Способ оценки предельных механических характеристик твердого топлива в зоне его скрепления с корпусом твердотопливного ракетного двигателя
Изобретение относится к способам определения механических характеристик твердого топлива в зоне его скрепления с корпусом твердотопливного ракетного двигателя. Предложенный способ заключается в проведении механических испытаний, по результатам которых определяют разрушающую объект испытаний нагрузку, по величине которой судят о предельных прочностных характеристиках твердого топлива. При этом в качестве объекта испытаний используют скрепленный с корпусом двигателя модельный заряд, изготовленный в зоне скрепления из того же материала и по той же технологии, что и исследуемое твердое топливо, при этом один из торцов и прилежащая к нему цилиндрическая часть модельного заряда длиной не менее 0,1D, где D - диаметр заряда, раскреплены от корпуса, а нагружение проводят путем приложения к раскрепленному торцу модельного заряда увеличивающейся равномерно распределенной нагрузки, вызывающей сдвиговые напряжения в зоне скрепления заряда с корпусом, до наступления нарушения структурной целостности модельного заряда в данной зоне. Данное изобретение позволяет повысить достоверность и информативность получаемых характеристик, расширить номенклатуру исследуемых топлив, повысить безопасность и снизить стоимость проведения работ. 4 ил.
Изобретение относится к ракетной технике, а именно к способам определения механических характеристик твердотопливного заряда в зоне скрепления с корпусом твердотопливного ракетного двигателя.
В скрепленных с корпусом зарядах ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ) наиболее опасными с позиций прочностной работоспособности двигателя являются краевые зоны скрепления заряда с теплозащитным покрытием (ТЗП) корпуса. Случаи разрушения зарядов в указанных зонах на этапах предстартовой эксплуатации, при работе двигателя и даже огневой утилизации (испытание без соплового блока) являются наиболее распространенным видом прочностного отказа для зарядов РДТТ. В значительной мере это объясняется отсутствием достоверной информации об уровне реализованных предельных прочностных свойств топливного заряда в зонах, прилегающих к корпусу двигательной установки (ДУ). Особый практический интерес и, одновременно, наибольшие сложности имеют место при определении предельных сдвиговых характеристик, т.к. сдвиговые напряжения в заряде являются наиболее опасными при работе двигателя и при действии полетных нагрузок. При исследовании уровня предельных сдвиговых характеристик в зоне контакта заряда с ТЗП корпуса ключевыми являются две задачи: 1 - моделирование формирующейся в условиях изготовления заряда неоднородности механического состояния топлива в прикорпусной зоне и 2 - реализация при испытании напряженного состояния сдвига по интенсивности, достаточного для нарушения структурной целостности топлива в исследуемой зоне. Эффекты неоднородности свойств связаны с процессами миграции и массопереноса летучих и жидковязких компонент системы заряд - ТЗП - корпус, происходящих на этапе изготовления и последующей эксплуатации заряда. Вследствие этого в областях, расположенных на расстоянии 10. . .20 мм от ТЗП корпуса, упругие и предельные характеристики топлива могут изменяться в 1,25...3,0 раза. Пренебрегать этими эффектами недопустимо. Решение 2-й задачи в лабораторном эксперименте на образцах заряда в настоящее время отсутствует. Классические тонкостенные цилиндрические образцы для кручения изготовить механической обработкой не представляется возможным в связи с низкомодульностью (Е=1,0...10 МПа) используемых смесевых топлив и локализацией неоднородности свойств в прикорпусной зоне заряда толщиной 10.. . 20 мм. По этим же причинам не удается изготовить и испытать двойные спаренные образцы топлива из прикорпусной зоны (Фиг.1), рекомендованные для испытаний на сдвиг [1], где F - усилие одноосного растяжения. Наиболее близким к заявляемому является способ оценки предельных механических характеристик топлива [2], основанный на лабораторных испытаниях образцов, изготовленных из кусков топлива, вырезанных из зоны скрепления заряда с корпусом ДУ при его препарации (разрезке). Этот способ, позволяющий воспроизвести формирующуюся в условиях изготовления заряда неоднородность механического состояния топлива в прикорпусной зоне, ограничен определением характеристик при растяжении, сжатии и изгибе. Реализовать же условия сдвига в образцах из исследуемой неоднородной по свойствам зоны не удается. Это связано с тем, что из вырезанных при препарации кусков топлива изготовить образцы необходимой для испытания на сдвиг формы и размеров невозможно из-за малой толщины исследуемой зоны и низких жесткостных