Способ подготовки к эксплуатации валков листопрокатной четырехвалковой клети
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано на станах холодной листовой стали. Задача изобретения - расширение области применения способа и повышение стойкости валков. Способ включает завалку рабочих и опорных валков в клеть, совместное вращение взаимно прижатых рабочих и опорных валков с одновременной подачей на вращающиеся валки смазочно-охлаждающей жидкости. Усилие взаимного прижатия валков устанавливают на уровне 60-85% от предельно допустимого, а вращение рабочих валков ведут до наработки ими 4,5-17 км. Возможна реализация способа, по которому вращение валков ведут с приложением к рабочим валкам усилия противоизгиба, равного 40-90% от допустимого для данной клети. В непрерывном стане вращение взаимно прижатых рабочих и опорных валков ведут одновременно в группе клетей или во всех клетях непрерывного стана. Изобретение обеспечивает контролируемое повышение стойкости рабочих и опорных валков. 2 з.п.ф-лы.
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано на станах холодной прокатки листовой стали.
Известен способ подготовки [патент РФ, RU, 2147945, МПК В 21 В 28/02] к эксплуатации валков листопрокатной клети кварто, включающий завалку рабочих и опорных валков в клеть и совместное вращение взаимно прижатых рабочих и опорных валков, причем совместное вращение валков ведут с погонным усилием прижатия 1,1-1,9 т/мм при отношении диаметров смежных опорного и рабочего валков, равном 2,8-3,6. Недостаток известного способа заключается в том, что не регламентирован режим обкатки рабочих и опорных валков по длительности и частоте оборотов рабочего валка, т.е. нет параметров, от которых зависит величина упрочнения обкатываемых валков. Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемым результатам к предлагаемому изобретению является способ [патент РФ, RU, 2096103 С1, 6 В 21 В 28/02] подготовки к эксплуатации валков листопрокатной клети кварто, включающий завалку рабочих и опорных валков в клеть и совместное вращение взаимно прижатых рабочих и опорных валков, при этом усилие взаимного прижатия валков устанавливается в 1,3-1,5 раза больше усилия прокатки, а вращение ведут в течение 360-580 с при частоте вращения рабочих валков 7,5-8,7 с с одновременной подачей к рабочим и опорным валкам смазочно-охлаждающей жидкости. Указанный способ не обеспечивает однозначности в выборе усилия взаимного прижатия валков, которое определяется величиной усилия прокатки, т.к. последнее зависит от множества факторов: толщины на входе в клеть, толщины на выходе из клети, ширины полосы, скорости прокатки, типа, концентрации применяемой технологической смазки или эмульсии, шероховатости валков, шероховатости полосы, диаметров рабочих валков, пластических свойств прокатываемой полосы, уровня переднего, заднего натяжений и т.п. Фактически усилие прокатки для каждой из клетей непрерывного стана холодной прокатки изменяется в широких пределах технологически разрешенного диапазона. В силу этого обстоятельства осуществить к нему привязку не представляется возможным. Вторым существенным недостатком данного способа является то, что частота вращения рабочих валков, указанная в предлагаемом изобретении, равная 7,5-8,7 с-1, не является универсальной для большинства известных станов холодной прокатки и не может быть достигнута на первых двух клетях многих непрерывных станов холодной прокатки в силу высоких передаточных отношений приводных линий. Так, например, для непрерывного четырехклетьевого стана 1400 ОАО "НЛМК" в первых двух клетях максимальное число оборотов двигателей главного привода составляет 650 об/мин (10,83 с-1) с учетом передаточного отношения приводных линий клетей 1 и 2, равного 1,737, реальная частота вращения рабочих валков в клети составляет 6,23 с-1, что ниже нижней границы, указанной в данном изобретении. Перечисленные выше недостатки устраняются в предлагаемом ниже изобретении. Техническая задача изобретения состоит в расширении применения способа и в повышении стойкости рабочих и опорных валков. Поставленная техническая задача решается за счет подготовки валков четырехвалковой листопрокатной клети, включающей завалку рабочих и опорных валков в клеть, совместное вращение прижатых рабочих и опорных валков согласно выставленному усилию взаимного прижатия, составляющему 60-85% от максимально допустимого (паспортного) усилия на клеть, при вращении валков одной клети или группы клетей до достижения суммарной длины наработки рабочими валками, равной 4,5-17 км, с одновременной подачей к рабочим и опорным валкам смазочно-охлаждающей жидкости и разгрузкой кромки валков усилием противоизгиба, составляющим 40-90% от допустимого (паспортного) значения на клеть, чем достигается эффект упрочнения приповерхностного слоя обкатываемых валков при улучшении чистоты их поверхности вне зависимости от соотношения диаметров рабочего и опорного валков и частоты их вращения. Вариант способа, по которому в непрерывном стане вращение взаимно прижатых валков ведут одновременно в группе клетей или во всех клетях непрерывного стана, обеспечивает повышение стойкости валков и сокращение длительности их подготовки к эксплуатации. Известное и предложенное технические решения имеют следующие общие признаки. Оба способа являются способами подготовки к эксплуатации валков четырехвалковой листопрокатной клети, оба предусматривают завалку валков в клеть, совместное вращение рабочих и опорных валков с усилием взаимного прижатия при одновременной подаче к валкам смазочно-охлаждающей жидкости. Отличия предложенного способа состоят в следующем. 