Экскурсионный комплекс для морских прогулок
Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции экскурсионных комплексов для морских прогулок. Комплекс включает в себя надводное судно и связанный с судном и отделяемый от него автономно плавающий самоходный пассажирский подводный аппарат для подводных экскурсий. Подводный аппарат размещен в положении на плаву в открытом со стороны кормы и снизу тоннеле в корпусе судна. Судно имеет протыкающие волны носовые обводы в виде бульба-лодки, выдвинутого на расстояние до 12% длины корпуса судна от перпендикуляра, опущенного от передней точки носовой оконечности корпуса судна. В носовой части судна обводы бульба выполнены плавно переходящими в носовые обводы корпуса судна. На бульбе установлены подводные крылья, имеющие в плане стреловидную форму, а в сечении - профиль с острой передней кромкой. Концы крыльев, опущенных вниз, по высоте не выступают ниже основной плоскости бульба. Движительная установка подводного аппарата выполнена в виде поворотной колонки с винтом в насадке, выполненной откидывающейся вверх выше ватерлинии подводного аппарата в его положении на плаву. Достигается повышение мореходности комплекса, комфортности и безопасности пассажиров при их переходе с судна в подводный аппарат и обратно. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов снижения сопротивления, повышения мореходности комплекса надводное судно - подводный аппарат на переходах, а также повышения комфорта и безопасности экскурсантов.
Известен ряд комплексов, обеспечивающих проведение подводных экскурсий в прибрежных районах морей и океанов, например, пассажирский подводный комплекс "Арго-1" (см. Рекламный проспект "Судоэкспорта", представленный на международной выставке "Конверсия-90", г. Мюнхен, ФРГ, 1990). Комплекс включает надводное пассажирское судно обеспечения и обитаемый, буксируемый во время экскурсии подводный аппарат. Однако, вследствие того, что подводный аппарат связан с судном, его возможности ограничены. Известен также экскурсионный пассажирский подводный комплекс для морских прогулок "Арго-3" (см. Рекламный проспект "Судоэкспорта", представленный на международной выставке "Конверсия-90", г. Мюнхен, ФРГ, 1990 г.), выбранный в качестве ближайшего аналога, включающий надводное судно и отделяемый от него автономно плавающий пассажирский самоходный подводный аппарат - прототип. Судно оборудовано движительно-рулевым комплексом, средствами размещения и жизнеобеспечения пассажиров и экипажа, радионавигационным и спасательным оборудованием, необходимыми для нахождения судна в море, а подводный аппарат - помещением для пассажиров, балластными цистернами, системой кондиционирования воздуха, движительно-рулевым комплексом, состоящим из движительной установки и подруливающих устройств, радио- и телевизионным оборудованием, аккумуляторными батареями, рубкой с люком и трапом для посадки пассажиров и всплывающим буем. Недостатком данного экскурсионного комплекса является то, что доставка подводного аппарата в район погружения осуществляется путем его буксировки в надводном положении обеспечивающим судном с помощью троса, а посадка экскурсантов с судна обеспечения на подводный аппарат и высадка их с подводного аппарата на судно осуществляется при пришвартованном состоянии подводного аппарата к судну. При такой схеме использования экскурсионного комплекса и вследствие значительного сопротивления при буксировке скорость буксировки подводного аппарата судном оказывается низкой, а посадка и высадка пассажиров в условиях моря - небезопасной. Кроме того, сам способ буксировки подводного аппарата на тросе потенциально опасен, поскольку при возможном обрыве троса высока вероятность потери подводного аппарата в море. Задачей заявляемого изобретения является разработка технических решений, направленных на устранение указанных недостатков прототипа, а именно: повышение скорости доставки обеспечивающим судном подводного аппарата до места его погружения в море и тем самым расширение района осуществления подводных экскурсий, повышение мореходности экскурсионного комплекса и безопасности транспортировки подводного аппарата, повышение комфортности и безопасности пассажиров при их переходе с судна в подводный аппарат и обратно. Для этого у известного экскурсионного комплекса для морских прогулок подводный аппарат размещен в положении на плаву в открытом со стороны кормы и снизу тоннеле в корпусе судна и жестко прикреплен к нему с помощью захватов в положении на плаву. Движительная установка подводного аппарата выполнена в виде поворотной колонки с винтом в насадке, выполненной откидывающейся вверх выше ватерлинии подводного аппарата в его положении на плаву. Судно имеет протыкающие волны носовые обводы в виде бульба-лодки, выдвинутого на расстояние до 12% длины корпуса судна от перпендикуляра, опущенного от передней точки носовой оконечности верхнего корпуса судна, и имеющего относительное удлинение lб/bмб до 5, где lб - длина бульба, а bмб - его максимальная