Привязной аэростат
Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха. Аэростат содержит корпус, образованный оболочкой, заполненной газом легче воздуха, и привязную систему. Оболочка выполнена в виде шара, собранного из отдельных съемных элементов. Привязная система состоит из узла неподвижных блоков, распределенных по периметру и закрепленных на земле, узла подвижных блоков, связанных с газонесущей оболочкой, и кольцевого каната, связывающего узел подвижных блоков с узлом неподвижных блоков. Съемные элементы выполнены в виде вертикально ориентированных полых сегментов сферы, внешние кромки которых являются дугами шаровой поверхности. Каждый полый сегмент сферы расположен в кожухе и разделен непроницаемыми перегородками, по меньшей мере, на две камеры. Изобретение направлено на создание высотной несущей конструкции с повышенной устойчивостью в аварийных ситуациях. 5 з.п.ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к технике летательных аппаратов легче воздуха, в частности к привязным аэростатам, и может быть использовано в качестве несущей конструкции для длительного расположения на большой высоте (километр и более) радио- и телепередатчиков, радиолокатора, дымовой или вентиляционной трубы, морских маяков, стационарных метеорологических и экологических лабораторий, светильников для освещения больших территорий и т.п., а также мест отдыха, например смотровых площадок, кафе и т.д.
Известен дирижабль, содержащий эластичную оболочку с баллонетом, гондолу с двумя авиационными двигателями, подвеску для транспортировки груза и систему управления полетом. При этом оболочка снабжена радиальными перегородками, делящими ее на четырнадцать изолированных друг от друга баллонов с гелием под избыточным давлением порядка 0,05-0,1 кг/см2, и внешней оболочкой, образующей дополнительный баллон с гелием под вдвое меньшим избыточным давлением, причем баллонет образован своей оболочкой и внутренней оболочкой дирижабля (см. патент РФ 2007328, МПК В 64 В 1/02, опубл. 15.02.1994 г., бюл. 3). Недостатком известной установки является низкая устойчивость против ветровых нагрузок, так как она не рассчитана на длительное зависание в одной точке и требует при ветровых нагрузках дополнительного расхода топлива для зависания в одной точке. Кроме этого, баллоны с гелием, составляющие гондолу, не съемные, что затрудняет ремонтные работы, возникающие при длительной эксплуатации. Известна также мягкая оболочка аэростатического летательного аппарата, содержащая прикрепленные к ней тросы, вторые концы которых намотаны на барабаны лебедок стяжных механизмов, установленных на жестком основании, расположенном под оболочкой. Жесткое основание имеет форму нижней части оболочки в полностью выполненном состоянии, зеркально отраженной относительно воображаемой горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю точку оболочки. При этом стяжные механизмы размещены по периметру жесткого основания. Оболочка снабжена размещенными внутри нее маломерными герметичными оболочками, заполненными подъемным газом (см. авт. свид. СССР 1821411, МПК В 64 В 1/58, опубл. 15.06.1993 г., бюл. 22). Однако эта установка также имеет недостаточную устойчивость против ветровых нагрузок, так как не рассчитана на длительное зависание в одной точке, и при ветровых нагрузках требуется дополнительный расход топлива. Кроме этого, известная установка имеет низкую надежность в аварийных ситуациях, так как в случае значительного повреждения основной оболочки в верхней части несущий газ выйдет не только из основной оболочки, но из нее вылетят и малые шары (маломерные внутренние оболочки). Известен привязной аэростат, содержащий газонесущую оболочку, состоящую из двух частей: верхней - сферической и нижней - конической, и привязной такелаж. При этом нижняя коническая часть оболочки втянута внутрь объема верхней сферической части и удерживается упругими тяжами, одни концы которых связаны с нижней частью, а другие закреплены на внутренней поверхности вершины верхней части оболочки (см. авт. свид. СССР 378340, МПК В 64 В 1/50, опубл. 18.04.1973 г., бюл. 19). К недостаткам этой сферическо-конической конструкции относятся низкая грузоподъемность и слабая устойчивость против ветровых нагрузок, так как наилучшее соотношение между объемом, обеспечивающим подъемную силу, и площадью поверхности, воспринимающей ветровую нагрузку, имеет шар. Известен также привязной аэростат, содержащий круглую в плане обтекаемую оболочку, наполненную газом легче воздуха, грузовой модуль, привязную систему в виде расчалок с лебедками, равномерно распределенных по периметру и прикрепленных к оболочке и наземным платформам. Аэростат снабжен полой телескопической штангой, установленной на земле, и модулем-накопителем, при этом грузовой модуль закреплен на верхней, а модуль-накопитель - на нижней секциях штанги. Секции штанги снабжены электрозамками и дополнительными расчалками, свободные концы которых соединены с лебедками, а полость штанги соединена газопроводом с источником сжатого газа (см. патент РФ 2028249, МПК В 64 В 1/50, опубл. 