Способ восстановления зубчатых передач
Изобретение относится к области ремонтного производства. Способ относится к восстановлению зубчатых передач, имеющих пары колес с различным числом зубьев и коэффициентами смещения, равными нулю, и включает наплавку на поверхность колес с меньшим числом зубьев с обоих сторон венцов компенсирующего износ материала, его деформирование вдавливанием в осевом направлении в тело колеса беззубчатым штампом, механическую обработку до заданных размеров, отжиг и прошивку базовых отверстий. Для повышения долговечности при механической обработке зубчатые венцы колес с меньшим числом зубьев изготавливают с положительным коэффициентом смещения режущего или отделочного инструмента, который определяют как решение квадратного уравнения, коэффициенты которого определяются по приведенным формулам в зависимости от числа зубьев колес, модуля, угла зацепления и радиусов окружностей впадин некоррегированных колес. 2 ил.
Способ восстановления относится к ремонтному производству и может быть использован при восстановлении зубчатых передач.
Известны способы восстановления зубчатых колес с разными числами зубьев z1 и z2, любого модуля и коэффициентами смещения равными нулю, при которых геометрические параметры зубьев колес сохранены такими же, какими они были до износа, т.е. у новых передач. Известные способы восстановления включают наплавку зубчатых венцов, их опрессовку, точение по наружному диаметру и торцам, зубонарезание или зубодолбление, зубошевингование, термообработку и прошивку отверстия, контроль [1,2]. Наиболее близким по технической сущности является способ восстановления зубчатых венцов колес, включающий наплавку на поверхность колес с обеих сторон венцов компенсирующего износ материала, его деформирование вдавливанием в осевом направлении в тело колеса беззубчатым штампом и механическую обработку до заданных размеров, отжиг, прошивку базовых отверстий, при котором геометрические параметры зубьев сохранены такими же, какими они были до износа [3]. Недостатком известных способов восстановления колес передач является то, что долговечность восстановленных передач сохранена на уровне новых передач, т.к. геометрические параметры зубьев при их восстановлении не изменены. В то же время зубья колес с меньшим числом зубьев имеют толщину у основания значительно меньшую, чем зубья колес с большим числом зубьев. Следовательно, зубья колес с меньшим числом зубьев изнашиваются быстрее до отказа (поломки), чем зубья колес с большим числом зубьев, уменьшая тем самым срок службы (долговечность) зубчатой передачи. Кроме того, при восстановлении передач с неизмененными параметрами зубьев необходимо наплавлять зубчатые венцы обоих колес, т. к. после выработки определенного ресурса изношенными оказываются зубья обоих колес, а компенсировать в этом случае износ зубьев колеса с большим числом зубьев невозможно. Задача, на решение которой направлен способ восстановления зубчатых передач и технический результат от его использования, заключается в повышении долговечности восстановленных зубчатых передач путем соответствующего перемещения режущего или отделочного инструментов и снижения затрат на их восстановление. Технический результат достигается тем, что согласно способу восстановления зубчатых передач с парами колес разного числа зубьев и коэффициентами смещения, равными нулю, включающему наплавку на поверхность колес с обеих сторон венцов компенсирующего износ материала, его деформирование вдавливанием в осевом направлении в тело колеса беззубчатым штампом и механическую обработку до заданных размеров, отжиг, прошивку базовых отверстий, зубчатые венцы колес с меньшим числом зубьев изготавливают с положительным коэффициентом смещения режущего инструмента, а зубчатые венцы колес с большим числом зубьев - с отрицательным коэффициентом смещения, при этом коэффициенты смещения должны отвечать условиям: их сумма должна быть равна нулю, а толщины зубьев у основания обоих колес передачи должны быть одинаковыми, т.е. x1=-x2; a1=a2. На фиг.1 представлена восстановленная зубчатая передача с неизмененными геометрическими параметрами зубьев. На фиг.2 - восстановленная передача с измененными геометрическими параметрами. Из фиг.1 видно, что у восстановленного колеса 1 с меньшим числом зубьев толщина зубьев a1 у основания значительно меньше толщины а2 зубьев у основания восстановленного колеса 2 с большим числом зубьев. При работе передачи зубья колеса с меньшим числом зубьев изнашиваются значительно раньше зубьев колеса с большим числом зубьев. Следовательно, долговечность зубчатой передачи определяется сроком службы до поломки зубьев колеса с меньшим числом зубьев, а она (долговечность) невелика, т.к. зубья колеса с меньшим числом зубьев ослаблены меньшей толщиной зубьев у основания. Кроме того, при восстановлении передачи необходимо наплавлять зубчатые венцы обоих колес, т. к. после определенного срока службы изношенными оказываются зубья как одного, так и другого колеса. А при наплавке зубчатого венца с большим числом зубьев значительно возрастают затраты на его восстановление. При восстановлении передачи по предлагаемому способу (фиг.2) положительный коэффициент x1 смещения режущего инструмента [4] значительно увеличил толщину a1 зубьев у основания колеса 1 с меньшим числом зубьев, чем у прежних (фиг. 1), а у зубьев колеса 2 (фиг.2) в результате отрицательного коэффициента смещения х2 режущего инструмента к центру колеса толщина а2 несколько уменьшилась по сравнению с исходными профилями (фиг.1). В результате этого толщины зубьев колес 1 и 2 выровнялись, т.е. a1 стала равна а2, а срок службы передачи возрос за счет увеличения срока службы колеса 1 с меньшим числом зубьев. При этом наплавлять зубчатый венец колеса с большим числом зубьев нет необходимости, т.к. отрицательный коэффициент смещения 2 предполагает смещение режущего инструмента при нарезании зубьев в тело этого колеса, которое устраняет износ и нарезает зубья с новой геометрией. Последнее обстоятельство значительно экономит затраты на восстановление зубчатых передач. Главное в предлагаемом способе то, что зубчатые венцы обоих колес восстановленной зубчатой передачи имеют зубья с одинаковым ресурсом их работы, который значительно выше ресурса работы исходной зубчатой передачи. Это обстоятельство необходимо учитывать при определении коэффициентов смещения режущих или отделочных инструментов при нарезании и отделке зубчатых венцов восстанавливаемых передач. Определяют коэффициенты смещения режущих или отделочных инструментов x1 и х2 из условий:




z1 и z2 - числа зубьев колес;
m - модуль зубьев, мм;


rf1 и rf2 - радиусы окружностей впадин некорригированных колес, мм;
inv












1. Тищенко П. Е. , Чудновский Е.Е., Шкуть М.М. Восстановление шестерен коробок передач / Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1990, 5, с.51-52. 2. Чудновский Е.Е. Термическая обработка шестерен при восстановлении / Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1990, 5, с.52-53. 3. Авторское свидетельство 1449302, кл. В 23 Р 6/00, 1988. 4. Давыдов Б. Л., Скородумов Б.А., Бубырь Ю.В. Редукторы: Конструкция, расчет и испытание. - M. - Киев: Машгиз, 1963. - 474 с.
Формула изобретения
Ax2+Вх+С=0,
где



z1 и z2 - числа зубьев колес;
m - модуль зубьев, мм;

rf1 и rf2 - радиусы окружностей впадин некорригированных колес, мм;
inv




а зубчатые венцы колес с большим числом зубьев - с отрицательным коэффициентом смещения (х2), который определяют из уравнения: x2=-x1.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2