Способ производства труб из труднодеформируемых марок стали и сплавов с повышенным коэффициентом линейного расширения
Изобретение относится к трубопрокатному производству, в частности к способу производства труб из труднодеформируемых марок стали и сплавов с повышенным коэффициентом линейного расширения. Сущность: в способе производства труб из труднодеформируемых марок стали и сплавов с повышенным коэффициентом линейного расширения, включающем прокатку нагретых до температуры пластичности гильз или полых заготовок в пилигримовом стане в трубы на дорнах с повышенной конусностью, разогретых путем прокатки настроечных труб из углеродистых марок стали, рабочую часть дорна нагревают до средней температуры, равной или большей необходимой температуры переднего конца трубы в момент схода ее с дорна с перепадом по длине рабочей части не более 100oС. Изобретение обеспечивает исключение застревания дорнов при прокатке, снижение расходного коэффициента металла за счет снижения продольной разностенности, снижение нагрузок на валки и привод пилигримового стана и исключение вероятности поломок валков и шпинделей. 1 з.п.ф-лы, 1 табл.
Изобретение относится к трубопрокатному производству, а именно к способу производства труб из труднодеформируемых марок стали и сплавов с повышенным коэффициентом линейного расширения и может быть использовано на трубопрокатных установках с пилигримовыми станами при производстве труб из сталей и сплавов следующих марок 08Х18Н10Т, 12Х18Н12Т, 10Х23Н18, 08Х17Н15М3Т, 08Х20Н15С2, 10Х17Н13М2Т, 09Х14Н19Б2СР, 17Х18Н9, 08Х22Н6Т, 08Х10Н16Т2, 08Х10Н20Т2, ХН32Т, ХН78Т, 06ХН28МДТ, ХН60ВТ, ХН30МДБ и др.
В трубопрокатном производстве известны способы производства бесшовных горячекатаных труб большого и среднего диаметров на трубопрокатных установках с пилигримовыми станами из труднодеформируемых марок стали и сплавов с повышенным коэффициентом линейного расширения, включающие нагрев полых центробежно-литых заготовок и их прокатку в пилигримовом стане в трубы на дорнах с повышенной конусностью (перепад по диаметру до 8,0 мм), разогретых путем прокатки 3-4 углеродистых гильз, используемых для настройки стана (ТУ 14-3-1564-88, ТИ 158-Тр. ТБ 1-69-98 "Трубы бесшовные горячедеформированные, толстостенные из стали марок 08Х10Н20Т2 и 08Х10Н16Т2"). Недостатком данных способов является неравномерный нагрев рабочей части дорнов по длине, а именно на длине (0,1-0,15)Lq, температура дорна находится в интервале (500-600)oC, увеличиваясь от дорновой головки к середине дорна, далее на длине (0,5-0,55)Lq температура дорна находится в интервале (650-700)oC (рабочая часть дорна, где происходит основная деформация - прокатка нагретой центробежно-литой заготовки в трубу), а температура конца рабочей части дорна на длине (0,4-0,3)Lq плавно уменьшается от (700-650)oC до (450-350)oC. Температура переднего конца трубы в момент схода с дорна зависит от толщины стенки труб и должна находиться в интервале (750-800)oC. Время схода переднего конца трубы с дорна на длине 1500-2500 мм (в зависимости от длины гильзы) с учетом времени на затравку составляет 25-40 секунд. За данный период времени передний конец трубы от воздействия охлаждающей жидкости, валков и температуры дорна остывает до температуры (350-450)oC, что приводит к посадке переднего конца трубы на дорне, т.е. застреванию дорна в гильзе-трубе и как следствие к прекращению процесса прокатки, а в некоторых случаях и к поломкам шпинделей или валков пилигримового стана. Использование дорнов с повышенной конусностью (перепад по диаметру до 8,0 мм) приводит к продольной разностенности труб, для ликвидации которой требуется дополнительная механическая обработка (обточка и расточка), что в свою очередь приводит к повышенному расходу металла при переделе заготовка-труба, отвечающая требованиям ГОСТ или ТУ. Наиболее близким техническим решением является способ производства труб из труднодеформируемых марок стали и сплавов с повышенным коэффициентом линейного расширения (ТУ 14-3-765-78, ТИ 158-Тр.ТБ1-69-98 "Трубы бесшовные горячекатаные из нержавеющей стали"), включающий нагрев полых центробежно-литых заготовок до температуры пластичности и прокатку их в пилигримовом стане в трубы на дорнах с повышенной конусностью (перепад по диаметру до 8,0 мм), разогретых до температуры темно-вишневого цвета (~700oС) путем прокатки 3-4 углеродистых гильз для настройки пилигримового стана. Однако известный способ имеет следующие недостатки. Нагрев дорнов путем прокатки 3-4 настроечных углеродистых гильз также приводит к неравномерному нагреву дорна по длине, а температура нагрева дорна до темно-вишневого цвета ~ 700oС значительно ниже теоретически необходимой (расчетной) температуры переднего конца трубы в момент схода ее с дорна (750-800)oC, что также приводит к интенсивному охлаждению переднего конца трубы и как следствие к замедленному сходу трубы с дорна из-за увеличения коэффициента трения на границе дорн - внутренний диаметр трубы, что в свою очередь может привести к остановке процесса прокатки из-за остывания переднего конца трубы и посадки ее на дорн, а следовательно, к увеличению наружного диаметра и повышенной продольной разностенности из-за смещения наружных слоев металла и отставания внутренних. Это приводит к увеличению нагрузки на валки и привод пилигримового стана и как следствие к поломкам валков и шпинделей. Использование дорнов с повышенной конусностью еще более увеличивает продольную разностенность труб, а следовательно, увеличивает расход металла при механической обработке (обточке и расточке). Так, например, при производстве труб размером 426х20 мм из стали 08Х18Н10Т по ТУ 14-3-743-78 и ТИ 158-Тр.