Устройство обнаружения противотранспортных мин
Изобретение относится к области технических средств борьбы с терроризмом и может быть использовано для предотвращения подрыва механических транспортных средств путем заблаговременного выявления установленных на них противотранспортных мин. Техническим результатом изобретения является повышение информативности и достоверности устройства обнаружения противотранспортных мин путем использования на одной несущей частоте сложных сигналов с комбинированной амплитудной модуляцией и фазовой манипуляцией (АМ-ФМн). Устройство содержит доплеровский СВЧ-датчик, включающий антенну, сейсмический датчик вертикальных колебаний корпуса транспортного средства, механически жестко соединенный с его корпусом, переключаемую логическую схему И-ИЛИ, управляемый радиопередатчик и автономное радиоприемное устройство. Радиопередатчик формирует АМ-ФМн-сигнал, который преобразуется радиоприемным устройством в акустическую и цифровую информацию. 2 ил.
Предлагаемое устройство относится к области технических средств борьбы с терроризмом и может быть использовано для предотвращения подрыва механических транспортных средств (автомобилей) путем заблаговременного выявления установленных на них противотранспортных мин.
Существующие армейские и коммерческие миноискатели не могут обнаруживать мины и взрывные устройства на фоне помех от близко расположенного металлического корпуса механического транспортного средства [1]. Известно оптическое устройство для осмотра днища автомобиля фирмы "Ален" (Великобритания). Оно представляет собой зеркальце на телескопической штанге. Однако его применение очень трудоемко и требует квалификации оператора. Кроме того, во время сравнительно длительного осмотра днища автомобиля оператор может быть уничтожен при наличии канала дистанционного управления подрывом у противотранспортной мины. Прибор "ТАЛОС" фирмы "Биолют" (Великобритания) обеспечивает обнаружение противотранспортных мин, имеющих магнитные крепления, т.е. "мин-прилипалок". Но далеко не все противотранспортные мины и взрывные устройства имеют магнитные крепления. Здесь возможно применение жгутов, клея, зацепов в виде крюков и штырей. Анализ криминальной хроники в газетах и на телевидении подтверждает это [1-3]. Особенно применение магнитов для крепления мин затруднено в зимних условиях, когда на днище автомобиля может быть толстый слой льда с грязью, препятствующий "прилипанию" магнитной мины. Известен также новейший малогабаритный СВЧ-датчик (так называемый микроволновый датчик) охранной сигнализации FCCID (Тайвань, 1997 г., изготовления), использующий эффект Доплера. Он срабатывает при внесении любого предмета в охраняемую зону (в небольшое помещение, салон автомобиля и т.д.). СВЧ-датчик размещен в малогабаритном радиопрозрачном пластмассовом корпусе. Его схема включает в себя генератор, приемно-индикаторное устройство и вибраторную полосковую антенну. Ток потребителя 12 мА, напряжение питания 12 В. Эксперименты показали, что максимальный радиус зоны обнаружения для миноподобного объекта составляет несколько метров, что в общем достаточно. Недостатками доплеровского микроволнового датчика являются: - большое число ложных срабатываний; - возникновение в отдельных случаях под неровным днищем автомобиля "нулевых" зон, то есть зон пропуска объектов поиска; - подверженность мешающему (экранирующему) воздействию слоя полупроводящей среды (льда, грязи и т.п.). Причем, для устранения "нулевых" зон требуется увеличивать чувствительность СВЧ-датчика. Но при этом резко возрастает число ложных срабатываний от внешних электромагнитных полей, близко проходящих у автомобиля пешеходов и т.д. Все это приводит к снижению безопасности эксплуатации механических транспортных средств (автомобилей). Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является "Устройство обнаружения противотранспортных мин" (патент РФ 2124758, G 08 В 13/14, 1997), которое и выбрано в качестве прототипа. Данное устройство обеспечивает повышение безопасности эксплуатации механических транспортных средств путем заблаговременного надежного обнаружения установленных террористами противотранспортных мин при минимальном числе ложных срабатываний. Для этого в устройство обнаружения противотранспортных мин введен инфранизкочастотный сейсмический датчик вертикальных колебаний корпуса транспортного средства, механически жестко соединенного с его корпусом, а также переключаемая логическая схема И-ИЛИ, управляемый радиопередатчик и автономное радиоприемное устройство. При этом выходы доплеровского СВЧ и сейсмического датчиков подключены ко входам логической схемы И-ИЛИ, выход которой подсоединен к управляемому входу радиопередатчика. Причем для уменьшения числа ложных срабатываний и снижения экранирующего влияния слоя полупроводящей среды антенна доплеровского СВЧ-датчика выполнена из коаксиальных передающего и приемного кабелей с перфорационными отверстиями, работающих на принципе "вытекающих волн" и нагруженных на активные сопротивления, равные по величине их волновому сопротивлению, при этом передающий коаксиальный кабель прикреплен к металлическому днищу транспортного средства по его внешнему периметру, а приемный коаксиальный кабель прикреплен внутри к днищу вдоль передающего кабеля на расстоянии от него от 0,1 до 0,3 м. Величина данного расстояния обусловлена характерными размерами взрывчатого устройства (ВУ) (от 0,1 до 0,3 м), а также рабочей длиной волны, находящейся в дециметровом диапазоне. Введение сейсмического датчика совместно с логической схемой, работающей в режиме И, резко снижает число ложных срабатываний, так как срабатывание всего устройства обнаружения происходит только при одновременном срабатывании обоих каналов (СВЧ электромагнитного и сейсмического). При этом СВЧ электромагнитный датчик срабатывает за счет микроволнового поля от устанавливаемого ВУ, а сейсмический - из-за возникновения механических колебаний в корпусе автомобиля при закреплении ВУ к его днищу. Вероятность же одновременного возникновения помех по обоим каналам, действующим на разных физических принципах (от проезжающего транспорта, проходящих вблизи пешеходов, эфирных помех и т.п.), весьма мала. Применение коаксиальных кабелей с отверстиями в оплетке в качестве передающей и приемной антенн для СВЧ доплеровского датчика позволяет: - локализовать зону обнаружения в пространстве между этими кабелями и резко снизить этим число ложных срабатываний от более удаленных движущихся объектов; - уменьшить экранирующее влияние слоя полупроводящей среды (льда, грязи, снега), образующейся на днище автомобиля, на процессе обнаружения противотранспортных мин. Подобные коаксиальные кабели устойчиво работают в качестве связных антенн в толще полупроводящей среды [4]. В данном устройстве они используются в качестве "рецепторов" СВЧ-датчиков, а нагружение их на активные сопротивления, равные по величине волновому, позволяет создать равномерный режим "бегущей волны" и устранить эти интерференционные "нулевые" зоны обнаружения этого датчика. В устройство также введен управляемый радиопередатчик, при этом его управляемый вход подключен к выходу логической схемы И-ИЛИ. Информация о состоянии контролируемого транспортного средства (то есть, заминировано оно или нет) с радиопередатчика передается на автономный радиоприемник, входящий в комплект данного устройства. Введение данного дистанционного канала съема информации обеспечивает повышение безопасности, так как не исключен подрыв ВУ террористом при подходе водителя (или VIP персоны) к транспортному средству. Наличие переключения режима работы логической схемы И-ИЛИ позволяет дискретно регулировать общую чувствительность и помехоустойчивость всего устройства - в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Эти требования взаимно противоречивы [5, 6]. Основной режим И обеспечивает минимальное число ложных срабатываний в сложных условиях эксплуатации при интенсивном воздействии различных помех, а режим ИЛИ - наивысшую вероятность обнаружения ВУ (практически близкую к единице), но при минимальном уровне помех, что бывает в отдельных редких случаях. Технической задачей изобретения является повышение информативности и достоверности устройства обнаружения противотранспортных мин путем использования на одной несущей частоте сложных сигналов с комбинированной амплитудной модуляцией и фазовой манипуляцией (АМ-ФМн). Поставленная задача решается тем, что в устройстве обнаружения противотранспортных мин, содержащем доплеровский СВЧ-датчик, состоящий из генератора, приемоиндикаторного устройства и антенны, инфранизкочастотный сейсмический датчик вертикальных колебаний корпуса транспортного средства, механически жестко соединенного с его корпусом, переключаемую логическую схему И-ИЛИ, управляемый радиопередатчик и автономное