1. По предлагаемому способу усилие взаимного прижатия валков устанавливают в диапазоне 60-85% от допускаемого (паспортного) усилия на клеть. В известном способе усилие взаимного прижатия валков (обкатки) выставляют в 1,3-1,5 раза большим усилия прокатки, которое трудно идентифицируемо по указанным выше причинам. 2. В предлагаемом способе жестко не нормируется ни время обкатки валков, ни скорость их вращения, а лишь суммарная длина наработки валков в километрах, что является более гибким технических решением, т.к. в конечном итоге один и тот же результат - упрочнение поверхности рабочих и опорных валков, косвенно оцениваемый по суммарной наработке валка в процессе обкатки в километрах, может быть получен путем обкатки за разное время и при разных скоростях вращения рабочих валков, присущих индивидуальным характеристикам приводной линии каждой клети отдельно взятого стана. 3. В предлагаемом способе для исключения защемления краев рабочих и опорных валков при обкатке с высокими значениями усилия взаимного прижатия валков вследствие прогиба шеек валков под нагрузкой предлагается использовать усилие противоизгиба, составляющего 40-90% от допустимого усилия противоизгиба на клеть. В известном способе противоизгиб рабочих валков не используется и всегда есть риск защемления и травмирования кромок рабочих валков. 4. В предлагаемом способе обкатка валков может осуществляться одновременно на нескольких клетях, что экономит время обкатки и непроизводительные расходы стана на обкатку. Указанные отличительные признаки проявляют во всей совокупности новые свойства, не присущие им в известных совокупностях признаков и состоящие в повышении стойкости рабочих и опорных валков при одновременном повышении твердости поверхностного слоя и чистоты их поверхности после обкатки. Это свидетельствует о соответствии предложенного технического решения критерию "изобретательский уровень". Сущность изобретения состоит в следующем. При вращении взаимно прижатых рабочих и опорных валков по предложенным режимам в межвалковом контакте "рабочий валок - опорный валок" при обкатке создаются напряжения сжатия, которые порождают в поверхностном слое рабочих валков пластические микросдвиги. В результате активизации пластических микросдвигов изменяется величина энергии искажения микрообъемов поверхностного слоя валков, следствием чего является превращение остаточного аустенита закаленного слоя поверхности рабочих валков в мартенсит отпуска, что влечет за собой повышение их поверхностной твердости и износостойкости, так как твердость мартенсита отпуска выше твердости остаточного аустенита. Одновременно с этим пластические микросдвиги способствуют стабилизации остаточного аустенита поверхностного слоя валков. Процесс увеличения износостойкости валков является управляемым и имеются реальные возможности его регулирования. Поскольку ширина площадки контакта между рабочими валками намного меньше, чем ширина площадки контакта между опорным и рабочим валками, то в процессе обкатки в большей степени упрочняются рабочие валки. Величина напряжений, создаваемых в межвалковом контакте "рабочий валок - опорный валок", зависит от усилия сжатия валков (усилия взаимного прижатия) и суммарной накатанной длины, определяемой скоростью вращения рабочих валков и временем обкатки. Таким образом, достичь одного и того же результата в повышении стойкости и твердости валков можно либо за счет использования форсированных режимов обкатки и меньшей длительности при большем количестве оборотов рабочих валков, либо при щадящих режимах по усилию на пониженных оборотах и более длительном процессе обкатки. Экспериментально установлено, что наиболее оптимальные результаты получаются при суммарной наработке (длине) на рабочих валках 4,5-17 км. Причем большая длина наработки относится к минимальному (переточенному) диаметру рабочего валка, а меньшая - к большему (новому валку в начале эксплуатации). Это связано с тем, что переточенные рабочие валки с малой глубиной закаленного слоя требуют большей длины накатки для своего упрочнения, в то время как для рабочих валков большего диаметра, имеющих большую глубину закаленного слоя, эффект упрочнения от накатки будет менее ощутим. По условиям эксплуатации станов вращение валков с усилием взаимного прижатия, близким к предельно допустимому, для любого стана нежелательно. С этих позиций целесообразно использовать обкатку валков с щадящим уровнем усилия, выбираемым индивидуально исходя из технического состояния каждого конкретного стана. Для сокращения времени обкатки в этих условиях необходимо увеличить скорость вращения рабочих валков клети. Суммарная накатанная рабочими валками длина (Lkm) выражается уравнением: Lkm=









Формула изобретения