ТБ1-63-98 "Изготовление бесшовных горячекатаных труб из стали марки 08Х18Н10Т для химического машиностроения и для рубашек гидроцилиндров форголлеров пильгерстана" на пилигримовом стане катают трубы размером 450х45 мм, т.е. при механической обработке в стружку уходит более 50% металла. Целью предложенного способа является исключение затяжек (застревания) дорнов при прокатке, снижение расходного коэффициента металла за счет уменьшения продольной разностенности труб, снижение нагрузок на валки и привод пилигримового стана и исключение вероятности поломок валков и шпинделей. Поставленная цель достигается тем, что в известном способе производства труб из труднодеформируемых марок стали и сплавов с повышенным коэффициентом линейного расширения, включающем прокатку нагретых до температуры пластичности гильз или полых заготовок в пилигримовом стане в трубы на дорнах с повышенной конусностью, разогретых путем прокатки настроечных труб из углеродистых марок стали, дорн нагревают до средней температуры, равной или большей температуры переднего конца трубы в момент схода ее с дорна с перепадом температуры по длине рабочей части дорна не более 100oС. Тср.д.>Тпер.к.т. Tmax-Tmin<100C, где Тср. - средняя температура дорна перед началом прокатки, oС; Тпер.к.т. - необходимая (расчетная) температура переднего конца трубы в момент схода ее с дорна, oС; Тmах - максимальная температура рабочей части дорна в зоне основной деформации, oС; Tmin - минимальная температура рабочей части дорна (зона, прилегающая к дорновому кольцу, и конец дорна), oС. Создав определенную овализацию в очаге деформации с учетом коэффициента линейного расширения, осуществляем отрыв металла от дорна со стороны реборд (выпусков) валков. При этом периметр по внутренней поверхности трубы будет больше периметра дорна. А так как процесс прокатки периодический с кантовкой заготовки-трубы на угол ~90oС, то за счет внеконтактной деформации овал переходит в круг, диаметр которого больше диаметра дорна. За счет нагрева дорна до температуры 800-820oС с относительно равномерным перепадом, не превышающим 100oС по длине рабочей части (300-500 мм от дорнового замка до конца дорна), поддерживают температуру переднего конца трубы в процессе затравки и схода его с дорна на длине 1500-2500 мм (в зависимости от длины гильзы) в течение 25-40 секунд, т.е. поддерживают периметр внутренней поверхности трубы в неизменном положении, т.е. дают возможность свободного схода трубы с дорна. Использование данного способа производства труб из труднодеформируемых марок стали и сплавов с повышенным коэффициентом линейного расширения дает возможность снизить конусность дорнов, что в свою очередь приведет к снижению продольной разностенности и как следствие к снижению расхода металла. Сопоставительный анализ заявляемого решения с прототипом показывает, что заявляемый способ отличается от известного тем, что рабочую часть дорна нагревают до средней температуры, значение которой равно или больше необходимой температуры переднего конца трубы в момент схода ее с дорна, а перепад по длине не превышает 100oС. Таким образом, заявляемый способ соответствует критерию изобретения "новизна". Сравнение заявляемого решения (способа) не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия". Способ опробован на трубопрокатной установке с пилигримовыми станами 8-16" ОАО ЧТПЗ. Проведены сравнительные прокатки труб размером 273х27 мм из слитков электрошлакового переплава (ЭШП) размером 460х100х1700


Формула изобретения
1. Способ производства труб из труднодеформируемых марок стали и сплавов с повышенным коэффициентом линейного расширения, включающий прокатку нагретых до температуры пластичности гильз или полых заготовок в пилигримовом стане на дорнах с повышенной конусностью, разогретых путем прокатки настроечных труб из углеродистых марок стали, отличающийся тем, что рабочую часть дорна нагревают до средней температуры, равной или большей необходимой температуры переднего конца трубы в момент схода ее с дорна Тср.д > Tпер.к.т., где Тср.д. - средняя температура дорна перед началом прокатки, oС; Тпер.к.т. - необходимая температура переднего конца трубы в момент ее схода с дорна, oС. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что рабочую часть дорна нагревают с перепадом температуры по длине рабочей части не более 100oСТmах-Тmin < 100oС,
где Tmax - максимальная температура рабочей части дорна в зоне интенсивной деформации, oС;
Тmin - минимальная температура рабочей части дорна, oС.
РИСУНКИ
Рисунок 1