Способ оценки знаний и интеллектуальных возможностей
Изобретение относится к области психологического моделирования действий лиц, вовлеченных в практически важные ситуации, с последующей численной оценкой этих действий, к области испытаний профессиональной пригодности и связанному с ними обучению, к области психометрических измерений интеллекта, проводимых в психологии. Способ состоит в том, что испытуемого (обучающегося) тестируют при помощи тестового задания, состоящего из вопросов, на которые испытуемый должен дать ответ. В способе определяют сложность любого конкретного вопроса. Результат измерений, увязанный со сложностью задания, характеризует как уровень знаний, так и интеллектуальные возможности испытуемого. В случае построения тестового задания в форме независимых вопросов итоговую оценку за него определяют суммированием баллов за каждый ответ задания. В случае построения тестового задания в форме деловой игры итоговую оценку определяют перемножением баллов, полученных за отдельные этапы (ответы) игры. Способ позволяет применять 8 психологических форм вопросов, с помощью которых моделируют логику мышления специалистов, решающих конкретную задачу. Испытуемый самостоятельно конструирует ответ из набора частных вариантов ответов, приводящегося в тексте вопроса. Ответ, представляющий собой материализованную форму знания испытуемого, фиксируют и обрабатывают разделением его на правильные и неправильные части, измеряют характеристики этих частей и по математическим выражениям, в зависимости от сложности вопроса и от вероятностей указания правильных и неправильных частей ответа, определяют итоговую оценку ответа в баллах. Способ может быть реализован как традиционными учебно-методическими и техническими средствами обучения (плакатами, опросными листами, диапроектором и др.), так и с помощью компьютерной техники, оснащенной разработанным под данный способ программным обеспечением. Данный способ позволяет повысить объективность оценки знаний и интеллектуальных возможностей. 7 ил.
Изобретение относится к области психологического моделирования действий лиц, вовлеченных в практически важные ситуации, с последующей численной оценкой этих действий, к области испытаний профессиональной пригодности и связанному с ними обучению, к области психометрических измерений интеллекта, проводимых в психологии.
Известен психометрический способ измерения интеллекта, см., например, [1] с измерением коэффициента интеллекта IQ. Основные существенные признаки этого способа следующие: испытуемого тестируют вопросами тестового задания, не имеющими профессиональной направленности и не связанными друг с другом причинно-следственной связью; фиксируют ответ испытуемого; численно оценивают результат каждого ответа по двухуровневой шкале; оценивают результат ответов на все тестовое задание (интеллект "умственного возраста") суммированием оценок за каждый вопрос тестового задания; критерий успешного решения вопроса либо регламентируют исходя из общепринятых рекомендаций, либо вырабатывают экспертным образом; итоговую оценку всего тестового задания определяют коэффициентом интеллекта IQ, равным отношению, умноженному на 100, интеллекта "умственного возраста" к интеллекту "хронологического возраста", который определяют по статистическим данным решения этого же тестового задания сверстниками испытуемого как средний результат этого тестирования. Данный способ является необъективным из-за того, что, применяя довольно простые вопросы тестового задания, не имеющие профессиональной направленности данного испытуемого, он не позволяет измерить основной, профессиональный интеллект испытуемого. Также способ необъективен, т.к. он, оценивая ответ по двухуровневой шкале, не позволяет объективно оценивать не полностью правильные ответы на сложные вопросы и не позволяет объективно измерять количество сложных знаний, в которых важна последовательность составляющих его элементов. Данный способ необъективно измеряет интеллект, т.к. в нем не учитываются различной сложности вопросы. Практическое применение этого способа показало, что он менее объективен по положительному критерию, чем по отрицательному, т.