09.02.1995 г., бюл. 4). К недостаткам известной конструкции относятся относительно небольшая высота подъема, ограниченная высотой полой телескопической штанги, а также усложнение конструкции из-за наличия телескопической штанги, электрозамков и лебедок. В аварийных ситуациях известная конструкция имеет низкую устойчивость из-за воздействия больших ветровых нагрузок на полую штангу при совместном действии привязанных к ней растяжек. Известен привязной аэростат для воздушной транспортировки и удержания груза на заданной высоте, содержащий газонаполненную оболочку, выполненную в форме тела вращения, платформу поддержки, подвешенную ниже аэростата, платформу оборудования с радиопередатчиком, подвешенную ниже платформы поддержки, средства крепления (натяжное устройство), включающие, по крайней мере, три оттяжки (тяговый и удерживающий тросы), одним концом присоединенные к платформе поддержки, а другим - к барабанам лебедки, установленной на нулевой отметке (земле). Аэростат содержит средства общего управления с радиоприемником, расположенные на земле и включающие средства для управления высотой полета аэростата, средства для управления горизонтальным перемещением аэростата и средства контроля растяжения оттяжки, обеспечивая управление высотой и направлением перемещения аэростата с грузом. Аппарат позволяет в сильнопересеченной местности обеспечить движение (буксировку) груза вертикально и горизонтально в многократных курсах полета, а также перемещение и удержание груза на заданной высоте (см. патент США 5080302, МПК В 64 В 1/50, НКИ 244/31, 33, опубл. 14.01.1992 г.). Недостатками известного привязного аэростата являются сложность конструкции за счет наличия лебедки, требующей затрат энергии на ее привод; ограничение высоты подъема аэростата из-за невозможности выполнения конструкции многоярусной, а также снижение надежности и устойчивости несущей конструкции при воздействии сильных ветровых нагрузок, так как всю нагрузку принимают канаты с наветренной стороны, что может привести к их разрыву. Наиболее близким техническим решением по совокупности признаков, выбранным в качестве прототипа, является привязной аэростат (змейковый летательный аппарат), содержащий дисковый корпус, образованный оболочкой, выполненной из газонепроницаемого материала, заполненной газом легче воздуха и состоящей из кольцевых секций, расположенных концентрично, при этом осевое сечение дискового корпуса выполнено в виде несимметричного аэродинамического профиля, и привязную систему, включающую привязной канат, одним концом закрепленный на земле, а другим связанный с уздечкой, состоящей из нескольких тросов, закрепленных на дисковом корпусе. Аппарат снабжен дополнительно несколькими привязными системами и лебедками, установленными на земле, к которым присоединены привязные канаты, а тросы каждой уздечки присоединены к дисковому корпусу в одной центральной точке и в трех точках по его периметру, и снабжен ретрансляционными антеннами, заключенными в обтекатель, выполненный из радиопрозрачного материала и установленный над дисковым корпусом. Оболочка снабжена центральным газонаполненным ребром жесткости, выполненным в виде тора, охваченным жестким каркасом, на котором закреплен обтекатель, и газонаполненными неврютами, расположенными радиально. Центральное отверстие тора снизу закрыто оболочкой, выполненной из радиопрозрачного материала. При этом центр тяжести летательного аппарата расположен ниже точки приложения аэростатической подъемной силы, а тангенс угла наклона каждого привязного каната к горизонтальной плоскости приблизительно равен аэродинамическому качеству летательного аппарата при нулевом угле атаки (см. патент РФ 2005649, МПК В 64 В 1/50, опубл. 15.01.1994 г., бюл. 1). Недостатками известной установки являются снижение надежности конструкции в случае повреждения отсеков из-за малого количества концентрических отсеков (7 штук) с несущим газом и низкая устойчивость при ветровых нагрузках из-за недостаточной подъемной силы дискового корпуса, образованного оболочкой, заполненной газом. Отсеки не съемные, что усложняет ремонт конструкции при длительной эксплуатации. Даже если предусмотреть концентрические отсеки съемными, то для их съема и установки необходимо выпустить несущий газ из объема внешней оболочки. Наличие привязных систем и лебедок также усложняет конструкцию. Таким образом, исследование уровня техники показало, что общим недостатком известных привязных систем, содержащих корпус, образованный оболочкой, заполненной газом легче воздуха, является то, что канаты этих систем нагружены равномерно только в безветренную погоду. При ветре вся нагрузка воздействует только на канаты с наветренной стороны, а канаты с подветренной стороны провисают и являются паразитными. Это не позволяет известным привязным системам выдерживать значительную избыточную подъемную силу и тем самым противостоять повышенным ветровым нагрузкам. Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание высотной несущей конструкции (до километра и более), повышение ее устойчивости в аварийных ситуациях, в частности при воздействии ураганных ветровых нагрузок, а также повышение надежности несущей оболочки, заполненной газом легче воздуха, и создание условий для ремонта конструкции при длительной эксплуатации без опускания ее на землю. Для решения поставленной задачи в привязном аэростате, содержащем корпус, образованный оболочкой, выполненной из газонепроницаемого материала, заполненной газом легче воздуха, и привязную систему, согласно изобретению, оболочка выполнена в виде шара, собранного из отдельных съемных элементов, а привязная система состоит из узла неподвижных блоков, распределенных по периметру основания и закрепленных на земле, узла подвижных блоков, связанных с газонесущей оболочкой, и каната, выполненного в виде кольца, связывающего узел подвижных блоков с узлом неподвижных блоков. Целесообразно, чтобы съемные элементы были выполнены в виде вертикально ориентированных полых сегментов сферы, внешние кромки которых являются дугами шаровой поверхности, а каждый полый сегмент сферы был расположен в кожухе и разделен непроницаемыми перегородками, по меньшей мере, на две камеры. Привязная система содержит, по меньшей мере, два одинаковых каната, выполненных в виде колец, связывающих узел подвижных блоков с узлом неподвижных блоков, располагающихся друг под другом в эквидистантных поверхностях. В частном случае корпус привязного аэростата может быть выполнен многоярусным в форме правильной пирамиды с основанием в виде правильного многоугольника, причем узел подвижных блоков связан канатами, выполненными в виде колец, с нижним и верхним ярусами и дополнительно снабжен верхними блоками для связи с верхним ярусом, при этом верхние блоки являются зеркальным отражением нижних блоков узла подвижных блоков. В многоярусную конструкцию может быть введена дополнительная привязная система, имеющая меньший угол наклона канатов, выполненных в виде колец, к горизонтали и дополнительные блоки в узле подвижных блоков и в узле неподвижных блоков, при этом канаты, выполненные в виде колец, дополнительной привязной системы проходят через узлы подвижных блоков, снабженных дополнительными блоками. Проведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного привязного аэростата, отсутствуют. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию патентоспособности "новизна". В результате поиска известных решений в данной области техники не обнаружена известность влияния, предусматриваемых существенными признаками заявленного изобретения, преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень". Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид привязного аэростата; на фиг.2 - привязная система, вид сверху; на фиг.3 - узел подвижных блоков для одноярусной несущей конструкции; на фиг.4 - разрез А-А на фиг.3; на фиг.5 изображены векторные диаграммы избыточной подъемной силы и динамической ветровой силы в состоянии равновесия при различных углах наклона канатов привязной системы; на фиг.6 - многоярусная пирамидальная несущая конструкция. Чертежи имеют следующие цифровые позиции: 1 - корпус, образованный газонесущей оболочкой, выполненной в виде шара; 2 - узел подвижных блоков; 3 - неподвижные блоки, закрепленные на земле; 4 - канат (выполненный в виде кольца) привязной системы; 5 - площадка для посадки обслуживающих вертолетов и приема грузов. В реализации указанных признаков предлагается привязной аэростат с большой подъемной силой, от тысячи до десятков тысяч тонн, что позволит конструкции иметь большую избыточную подъемную силу и тем самым противостоять ветровым нагрузкам и нести значительную полезную нагрузку. Под избыточной подъемной силой понимается сила, полученная из подъемной силы гелиевого привязного аэростата (шара) за вычетом веса самой конструкции и полезной нагрузки. Корпус привязного аэростата образован газонесущей оболочкой, выполненной в виде шара 1. Привязная блоковая система предлагаемого привязного аэростата состоит из узла подвижных блоков 2, закрепленного в центре несущей гелиевой оболочки 1 и воспринимающего всю избыточную подъемную силу, неподвижных блоков 3, закрепленных на земле и расположенных равномерно по периметру основания, каната 4, выполненного в виде кольца, соответствующим образом соединяющего подвижные 2 и неподвижные 3 блоки. В верхней части корпуса 1 привязного аэростата