радиоприемное устройство, при этом выходы доплеровского СВЧ и сейсмического датчиков подключены ко входам логической схемы И-ИЛИ, выход которой подсоединен к управляющему входу радиопередатчика, антенна доплеровского СВЧ-датчика выполнена из коаксиальных передающего и приемного кабелей с перфорационными отверстиями, работающих на принципе "вытекающих волн" и нагруженных на активные сопротивления, равные по величине их волновому сопротивлению, передающий коаксиальный кабель прикреплен к металлическому днищу транспортного средства по его внешнему периметру, а приемный коаксиальный кабель прикреплен внутри к днищу вдоль передающего кабеля на расстоянии от него 0,1 до 0,3 м, радиопередатчик выполнен в виде последовательно включенных опорного генератора, фазового манипулятора, второй вход которого соединен с выходом источника дискретных сообщений, амплитудного модулятора, второй вход которого соединен с выходом источника аналоговых сообщений, усилителя мощности и передающей антенны, радиоприемное устройство выполнено в виде последовательно включенных приемной антенны, усилителя высокой частоты, удвоителя фазы, второго анализатора спектра, блока сравнения, второй вход которого через первый анализатор спектра соединен с выходом усилителя высокой частоты, ключа, второй вход которого соединен с выходом усилителя высокой частоты, первого амплитудного ограничителя, синхронного детектора, второй вход которого соединен с выходом ключа, усилителя сигналов звуковой частоты и акустического излучателя, при этом к выходу удвоителя фазы последовательно подключены второй амплитудный ограничитель, первый узкополосный фильтр, делитель фазы на два, второй узкополосный фильтр, частотный детектор, триггер, балансный переключатель, второй вход которого соединен с выходом второго узкополосного фильтра, фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом первого амплитудного ограничителя, и блок регистрации. Структурная схема предлагаемого устройства представлена на фиг.1. Временные диаграммы, поясняющие принцип работы устройства, изображены на фиг.2. Устройство содержит доплеровский СВЧ-датчик 1, включающий антенну 2, инфранизкочастотный сейсмический датчик 3 вертикальных колебаний корпуса транспортного средства, механически жестко соединенный с его корпусом, переключаемую логическую схему И-ИЛИ 4, управляемый радиопередатчик 5 и автономное радиоприемное устройство 14. Выходы доплеровского СВЧ и сейсмического датчиков 1 и 3 подключены ко входам логической схемы И-ИЛИ 4, выход которой подсоединен к управляющему входу радиопередатчика 5. Радиопередатчик 5 выполнен в виде последовательно включенных опорного генератора 6, фазового манипулятора 8, второй вход которого соединен с выходом источника 7 дискретных сообщений, амплитудного модулятора 10, второй вход которого соединен с выходом источника 9 аналоговых сообщений, усилителя 11 мощности и передающей антенны 12. Радиоприемное устройство 14 выполнено в виде последовательно включенных антенны 13, усилителя 15 высокой частоты, удвоителя 16 фазы, второго анализатора спектра 18, блока 19 сравнения, второй вход которого через первый анализатор спектра 17 соединен с выходом усилителя 15 высокой частоты, ключа 20, второй вход которого соединен с выходом усилителя 15 высокой частоты, первого амплитудного ограничителя 21, синхронного детектора 22, второй вход которого соединен с выходом ключа 20, усилителя 23 сигналов звуковой частоты и акустического излучателя 24. К выходу удвоителя 16 фазы последовательно подключены второй амплитудный ограничитель 25, первый узкополосный фильтр 26, делитель 27 фазы на два, второй узкополосный фильтр 28, частотный детектор 29, триггер 30, балансный переключатель 31, второй вход которого соединен с выходом второго узкополосного фильтра 28, фазовый детектор 32, второй вход которого соединен с выходом первого амплитудного ограничителя 21, и блок 33 регистрации. Устройство работает следующим образом. При внесении террористом взрывного устройства под днище автомобиля срабатывает доплеровский СВЧ-датчик 1, а при прикреплении взрывного устройства к его днищу - и сейсмический датчик 3. Их практически одновременное или близкое по времени срабатывание регистрируется логической схемой И-ИЛИ 4, работающей в режиме И и включающей управляемый радиопередатчик 5. После включения радиопередатчика 5 высокочастотное колебание (фиг.2, а) uC(t) = UC