е. менее объективно дифференцирует положительные отклонения интеллектуальной одаренности от нормы, чем умственную отсталость от нормы. Известен эвристический способ [2] измерения количества знаний и интеллектуальных возможностей, в котором имеются следующие существенные признаки: испытуемого тестируют вопросами; фиксируют ответ испытуемого; численно оценивают результат каждого ответа и результат ответов на все тестовое задание, состоящее из нескольких вопросов; вопросы могут быть либо не связанными друг с другом причинно-следственной связью, либо связанными и объединенными общей целью всего тестового задания (деловой игры). В последнем случае вопросы подают испытуемому в порядке, определяющемся логикой игры и результатом предыдущих ответов; вопросы прекращают подавать либо при успешном завершении всего тестового задания, либо тогда, когда после неправильного ответа на предыдущий вопрос деловой игры задание успешно завершено быть не может. Критерий успешного решения вопроса либо регламентируют исходя из общепринятых рекомендаций, либо вырабатывают экспертным образом; численно, методом экспертных оценок, определяют сложность каждого вопроса тестового задания и степень полноты и правильности ответа; степень полноты и правильности оценивают сравнением ответа, данного испытуемым, с образцовым ответом, который вырабатывают либо из общепринятых регламентированных рекомендаций, либо вырабатывают экспертным образом. Итоговую оценку всего тестового задания определяют равной величине, пропорциональной сумме итоговых оценок за каждый ответ тестового задания; оценку за единичный ответ определяют величиной, пропорциональной произведению степени полноты и правильности этого ответа на сложность соответствующего вопроса тестового задания. Этот способ необъективен, т.к. в нем применяют необъективный метод экспертных оценок для получения численного значения сложности конкретного вопроса и численного значения полноты и правильности ответа. Кроме этого, разбиение тестового задания на отдельные вопросы с последующей независимой оценкой каждого из них и суперпозицией полученных оценок (с учетом индивидуальных сложностей вопросов или без такого учета) оправдано только при смысловой и целевой независимости вопросов друг от друга. При таком тестовом задании каждый вопрос является независимой задачей, решение которой не зависит от решения предыдущих вопросов. В случае, если тестовое задание представляет собой деловую игру, как и в любом сложном явлении или процессе, элементы которого являются взаимозависимыми, общий эффект не является арифметической суперпозицией частных эффектов, а представляет собой сложную нелинейную функцию. Поэтому ценность такого сложного знания не должна быть эквивалентна суперпозиции составляющих ее элементов, как не может быть признано эквивалентным однократному поднятию на соревновании по тяжелой атлетике штанги в 400 кг двадцатикратное поднятие 20 кг веса, доступное любому среднеразвитому человеку. Как и в предыдущем способе, ненормированность форм вопросов приводит к необъективности способа. Известен статистический способ измерения количества знаний и интеллектуальных возможностей [3] - прототип, в котором имеются следующие существенные признаки: испытуемого тестируют вопросами; фиксируют ответ испытуемого; численно оценивают результат каждого ответа и результат ответов на все тестовое задание, состоящее из нескольких вопросов. Вопросы могут быть либо не связанными друг с другом причинно-следственной связью, либо связанными и объединенными общей целью всего тестового задания (деловой игры). В последнем случае вопросы подают испытуемому в порядке, определяющемся логикой игры и результатом предыдущих ответов. Вопросы прекращают подавать либо при успешном завершении всего тестового задания, либо тогда, когда после неправильного ответа на предыдущий вопрос деловой игры задание успешно завершено быть не может; критерий успешного решения вопроса либо регламентируют исходя из общепринятых рекомендаций, либо вырабатывают экспертным образом. Cтатистическим образом определяют сложность каждого вопроса тестового задания и вероятность указания полностью правильного ответа для каждого испытуемого, вероятность указания полностью правильного ответа определяют как вероятность забывания знания по этому вопросу; степень полноты и правильности ответа измеряют долей правильных решений посредством сравнения ответа, данного испытуемым, с образцовым ответом, который вырабатывают либо из общепринятых регламентированных рекомендаций, либо вырабатывают экспертным образом. Итоговую оценку всего тестового задания определяют равной величине, пропорциональной сумме итоговых оценок за каждый ответ тестового задания; оценку за единичный ответ определяют величиной, пропорциональной произведению степени полноты и правильности этого ответа на величину, обратно пропорциональную сложности соответствующего вопроса тестового задания. Этот способ необъективен, т.