ширина, имеющего острый носик и форштевень, расположенные в диаметральной плоскости судна. В носовой части судна обводы бульба выполнены плавно переходящими в носовые обводы корпуса судна. В кормовой части, за бульбом, за счет образованного в корпусе судна открытого тоннеля, в котором размещен подводный аппарат, судно имеет катамаранные обводы, которые в сочетании с телом подводного аппарата в пристыкованном на плаву к судну положении и носовым бульбом образуют обводы тримаранного типа. В кормовой части бульб имеет такую форму, при которой бульб и пристыкованный непосредственно за ним к судну в положении на плаву подводный аппарат совместно образуют гидродинамически обтекаемое тело с удлинением, составляющим 0,70-0,95 длины корпуса судна. Судно оборудовано консольно установленными на бульбе подводными крыльями, имеющими в плане стреловидную форму, а в сечении - профиль с острой передней кромкой, которые расположены по длине судна от носика бульба на расстоянии 10-15% длины корпуса судна с бульбом. Причем концы крыльев, опущенных вниз, по высоте не выступают ниже основной плоскости бульба. При этом трубы подруливающих устройств подводного аппарата, расположенных ниже ватерлинии подводного аппарата в положении на плаву, снабжены установленными в них поворотными заслонками. Размещение подводного аппарата в открытом в корпусе судна тоннеле в положении на плаву позволяет исключить изменение посадки надводного судна с пристыкованным к нему подводным аппаратом за счет компенсации веса подводного аппарата силой плавучести, действующей на аппарат. Размещение подводного аппарата в жесткой сцепке с судном позволяет понизить динамические нагрузки на корпус судна при движении комплекса на волнении. Кроме того, при жесткой сцепке аппарата с судном обеспечивается повышенная комфортность и безопасность экскурсантов при их переходе с судна в подводный аппарат и обратно. Наличие у подводного аппарата откидывающейся вверх винтовой колонки и поворотных заслонок в трубах подруливающих устройств, расположенных ниже ватерлинии аппарата при его нахождении в пристыкованном к судну состоянии, позволяет снизить сопротивление комплекса на переходах. Придание судну протыкающих волны носовых обводов в виде бульба-лодки с относительным удлинением до 5, выдвинутого вперед от корпуса судна на расстояние до 12% длины корпуса судна, и размещение за ним подводного аппарата в жесткой сцепке с судном, рациональное сопряжение обводов бульба и носовой оконечности судна в сочетании с катамаранными обводами в корме судна, в результате которых килевая линия бульба и аппарата находится ниже основной плоскости судна, позволяет обеспечить снижение сопротивления движению и улучшение параметров качки комплекса на переходах. Это обеспечивает комплексу повышенную скорость хода и улучшенные мореходные качества. Наличие консольных подводных крыльев, размещенных на бульбе на расстоянии в 10
Формула изобретения
1. Экскурсионный комплекс для морских прогулок, включающий надводное судно, оборудованное движительно-рулевым комплексом, средствами размещения и жизнеобеспечения пассажиров и экипажа, радионавигационным, спасательным оборудованием, необходимыми для нахождения судна в море, и связанный с судном и отделяемый от него автономно плавающий самоходный пассажирский подводный аппарат для подводных экскурсий, имеющий помещение для пассажиров, балластные цистерны, систему кондиционирования воздуха, движительную установку и подруливающие устройства, аккумуляторные батареи и радио- и телевизионное оборудование, люк, трап и всплывающий буй, отличающийся тем, что подводный аппарат размещен в положении на плаву в открытом с кормы и снизу тоннеле в корпусе судна и жестко прикреплен к нему с помощью захватов, причем его движительная установка выполнена в виде поворотной колонки с винтом в насадке, выполненной откидывающейся вверх выше ватерлинии подводного аппарата в положении его на плаву, а судно имеет протыкающие волны носовые обводы в виде бульба-лодки, выдвинутого вперед на расстояние до 12% длины корпуса судна от перпендикуляра, опущенного от передней точки носовой оконечности корпуса судна, и имеющего относительное удлинение lб/bмб до 5, где lб - длина бульба, bмб - его максимальная ширина, при этом острый носик и форштевень бульба расположены в диаметральной плоскости судна, а обводы его выполнены плавно переходящими в носовые обводы корпуса судна, в кормовой части за бульбом, за счет образованного в корпусе судна открытого тоннеля, в котором размещен подводный аппарат, судно имеет катамаранные обводы, которые в сочетании с телом подводного аппарата в пристыкованном на плаву к судну положении и носовым бульбом образуют тримаранного типа обводы, при этом в кормовой части бульб имеет форму, при которой бульб и пристыкованный непосредственно за ним к судну в положении на плаву подводный аппарат совместно образуют гидродинамически обтекаемое тело, составляющее 0,70

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4