где









который поступает на вход амплитудного модулятора 10. На второй вход последнего с выхода источника 9 непрерывных сообщений подается моделирующая функция m(t) амплитудной модуляции (фиг.2,г), обеспечивающая передачу, например, следующей речевой информации: "Заминирован автомобиль ВАЗ 2108, цвет голубой, номерной знак БО 352 ЛД". На выходе амплитудного модулятора 10 образуется сложный сигнал с комбинированной амплитудной модуляцией и фазовой манипуляцией (AM-ФМн) (фиг.2, д)
u2(t) = UC










в котором фазовая манипуляция уже отсутствует. Ширина спектра сложного АМ-ФМн сигнала определяется длительностью





Это обстоятельство позволяет обнаружить и отселектировать сложный АМ-ФМн-сигнал среди других сигналов и помех. Ширина спектра сложного АМ-ФМн- сигнала измеряется с помощью анализатора спектра 17, а ширина спектра



u4(t) = U0






где U0 - порог ограничения. Этот сигнал используется в качестве опорного напряжения и подается на опорный вход синхронного детектора 22. На выходе последнего образуется низкочастотное напряжение (фиг.2, ж)
uH1(t)=UH1

где

K1 - коэффициент передачи синхронного детектора, которое пропорционально модулирующей функции m(t), усиливается по мощности усилителем 23 сигналов звуковой частоты и поступает на акустический излучатель 24, например громкоговоритель, который обеспечивает прослушивание сигнала речевой информации: "Заминирован автомобиль ВАЗ 2108, цвет голубой, номерной знак БО 352 ЛД". Одновременно напряжение U3(t) с выхода удвоителя 16 фазы поступает на вход амплитудного ограничителя 25, на выходе которого образуется гармоническое напряжение (фиг.2,з)
u5(t) = U0





u6(t) = U0











Следовательно, двузначность начальной фазы полученного напряжения вытекает из самого процесса деления. Физически указанная двузначность начальной фазы объясняется неустойчивой работой делителя 27 фазы на два. Полученное таким образом гармоническое напряжение U6(t) выделяется узкополосным фильтром 28, используется в качестве опорного напряжения и подается через балансный переключатель 31 на опорный вход фазового детектора 32, на информационный вход которого подается ФМн-сигнал u4(t) с выхода амплитудного ограничителя 21. Однако при этом возникает явление "обратной работы", которое обусловлено скачкообразным и переходами начальной фазы опорного напряжения из одного состояния



UH2(t) = UH2


где

К2 - коэффициент передачи фазового детектора;
пропорциональное модулирующему коду M(t) (фиг.2, б), которое фиксируется блоком 33 регистрации. Следовательно, в блоке 33 регистрации зафиксируются в цифровом виде сведения о заминированном транспортном средстве. Таким образом, предлагаемое устройство по сравнению с прототипом и другими техническими решениями аналогичного назначения обеспечивает повышение информативности и достоверности обнаружения противотранспортных мин. Это достигается путем использования на одной несущей частоте сигналов с комбинированной амплитудной модуляцией и фазовой манипуляцией (АМ-ФМн). С точки зрения обнаружения указанные сигналы обладают энергетической и структурной скрытностью. Энергетическая скрытность сложных АМ-ФМн-сигналов обусловлена их высокой сжимаемостью во времени или по спектру при оптимальной обработке, что позволяет снизить мгновенную излучаемую мощность. Вследствие этого сложный АМ-ФМн-сигнал в точке приема может оказаться замаскирован шумами. Причем энергия сложного АМ-ФМн-сигнала отнюдь не мала, она просто распределена по частотно-временной области так, что в каждой точке этой области мощность сигнала меньше мощности шумов. Структурная скрытность сложных АМ-ФМн-сигналов обусловлена большим разнообразием их форм и значительными диапазонами изменения значений параметров, что затрудняет оптимальную или хотя бы квазиоптимальную обработку сложных АМ-ФМн-сигналов априорно неизвестной структуры с целью повышения чувствительности приемного устройства. Сложные АМ-ФМн-сигналы позволяют применять новый вид селекции - структурную селекцию. Это значит, что появляется новая возможность выделять эти сигналы среди других сигналов и помех, действующих в той же полосе частот и в те же временные интервалы. Высокая информативность и наличие дистанционной радиосвязи определяют целесообразность широкого использования устройства для обнаружения заминированных автомобилей. Так, например, при оснащении поста или оперативных работников ГИБДД простыми, а следовательно, и малогабаритными носимыми приемными устройствами, любой из автомобилей, снабженный доплеровским СВЧ-датчиком, сейсмическим датчиком и радиопередатчиком, может быть быстро обнаружен, осмотрен и разминирован с использованием специальных средств соответствующими специалистами. Достоинством устройства является также высокая эффективность использования частотного диапазона, так как для обнаружения многих заминированных автомобилей может быть использован радиоканал одной частоты, например fС= 26945 кГц, выделенной для дистанционной охраной сигнализации. Источники информации
1. Ивлев С. , Щербаков Г. и др. Поиск и обезвреживание взрывных устройств. - М.: АЭН РФ, 1996, с.48-51, 59-69. 2. Еще одного банкира взорвали в автомобиле. - Московский комсомолец, 1994, 12 декабря. 3. Иномарка взорвалась при повороте ключа зажигания. - Московский комсомолец, 1997, 22 июня. 4. Кабель с дырками // Радио, 1997, 8. - С.68-69. 5. Уокер Ф. Электронные системы охраны. - Перевод с англ., изд. АО "Технополиз" и журнал "За рулем", 1991. - С.25-67. 6. Дикарев В. И. , Койнаш Б.В., Сандулов Ю.А., Сальников В.П. Взрывоопасные объекты: Методы и средства поиска, обнаружения, обезвреживания и утилизации. - СПб.: "Лань", 2001.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2