к. базовые теоретические предпосылки способа необоснованны и неверны. Во-первых, вероятность правильного ответа определяют как вероятность забывания знания по этому конкретному вопросу, зависящую от ряда внешних факторов. Наличие же знаний по данному вопросу и их оценка не должны опираться на внешние факторы, влияющие на их забывание. Во-вторых, сложность вопроса в данном способе определяют эмпирически, по статистическим результатам ответов, и она не является объективной характеристикой данного вопроса, т. к. результаты опроса могут зависеть от множества внешних факторов. В способе определяют вероятность правильного ответа для каждого отдельного испытуемого в зависимости от его уровня подготовки, то же самое делают и по отношению к сложности задания. Определяемое таким образом значение сложности субъективно, а не объективно. Измерение количества сложных знаний осуществляют в данном способе необъективно из-за применения к общей оценке принципа суперпозиции отдельных оценок за каждый элемент знания. Также данный способ необъективен из-за ненормированности форм вопросов. Этот способ не позволяет обоснованно производить дифференцированную численную оценку знаний в случае неполного или не совсем правильного ответа. Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение объективности оценки знаний и интеллектуальных возможностей. Он достигается тем, что в способе оценки знаний и интеллектуальных возможностей, в котором испытуемого тестируют вопросами тестового задания, фиксируют ответ испытуемого, численно оценивают правильность каждого ответа и ответов на все тестовое задание, определяют сложность каждого вопроса тестового задания, вероятность указания испытуемым полностью правильного ответа, степень





Таким образом, в предлагаемом способе результирующая оценка результатов игры равняется произведению оценок за каждый ее этап. Если этапы игры допускают возможность указания неполных или не совсем правильных ответов, которые не оказывают "летального исхода" на игру (не ведут к ее прекращению), то под баллами за каждый этап в этом выражении подразумевают произведение баллов за полностью правильное прохождение конкретного этапа на некий коэффициент полноты и правильности ответа, значение которого лежит в диапазоне (0


Приведем результаты определения оценок по процедуре п.2 изобретения с обеими разновидностями вопроса формы ПУ с n=8, m=4. Результаты в табличной форме представлены на фиг.3 (примеры 1 и 2). Ячейки таблиц содержат оценки любых ответов для различных сочетаний i и k. Примерный график зависимости результирующей оценки Б ответа от количества указанных в ответе неправильных ЧВО k и правильных ЧВО i для неправильного ответа (i=0) и правильного ответа (k=0) приведен на фиг.4 (функция знания). Разработаны процедуры оценивания и для вопросов других психологических форм. Чтобы не перегружать текст изобретения излишним количеством примеров применения, далее приведем лишь общие выражения для определения сложности этих вопросов, а также критерии успешности решения для них, необходимые для реализации деловых игр. Отметим, что получение указанных выражений является стандартным решением стандартной задачи, поэтому приводим только окончательные результаты. Конкретный процесс ответа на вопрос формы ПД будет сводиться к указанию в определенной последовательности номеров соответствующих ЧВО (действий). На практике возможна ситуация, когда испытуемый не может дать точного ответа о том, какое действие должно быть расположено на конкретной позиции. Поэтому целесообразно предоставить ему возможность сохранить неясную ему позицию не занятой и продолжить ответ на вопрос со следующей позиции. Итоговые выражения для вопроса формы ПД


Приведем результаты оценивания различных ответов на вопросы формы ПД. Пример 3. Пусть в вопросе требуется указать правильную последовательность действий, которая выбирается из ЧВО, общее количество которых n=8, а общее количество правильных ЧВО (правильных действий) m=4. Правильный ответ 1,2,3,4, Обозначим i1 - количество правильных ЧВО, указанных в ответе на позициях, тождественных позициям в эталонном ответе; i2 - количество правильных ЧВО, указанных со смещением от эталонной позиции; k - количество неправильных ЧВО в ответе. 1) Подсчитаем баллы за возможные неполные ответы. Под неполными ответами мы будем понимать ответы, не имеющие никаких ошибок (далее смещений). В этом случае все правильные действия стоят на своих местах, кроме вообще не указанных в ответе последних правильных действий, т.е. можно записать