размещена площадка 5 для посадки обслуживающих вертолетов и приема грузов (фиг.1-4). Для придания привязной системе необходимого запаса прочности канатов 4 (изготовленных в виде кольца) можно выполнить несколько, совершенно одинаковыми и расположенными друг под другом в эквидистантных (равноотстоящих) поверхностях. Несущая гелиевая оболочка, выполненная в виде шара 1, набирается из отдельных съемных элементов (аналог "апельсиновых долек"), причем каждый съемный элемент выполнен в виде вертикально ориентированного полого сегмента сферы, внешние кромки которого являются дугами шаровой поверхности. Каждый полый сегмент сферы разделен непроницаемыми перегородками, по меньшей мере, на две камеры. Для защиты от солнечной радиации, метеофакторов и совместного восприятия ветровой нагрузки корпус привязного аэростата, выполненный в виде шара 1, собранного из отдельных съемных элементов, покрывается мягким защитным покрытием - оболочкой. Для защиты несущих съемных элементов шара от повреждения привязными канатами последние в объеме шара располагаются в кожухах. С целью получения большей высоты (более километра) конструкция изготавливается многоярусной, при этом узлы подвижных блоков связываются канатами, выполненными в виде кольца, и с нижним и с верхним ярусами, а сами узлы подвижных блоков имеют еще дополнительные (верхние) блоки для связи с верхним ярусом. Дополнительные блоки получаются при зеркальном отражении нижних блоков узла подвижных блоков одноярусной конструкции. Для придания многоярусной конструкции большей устойчивости против ветровых нагрузок она может иметь дополнительную (вторую) привязную блочную систему, у которой канаты располагаются под меньшим углом к горизонтали, при этом канаты, выполненные в виде кольца, дополнительной (второй) привязной системы проходят через существующие узлы подвижных блоков, снабженные дополнительными блоками для второй канатной системы. Данная конструкция выполняется в форме правильной пирамиды с основанием в виде правильного многоугольника, например квадрата или шестиугольника (фиг.6). Пример. Для получения подъемной силы использовался гелиевый шар с небольшим избыточным давлением порядка 100 мм водяного столба (0,01 кг/см2), который для повышения надежности собирался из большого количества отдельных съемных элементов (наподобие "апельсиновых долек"). Для большей надежности от разрыва каждый съемный элемент в свою очередь разделялся непроницаемыми перегородками на несколько камер. В качестве материала для изготовления съемных несущих элементов был использован, например, полиэтилен. Отдельные съемные элементы (в виде "апельсиновых долек") для большей надежности, лучшей технологичности при изготовлении, монтаже и ремонте можно выполнять в виде оболочки из крупноячеистой сети (500

Формула изобретения
1. Привязной аэростат, содержащий корпус, образованный оболочкой, выполненной из газонепроницаемого материала, заполненной газом легче воздуха, и привязную систему, отличающийся тем, что оболочка выполнена в виде шара, собранного из отдельных съемных элементов, а привязная система состоит из узла неподвижных блоков, распределенных по периметру основания и закрепленных на земле, узла подвижных блоков, связанных с газонесущей оболочкой, и каната, выполненного в виде кольца, связывающего узел подвижных блоков с узлом неподвижных блоков. 2. Аэростат по п.1, отличающийся тем, что съемные элементы выполнены в виде вертикально ориентированных полых сегментов сферы, внешние кромки которых являются дугами шаровой поверхности. 3. Аэростат по п.2, отличающийся тем, что каждый полый сегмент сферы расположен в кожухе и разделен непроницаемыми перегородками, по меньшей мере, на две камеры. 4. Аэростат по п.1, отличающийся тем, что привязная система содержит, по меньшей мере, два одинаковых каната, выполненных в виде колец, связывающих узел подвижных блоков с узлом неподвижных блоков, располагающихся друг под другом в эквидистантных поверхностях. 5. Аэростат по пп. 1-4, отличающийся тем, что корпус выполнен многоярусным в форме правильной пирамиды с основанием в виде правильного многоугольника, причем узел подвижных блоков связан канатами, выполненными в виде кольца, с нижним и верхним ярусами и дополнительно снабжен верхними блоками для связи с верхним ярусом, при этом верхние блоки являются зеркальным отражением нижних блоков узла подвижных блоков. 6. Аэростат по п.5, отличающийся тем, что введена дополнительная привязная система, имеющая меньший угол наклона канатов, выполненных в виде кольца, к горизонтали и дополнительные блоки в узле подвижных блоков и в узле неподвижных блоков, при этом канаты, выполненные в виде кольца, дополнительной привязной системы проходят через узлы подвижных блоков, снабженных дополнительными блоками.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6