характеристик материала заряда. К недостаткам прототипа следует также отнести невозможность его использования по соображениям безопасности процедуры препарации для зарядов, обладающих повышенной чувствительностью к ударным механическим воздействиям (трению); высокую стоимость работ по препарации натурных изделий; необходимость изготовления специального натурного изделия для препарации. Задачей настоящего изобретения является разработка способа оценки предельных механических характеристик твердого топлива в зоне скрепления заряда с корпусом РДТТ, позволяющего повысить достоверность и информативность получаемых характеристик путем реализации предельных условий сдвига в исследуемой зоне заряд - корпус РДТТ; расширить номенклатуру исследуемых топлив; исключить сложное технологическое (препарационное) оборудование; повысить безопасность и снизить стоимость проведения работ. Поставленная задача решается предлагаемым способом оценки предельных механических характеристик твердого топлива в зоне его скрепления с корпусом РДТТ, заключающим в проведении механических испытаний, по результатам которых определяют разрушающую объект испытаний нагрузку, по величине которой судят о предельных прочностных характеристиках топлива. Особенность заключается в том, что в качестве объекта испытаний используют скрепленный с корпусом двигателя модельный заряд, изготвленный в зоне скрепления из того же материала и по той же технологии, что и исследуемое твердое топливо, при этом один из торцов и прилежащая к нему цилиндрическая часть модельного заряда длиной не менее 0,1 D, где D - диаметр заряда, раскреплены от корпуса, а нагружение проводят путем приложения к раскрепленному торцу модельного заряда увеличивающейся равномерно распределенной нагрузки, вызывающей сдвиговые напряжения в зоне скрепления заряда с корпусом, до наступления нарушения структурной целостности модельного заряда в данной зоне. Сравнение предложенного способа с прототипом показывает, что заявляемое техническое решение характеризуется иной исходной конструкцией, подвергающейся нагружению (в прототипе - вырезанные куски топлива, в заявляемом способе - скрепленный с корпусом двигателя модельный заряд); возможностью реализации условий сдвига как наиболее опасных; иным видом прилагаемой нагрузки (в прототипе - одноосное растяжение, в предлагаемом способе - увеличивающаяся равномерно распределенная нагрузка, прилагаемая к раскрепленному торцу модельного заряда). Следовательно, предложенный способ соответствует критерию "новизна". При изучении известного уровня техники не было выявлено документов, описывающих заявляемые изобретением преобразования, характеризуемые предложенным сочетанием приемов и условий их осуществления, а именно совокупность признаков предлагаемого способа позволяет достичь указанный технический результат, и, следовательно, заявляемое решение обладает изобретательским уровнем. Предлагаемый способ удается реализовать за счет использования модельного эксперимента, удовлетворяющего таким требованиям к испытанию, как адекватность с натурным изделием технологии формирования свойств прикорпусных слоев модельного заряда и возможность практического достижения высоких уровней контактных сдвиговых напряжений в краевых зонах скрепления заряда с корпусом двигателя без сложного испытательного оборудования. Используемая для реализации способа конструкция (Фиг.2) модельного скрепленного с корпусом 1 цилиндрического (канального или безканального) заряда 2 с открытой плоской торцевой поверхностью, в которой осуществляется полная аналогия с натурным изделием по рецептурно-технологическим параметрам, типу ТЗП 3 и крепящих слоев, обеспечивает выполнение требований физического моделирования механических свойств. Достижение предельного (по сдвигу) состояния в зоне А скрепления заряда с корпусом реализуется воздействием распределенной поверхностной нагрузки Fт на плоский задний торец заряда. Важным элементом является наличие раскрепления



Формула изобретения
Способ оценки предельных механических характеристик твердого топлива в зоне его скрепления с корпусом твердотопливного ракетного двигателя, заключающийся в проведении механических испытаний, по результатам которых определяют разрушающую объект испытаний нагрузку, по величине которой судят о предельных прочностных характеристиках твердого топлива, отличающийся тем, что в качестве объекта испытаний используют скрепленный с корпусом двигателя модельный заряд, изготовленный в зоне скрепления из того же материала и по той же технологии, что и исследуемое твердое топливо, при этом один из торцов и прилежащая к нему цилиндрическая часть модельного заряда длиной не менее 0,1
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4