Б(i1, i2, k)=Б(i1,0,0)=Б(i1)
Согласно выражению {2} определим сложность задачи
S=8






















В соответствии с выражением {3}
Кпсо

Б(i1= 4)= 8







2) Приведем результаты оценивания возможных неправильных ответов. За неправильные ответы мы принимаем ответы, не имеющие в своем составе правильных действий, т.е. Б(i1,i2,k)=Б(0,0,k)=Б(k). Б(k=1)=3,36, Б(k=2)=0,42, Б(k=3)=0,06, Б(k=4)=0,01
3) Посмотрим, как влияет наличие НД (неправильных действий (ЧВО) на общий результат для случая i2=0. Ответ: -, -,-,4,5 Б(1,0,1)=9*(4/8)*46,6=210; Ответ: 1,-,-,-,5 Б(1,0,1)= 8*(4/8)*46,6= 186; Ответ: 1,2,3,5, Б(3,0,1)=12178; Ответ: 5,2,3,4 Б(3,0,1)= 6850; Ответ: 1,2,3,4,5 Б(4,0,1)=87674; Ответ: 1,2,3,4,8,5 Б(4,0,2)=65755; Ответ: 1,2,3,4,8,5,7 Б(4,0,3)=43837
4) Рассмотрим более сложный случай, когда неправильных действий в ответе не указано и имеются ПДС (правильные действия со смещением). Пусть правильный ответ будет 1,2,3,4. 4.1) В качестве примера возьмем ответ, в котором правильные действия указаны в обратной последовательности 4,3,2,1. Фактически этот ответ является максимально неправильным в случае ответа, включающего в себя все правильные действия и состоящего исключительно из одних ПДС. С учетом величины смещения каждого ПДС имеем
Б=409
4.2) Приведем теперь оценку за ответ, в котором первые два действия указаны правильно, а последние два правильные действия поменялись друг с другом местами, т.е. ответ дан в виде 1,2,4,3. Б=12154
По результатам пунктов 1) и 2) построим график зависимости оценки в "зоне знания" и "зоне незнания" (фиг.5). При построении ответа по формам А-ПУ и А-ПД ответ должен содержать k штук возможных альтернатив достижения цели с раскрытием содержания каждой i-й альтернативы, построенного по логике И, или построенного по форме ответа на вопрос, требующей указания в ответе последовательности действий по достижении поставленной в вопросе цели. Для того чтобы вопрос таких форм не был чрезмерно сложен, в тексте вопроса испытуемому сообщают число правильных альтернатив. При этом в плане достижения цели-понятия (достижения критерия успешности) в ответе достаточно указать одну правильную альтернативу, но ни одной неправильной альтернативы в ответе не должно быть указано. Форма написания такого ответа следующая. Каждая альтернатива составляется из предлагаемых к ответу и пронумерованных ЧВО, указанных через запятую. Альтернативы, указанные в ответе, отделяются друг от друга каким-либо разделителем, например символом косая черта "\". Так, запись ответа в форме 3,5,2\ 1,9,4 означает, что для достижения цели-понятия задачи необходимо в случае вопросов А-ПУ наличие 3-го- 5-го и 2-го ЧВО, либо 1-го, 9-го и 4-го, а в случае указания альтернативных последовательностей действий та же запись будет означать выполнение указанных ЧВО в определенной последовательности. Сложность вопроса А-ПУ:
S=2nxk {4}
Из {4} видно, что даже, ограничив возможное количество альтернатив формулировкой вопроса с указанием их количества, сложность данного вопроса очень высокая. Поэтому вряд ли целесообразно в вопросах такого типа использовать число альтернатив, большее двух. Сложность вопросов формы А-ПД еще больше, чем вопросов А-ПУ. Если среди ЧВО нет действий ПП (произвольной последовательности, т.е. действий, которые могут занимать произвольные позиции внутри определенного диапазона позиций в полностью правильном ответе без ущерба для выполнения цели задания), то общая сложность данного задания будет (k - число альтернатив).

Если действия ПП в задании имеются, то выражение для сложности изменится, появится дополнительный коэффициент, уменьшающий общее значение сложности. Здесь в ответе тоже целесообразно ограничиться указанием двух альтернатив. Формы А-ПУ-ПВ и А-ПД-ПВ являются наиболее сложными из всех вопросов, рассмотренных ранее, т. к. событие полностью правильного ответа наступает только тогда, когда в ответе указаны, во-первых, все правильные альтернативы, во-вторых, альтернативы указаны в правильной последовательности, и, в-третьих, все альтернативы полностью правильно расписаны. Для того чтобы сложность задачи не была чрезмерно высокой, количество правильных альтернатив ограничивают двумя-тремя и число этих альтернатив сообщают испытуемому. Сложность вопросов рассматриваемых форм равна степенной функции от частной сложности альтернатив, порядок которой равен числу возможных перестановок альтернатив, т.е. равен k!.

