером может служить контрольная осевая игла 1 (рис.11 [13]), имеющая жало в виде кольцевого ножа, которым можно выдавить (вырезать) твердый осадок из канала распылителя форсунки, если он будет там обнаружен [13]. Другим примером может служить игла 6 (рис.11 [13]), которая также может вести контроль за осадком и вдавить его внутрь форсунки, если, например, откажет игла 1 (рис. 11 [13] ). А гофрированные каналы из металла с "памятью форм" самостоятельно (при определенном нагреве и увеличении температуры стенки выше нормы из-за осадка) начинают выпрямляться (или сжиматься), разрушая при этом твердый слой углеродистого осадка, т. е. здесь одновременно совмещены и датчик контроля за ТСТ и осадком, и система борьбы с осадком (система удаления осадка). 4. Сигнал об осадкообразовании идет не только в систему статистического учета и анализа, но и в систему борьбы с осадкообразованием (фиг.1), состоящей из системы предотвращения и системы удаления осадка, включение которых может осуществляться в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах (наземным оператором, летчиком, космонавтом). Система предотвращения осадка - это использование электростатических полей, создание электроизоляционного поверхностного слоя, создание оребренной поверхности, обеспечение усиленного режима охлаждения опасных зон и др. [13, 14, 16]. Система удаления осадка - это искусственное создание режима термоакустических автоколебаний давления (ТААК давления) в топливно-охлаждающих каналах ЭУМИ, использование рабочих осевых игл, использование гофрированных каналов из металлов с "памятью форм" и (или) с возможностью механического воздействия внешними силами, применение конструктивных схем с заменяемыми элементами (например, форсуночными фильтрами и т.д.) и др. [13, 14]. Система борьбы с осадкообразованием является новой, т.к. ее нет ни в одной блок-схеме управления ЛА, КЛА, ЭУМИ, даже в системе управления (контроля, диагностирования) РН "Энергия" - ВКС "Буран", а также в диагностическом комплексе, например "Град" и др. системах [13, 14]. 5. Информация об осадкообразовании поступает не только в системы статистического учета и анализа борьбы с осадкообразованием, но и на специальное табло наземного оператора, летчика, космонавта, содержащее оперативные сведения, как показано в таблице, в постоянном режиме (например, в период работы ЭУМИ, до- и после включения систем борьбы с осадкообразованием), а также в периодическом (например, в период молчания ЭУМИ на Земле - при подготовке ЭУМИ к запуску или профилактических работах, или в космосе - на орбите). Данное табло является новым и раскрывает практически всю реальную картину процесса осадкообразования в ЭУМИ в любой момент времени, позволяет оценить оперативную обстановку: время до полного выхода из строя форсунок, каналов; рабочий ресурс ЭУМИ; возможное число включений базовых и вспомогательных ЭУМИ; реальную тягу каждого двигателя в условиях процесса осадкообразования; результаты работы системы борьбы с осадкообразованием и др. [13, 14]. Поскольку автор [10] больше других авторов [3-9, 12] уделяет внимание проблеме осадкообразования в ЭУМИ на углеводородных горючих и охладителях, хотя и осуществляет только косвенный контроль за этим негативным процессом (по давлению в предфорсуночном пространстве и расходу топлива), то его материал можно принять за аналог-прототип предлагаемого изобретения: "Способ оценки и поддержания надежности энергетических установок многоразового использования на углеводородных горючих и охладителях, включающий статистический учет и системный анализ изменения контролируемых параметров, в котором ведут контроль постоянный или периодический, результаты которого сравнивают с теоретико-экспериментальными и расчетными значениями, заложенными заранее в банк данных наземной и (или) бортовой ЭВМ". Предлагаемое изобретение отличается тем, что:
