Многослойный материал
Изобретение относится к получению многослойных материалов, работающих в условиях температурных перепадов, которые могут быть использованы для изготовления стенок теплообменников, стенок камеры сгорания и сопла ракетного двигателя, стенок охлаждаемых лопаток турбин и др. Предложен многослойный материал для изготовления деталей, работающих в условиях температурных перепадов от 200 до 400oС по толщине, сохраняющих свою геометрию в течение термоцикла, содержащий два или более слоев материалов с различными коэффициентами линейного расширения и механическими свойствами. При этом слой, подвергающийся воздействию более высокой температуры, выполнен из материала с коэффициентом линейного расширения меньше, чем коэффициент линейного расширения материала соседнего слоя, работающего при более низкой температуре, при этом выполняется соотношение: коэффициенты линейного расширения используемых в соседних слоях материалов, Тсред - температура окружающей среды в начале работы, T(i-1)max, Timax - максимальные температуры на поверхности слоев в цикле. Техническим результатом является получение материала, не испытывающего температурных деформаций при возникновении температурных перепадов на его поверхности. 2 з.п.ф-лы.
Изобретение относится к классу многослойных материалов, напряженно-деформированное состояние деталей из которых зависит от их температурного состояния, работающих в условиях температурных перепадов от 200 до 400oС и более по толщине.
Известны сложные многослойные материалы - биметаллы, изменяющие свою геометрию под действием температур. Это качество основано на использовании нескольких слоев материалов, имеющих разный коэффициент линейного расширения. При равномерном нагреве слой, имеющий больший коэффициент линейного расширения (т. н. активный слой), расширяется в большей степени, чем слой, имеющий меньший коэффициент линейного расширения (т.н. пассивный слой). Нагрев детали из такого материала сопровождается изменением ее геометрии. Биметаллы нашли широкое применение в электротехнике в качестве релейных и выключающих температурозависимых и защитных элементов, а также в некоторых гидро-пневморегулирующих системах в качестве активных регулирующих и управляющих элементов. Вместе с тем, ряд деталей (например, стенка теплообменника, стенка жаровой трубы камеры сгорания газотурбинного двигателя (ГТД), стенка камеры сгорания и сопла жидкостного реактивного двигателя (ЖРД), стенка охлаждаемой лопатки турбины и т.п.) подвергается неравномерному нагреву с высоким перепадом температур (200-600oС). При этом геометрия детали не изменяется вследствие ее высокой жесткости, а в конструкции возникают высокие термические напряжения, что приводит к ее разрушению от термоусталости. Для предотвращения разрушения деталей необходим многослойный материал со специально подобранньми свойствами слоев. Известны многослойные материалы, применяемые для изготовления камер сгорания (патент РФ 2147998 "Слоистый жаропрочный композиционный материал"), состоящие из чередующихся слоев ниобиевого сплава НбЦУ и титанового сплава BTI-О, причем слой ниобиевого сплава располагается на поверхности стенки. Такая конструкция позволяет повысить жаростойкость конструкции при снижении ее веса за счет использования имеющего низкий удельный вес и высокую прочность титана и снизить стоимость конструкции. Однако существенным недостатком данной конструкции является наличие в ней больших температурных напряжений, поскольку коэффициенты температурного расширения материалов слоев существенно различаются. Задача изобретения - материал, не испытывающий температурные деформации при возникновении температурных перепадов на его поверхностях, что должно привести к повышению термоциклической долговечности детали. Указанная задача решается тем, что материал слоев, находящихся со стороны высокой температуры, имеет меньший коэффициент линейного расширения, чем материал слоев с холодной стороны. При этом выполняется следующее соотношение










где




a = f((


(




Вариант 1. "Холодный " слой из сплава ВЖ-145, "горячий" слой - ВХ-4А. Тmin=750oC,









В случае использования биметаллической стенки конструкции по вариантам 1 и 2 размах деформаций составит 0,64% и 0,38% соответственно, что повысит ее термоциклическую долговечность по сравнению с реально используемой сплошной стенкой из сплава ВХ-4А приблизительно в 5 и 25 раз и составит 5000 и 25000 термоциклов. В зоне соединения слоев (по вариантам 1 и 2), имеющей Тmax






ВХ-4А:




ВЖ-98:




По результатам экспериментов при соединении слоев контактной сваркой с последующей раскаткой заготовки до необходимой толщины коэффициент a = f((


Таким образом

Подставив значения, получим соотношения толщин материалов в биметалле:


Литература
1. Химушин Ф. Ф. "Жаропрочные стали и сплавы." Изд. "Металлургия" М., 1969г., с.713-716. 2. Химушин Ф. Ф. "Жаропрочные стали и сплавы." Изд. "Металлургия" М., 1969г., с.197-198.
Формула изобретения

где


Тсред - температура окружающей среды в начале работы;
T(i-1)max, T1max - максимальные температуры на поверхности слоев в цикле. 2. Материал по п. 1, отличающийся тем, что слой, подвергающийся воздействию более высокой температуры, выполнен из материала с модулем упругости меньше, чем модуль упругости материала соседнего слоя, работающего при меньшей температуре, при этом выполняется соотношение:

где


Тсред - температура окружающей среды в начале работы;
T(i-1)max, Тi max - максимальные температуры на поверхности слоев в цикле;
Еi-1, Ei - модули упругости используемых в соседних слоях материалов. 3. Материал по п. 1 или 2, отличающийся тем, что слои выполнены по толщине пропорционально коэффициенту теплопроводности с учетом механических свойств материалов слоев при рабочих температурах, при этом выполняется соотношение:




где




a = f[