В отношении достижения цели задачи, то здесь цель задачи не выполнена, если на первом месте в ответе будет стоять неправильная альтернатива. Во всех остальных случаях цель задачи будем считать достигнутой. Предлагаемый способ может быть без ущерба для достижения технического эффекта реализован традиционными учебно-методическими и техническими средствами ТС (плакатами, опросными листами, диапроектором, кадоскопом, видеотехникой, калькулятором). Хотя данный способ можно реализовать и традиционными техническими средствами, он все-таки довольно трудоемок. По этой причине его применение в таком варианте наиболее целесообразно в очень ответственных областях, где весьма высока плата за необъективный результат и поэтому высока мотивация внедрения данного способа. Наибольший интерес вызывают такие области применения, как управление атомными, тепловыми и гидростанциями, управление транспортирными потоками, крупные предприятия, службы по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарная охрана, МВД, ФСБ, СВР, ФАПСИ и др. В настоящее время основным ТС становится вычислительная техника, оснащенная соответствующим программным обеспечением. Современный уровень компьютерной технологии позволяет заменить и превзойти по обучающему эффекту все традиционные ТС. Компьютерная техника уникальна по своим возможностям как материальный объект, позволяющий воздействовать на такой специфический и вместе с тем очень разноплановый материальный объект, как информация, воплощающая собой знание о каком-то другом материальном объекте. Поэтому наиболее целесообразно для обеспечения большей интенсивности обучения и тестирования, а также полного исключения фактора субъективности в лице преподавателя реализовать изобретение с помощью компьютерной техники, оснащенной разработанным под предлагаемый способ программным обеспечением. Компьютер не представляет собой монолитный материальный объект, он состоит из множества узлов и блоков, которые начинают действовать в нужной последовательности и определенным образом под воздействием соответствующего программного обеспечения. Программное обеспечение позволяет автоматизировать способ и исключить из него трудоемкость. Структурная схема способа изображена на фиг.6. Все изображенные на ней элементы являются материальными объектами, с помощью которых и на которые осуществляются все воздействия по ходу реализации способа. Все эти объекты, кроме элемента 12 (испытуемый), представляют собой арифметическо-логические устройства, реализованные на базе технических и программных средств компьютера. Так, генератор вопросов психологических форм 11 состоит из участков памяти, монитора, логических устройств компьютера. Все эти аппаратные составляющие работают под управлением операционной системы компьютера и пользовательской подпрограммы генерации вопросов. Эта подпрограмма реализуется стандартными приемами программирования и не нуждается в пояснении. В дальнейшем все разработанное пользовательское программное обеспечение, реализованное стандартным образом, расшифровываться не будет. Устройство конструирования ответа 13 в упрощенном виде аппаратно представляет собой клавиатуру, монитор и другие, необходимые для совместной работы аппаратные средства компьютера. Программная часть включает в себя средства операционной системы и пользовательскую подпрограмму конструирования ответа. Фиксатор ответа 14 представляет собой участок памяти компьютера. Поэлементный сепаратор 15 состоит из участков памяти и необходимых для расчленения исходного знания испытуемого арифметически логических блоков компьютера. Остальные элементы структурной схемы реализуются также стандартным аппаратным и программным образом. Лишь некоторые аспекты реализации нуждаются в пояснении. На измеритель характеристик знаний подают информацию о каждом из элементов знания (номер элемента, характеристику элемента - правильной, неправильной, позицию элемента в ответе (для комбинаторных ответов) и о каждой из частей знания (правильной и неправильной) - количество соответствующих элементов. В определителе так же определяется такая характеристика, как правильность\неправильность знания в целом (успешность ответа на вопрос). Эта характеристика необходима при организации деловой игры. Если в ответе на вопрос цель задания достигается хотя бы в неполном размере, но необходимо достаточно, то задание считают выполненным успешно и генератор вопросов выдает испытуемому следующий вопрос деловой игры. В ином случае выключатель 22 останавливает генерацию вопросов и деловая игра останавливается. В чисто логических вопросах критерий успешности вытекает из самой сути логических операций И\ ИЛИ. Основные трудности с реализацией критерия успешности возникают в комбинаторных вопросах. Для решения этой проблемы экспертным или регламентным способом определяют минимальную конфигурацию ответа, при которой цель-понятие еще достигается хотя бы в неполном, но приемлемом виде. При нарушении хотя бы одного требования минимальной конфигурации ответ в целом признается неуспешным и деловая игра прекращается. В оцениватель одного ответа 20 подают данные о характеристиках ответа, которые используют при определении оценки по процедуре, соответствующей