1. Осуществляют прямой контроль за негативным процессом осадкообразования в постоянном или периодическом режимах, результаты оперативного контроля поступают в блок оценки эффективности тяги, на табло наземного оператора (летчика, космонавта), после анализа, выбора и задействования средств борьбы с осадком срабатывает блок выбора двигательных установок и времени работы, а сигнал на включение командного блока запуска двигательных установок после принятия окончательного решения поступает от оператора (летчика, космонавта). 2. Табло оператора (летчика, космонавта) содержит всю информацию о процессе осадкообразования во всех двигательных установках, их топливо-подающих и охлаждающих системах, о новых (предполагаемых) значениях тяг, о времени возможной работы и числе запусков двигательных установок до начала аварийной ситуации, о результатах принятия экстренных мер и контроле их выполнения в автоматическом или ручном режимах. Применение данного изобретения будет способствовать повышению ресурса, надежности, безопасности, эффективности, экономичности и экологичности наземных, авиационных, аэрокосмических и космических ЭУМИ на жидких и газообразных углеводородных горючих и охладителях. Источники информации
1. Кузнецов Н.Д., Радченко В.Д., Татаринов В.В. и др. //Авторское свидетельство СССР 240391, кл. F 23 С 7/00, F 23 D 11/26; F 23 D 11/40, 1983. 2. Большаков Г. Ф. Химия и технология ракетного топлива. Л.: Химия. - 1983. - 320 с. 3. Математические методы моделирования в космических исследованиях //Сб. научн.-техн. статей. М.: Наука. - 1971. - С.177-188. 4. Бебеник Г. Г. , Скребушевский B.C., Соколов Г.А. Системы управления полетом космических аппаратов. М.: Машиностроение. - 1978. - С.72-201. 5. Квасников Л.А., Латышев Л.А., Севрук Д.Д., Тихонов В.Б. Теория и расчет энергосиловых установок космических летательных аппаратов //Учебник для авиационных специальностей вузов. М.: Машиностроение. - 1984. - 332 с. 6. Косточкин В.В. Надежность авиационных двигателей и силовых установок. М.: Машиностроение. - 1988. - 272 с. 7. Гафуров Р. А., Соловьев В.В. Диагностика внутрикамерных процессов в энергетических установках. М.: Машиностроение. - 1991. - 272 с. 8. Корягин Ю. В. , Долгих В.Н., Севин В.И. и др. Способ очистки околоземного космического пространства от космических объектов и мелких частиц путем их разрушения и устройство для его осуществления //Патент Российской Федерации 2092409, кл. В 64 G 9/00, 1997. 9. Шенгердт А.С., Автоманов А.И., Аристархов Г.Г. и др. Способ оценки и поддержания надежности самолетов и их силовых установок при эксплуатации авиационной техники по состоянию //Патент Российской Федерации 2038991, кл. В 64 F 5/00, 1995. 10. Кеба И.В. Диагностика авиационных газотурбинных двигателей. М.: Транспорт. - 1980. - С.54-60. - Рис.17 (интегральная диагностическая система). 11. Кеба И.В. Диагностика авиационных газотурбинных двигателей. М.: Транспорт. - 1980. - С.119-120. 12. SU 1170274, кл. G 01 D 5-56, 30.07.1985. 13. Алтунин В.А. Методика создания систем контроля аномальных процессов в аэрокосмических энергоустановках многоразового использования на углеводородных горючих и охладителях //Труды XXXVI Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского (Калуга, 18-20 сентября 2001 г.). Секция: "Проблемы ракетной и космической техники". Казань: Изд-во "Унипресс". - 2002. - С.91-103. 14. Алтунин В. А. Особенности теплоотдачи к углеводородным горючим в энергоустановках аэрокосмических систем многоразового использования //Изв. вузов. Авиационная техника. - 2001. - 4. - С.38-41. 15. Алтунин В.А. Способ обнаружения процесса осадкообразования в энергетических установках на углеводородных горючих и охладителях //Патент РФ на изобретение 2194974, кл. G 01 N 25/72, G 01 К 7/02 с приоритетом от 04.08.1998 (бюл. 35 от 20.12.2002). 16. Алтунин В.А. Форсунка //Патент РФ на изобретение 2155910 с приоритетом от 3.08.1998 (бюл. 25 от 10.09.2000). 17. Алтунин В.А. Устройство по обнаружению и замеру твердых углеродистых отложений в энергетических установках одно- и многоразового использования //Заявка на изобретение (патент) РФ 98115091 с приоритетом от l7.08.1998.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2