конкретной форме вопроса. Оцениватель тестового задания осуществляет сложение баллов за каждый ответ независимого тестового задания и перемножает баллы за успешные ответы деловой игры. Для большей автоматизации процесса подготовки тестовых заданий, использующих психологическое моделирование, для повышения доступности предлагаемого способа потребителям разработанное программное обеспечение имеет структуру, изображенную на фиг.7. Программное обеспечение разбито на три независимые системы. Работа по созданию тестового задания сводится к формированию группы специалистов по конкретной профессии (дисциплине или объекту) и специалистов в психологическом моделировании. В совместной работе они создают перечень вопросов и эталонные ответы. По комбинаторным вопросам описывают минимально допустимые конфигурации ответов. В случае работы по созданию деловой игры создается ее сценарий, в котором указывают этапы ее прохождения и альтернативные возможности изменения хода деловой игры в зависимости от выполнения или невыполнения предыдущего задания (вопросы). После этого, используя систему подготовки библиотеки дисциплин и вопросов, информация о названиях дисциплин и объектов, о разработанных вопросах и сами тексты вопросов (с возможностью включения в них графической информации) заносятся и запоминаются в соответствующих базах данных. Из занесенных в базу данных вопросов посредством системы конфигурации тестового задания создается либо независимое тестовое задание, либо деловая игра. Процедура конфигурирования имеет доступный для любого пользователя интерфейс и может быть выполнена достаточно быстро. Сама процедура конфигурирования сводится к наименованию конфигурируемого тестового задания, занесения этого названия в соответствующую библиотеку тестов по данной дисциплине или объекту, к выбору соответствующих вопросов. Тестовое задание в базе данных помечается как независимое или как деловая игра. В случае деловой игры, по разработанному ранее сценарию, в базу данных заносится последовательность выполнения вопросов. Подготовленное таким образом тестовое задание может быть запущено на выполнение любым специалистом, например ведущим игры или преподавателем. Для этого, перемещаясь по библиотеке дисциплин, отыскивают новую тематику, входят в нее, находят список имеющихся тестовых заданий. Выбирают интересующее, просматривают ее содержание. Если это действительно нужное задание, то подтверждают его выбор. Далее для исключения нежелательного влияния испытуемых на систему формируют список группы испытуемых и заносят его в соответствующую базу. Запуск производится очередным подтверждением выбора соответствующего теста и выбором соответствующей группы испытуемых. Когда испытуемый садится за компьютер, перед ним находится список испытуемых, в котором он находит себя и подтверждает выбор. После этого тестовое задание запускается на исполнение. В случае независимого тестового задания вопросы поступают в случайной последовательности и под произвольными номерами, что исключает возможность записи ответов на вопрос испытуемыми с целью подготовки шпаргалки. В случае деловой игры вопросы поступают в порядке, определяющемся сценарием игры. Список ЧВО в тексте вопроса формируют случайным образом и под случайными номерами, что тоже защищает от использования шпаргалок. Текст вопроса может иметь любые размеры, число графических изображений тоже не регламентируется. В ходе ответа на вопрос испытуемый, конструируя ответ, может редактировать его произвольным образом, может возвращаться к просмотру текста вопроса и графических изображений. По завершении конструирования ответа испытуемый подтверждает окончание, и система автоматически производит подсчет баллов за этот вопрос и производит подсчет баллов за пройденные этапы. Эта информация поступает испытуемому. По завершении теста результат запоминается и на экран опять выводится список группы испытуемых. По окончании тестирования группы результаты могут быть просмотрены и выданы на распечатку. Система в настоящий момент может быть реализована на любом компьютере класса IBM РС и выше, на котором установлена операционная система DOS или WINDOWS-95 с режимом эмуляции DOS. Ограничения могут наступить лишь при очень большом объеме тестовых заданий и касаются, в основном, размеров свободной емкости жесткого диска. Источники информации
1. Белюк Л.В. Комплексная системная реализация задач вузовской профориентации с применением ЭВМ.- М.:НИИ ВШ. 1988. 2. Кручинин В.В. Разработка компьютерных учебных программ. Томск. Издательство Томского государственного университета. 1998. 3. Свиридов А.П. Основы статической теории обучения и контроля знаний. -М.: Высшая школа. 1981.
Формула изобретения



где Pп(m) - вероятность правильного ответа при i= m;
Pн(0) - вероятность неправильного ответа при k= 0,
итоговую оценку знаний и интеллектуальных возможностей за все тестовое задание с логически несвязанными вопросами определяют равной сумме оценок за каждый отвеченный вопрос тестового задания, а для тестового задания с логически связанными вопросами - равной произведению оценок за каждый отвеченный вопрос тестового задания.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 20.07.2006 БИ: 20/2006