Способ оптимизации процесса точения колес железнодорожных вагонов
Изобретение относится к области металлообработки, обработке на токарных станках бывших в эксплуатации колес железнодорожных вагонов. Способ заключается в том, что для расширения технологических возможностей оптимизации процесса резания осуществляют управление режимом резания в зависимости от величины остаточной намагниченности материала обрабатываемой поверхности на ее локальных участках с повышенной твердостью материала колеса путем изменения подачи резца и/или скорости резания. При этом для обеспечения контроля величины остаточной намагниченности перед резцом на траектории его реза с зазором по отношению к обрабатываемой поверхности устанавливают намагничивающий наконечник и феррозондовый преобразователь. Дополнительно устанавливают намагничивающий наконечник и феррозондовый преобразователь с зазором по отношению к торцовой поверхности колеса и сравнивают между собой измеренные с основного и дополнительного преобразователей сигналы, по разности которых формируют управляющий сигнал на изменение режима резания. 4 ил.
Изобретение относится к металлообработке, в частности к обработке на токарных станках бывших в эксплуатации колес железнодорожных вагонов (и локомотивов).
Наиболее близким, по мнению заявителя, к заявляемому объекту является способ [А. с. 1458160, СССР] оптимизации процесса резания, включающий управление режимом резания в зависимости от величины контролируемого параметра (известно использование в качестве параметра силы резания, мощности резания, износа инструмента и т.д.). Недостатком решения является ограниченная возможность его применения для таких обрабатываемых поверхностей, в пределах которых имеются локальные участки с измененными механическими свойствами, при срезании которых нет устойчивого изменения контролируемого параметра (следовательно, нет управляющего сигнала на изменение режима резания). Техническим результатом заявляемого изобретения является расширение технологических возможностей оптимизации (что обеспечивает необходимую производительность обработки с требуемой точностью при должной работоспособности инструмента и станка) процесса резания. Указанный технический результат обеспечивается за счет выбора того механического свойства материала обрабатываемого изделия, учет которого наиболее значим для цели оптимизации. С позиций сопротивляемости металла резанию и разрушения (скол, выкрашивание) инструмента таким свойством может быть принята твердость материала на локальных участках обрабатываемой поверхности. Изменение твердости имеет корреляционную связь с магнитными свойствами материала, это позволяет при отслеживании местоположения участка с повышенной твердостью снизить режим резания (подачу или скорость резания). Разница между твердостью основного материала и участков с повышенной твердостью в такой ситуации адекватна разнице магнитных свойств (например, остаточной намагниченности), результат измерения которых используется как управляющий сигнал для изменения режима резания. Таким образом, заявляемый способ, как и прототип, включает управление режимом резания в зависимости от величины контролируемого параметра. Однако заявляемый способ оптимизации отличается тем, что в качестве контролируемого параметра выбирают остаточную намагниченность локальных участков обрабатываемого изделия, имеющую корреляционную связь с твердостью, управление режимом осуществляют путем изменения подачи и/или скорости резания. Для обеспечения контроля такого параметра перед резцом на траектории его реза устанавливают феррозондовый преобразователь и предшествующий ему намагничивающий наконечник. В том числе для повышения эффективности оптимизации процесса резания устанавливают на торец изделия (где нет локальных участков с повышенной твердостью) дополнительный преобразователь и наконечник, измеренные с основного и дополнительного преобразователей сигналы сравнивают и по их разнице формируют управляющий сигнал на изменение режима резания. На фиг. 1 показана схема обрабатываемой поверхности бывшего в эксплуатации колеса железнодорожного вагона, на фиг.2 - блок-схема реализации способа, на фиг. 3 - то же с дополнительным преобразователем. На фиг.4 показан характер изменения отдельных параметров по длине l окружности обрабатываемой поверхности колеса. Обоснование способа. В процессе эксплуатации колеса железнодорожных вагонов получают существенное изменение профиля 1. Его восстанавливают в процессе токарной обработки колеса на специальных (гидрокопировальных или с системой ЧПУ) станках. Обработка ведется при неизменной глубине резания. Наличие на обрабатываемой поверхности локальных участков (от нескольких квадратных миллиметров до двух-трех квадратных дециметров), имеющих существенное изменение структуры и механических свойств, вынуждает токаря вручную изменять подачу резца или (и) число оборотов колеса (скорость резания). Обнаружение таких участков токарем производится по характерному вибрационному уровню резания. Часто такое обнаружение запаздывает, что ведет к поломке инструмента и агрегатов станка. Боязнь токаря допустить такую ситуацию приводит к преднамеренному занижению им режима резания. Состояние обрабатываемой поверхности колеса можно охарактеризовать следующим. Вся основная поверхность 2 колеса в процессе эксплуатации получает наклеп (твердость возросла на 20-30% на глубине нескольких десятых долей миллиметра). В результате юза и скольжения колеса при контакте с рельсом и тормозной колодкой локальные участки поверхности получают термомеханические повреждения (специалисты железной дороги квалифицируют их как ползуны 3, навары 4, вырывы 5 и т.д.). Твердость материала на таких участках достигает HRC 60-80, что соизмеримо с твердостью режущего инструмента. Обработка именно таких участков представляет сложность, здесь происходит поломка инструмента. Визуально эти участки заметны плохо, в процессе вращения колеса при точении они вообще не видны. Наличие именно этих участков ограничивает применение известных (по силе резания, вибрациям и т.д.) способов оптимизации процесса резания. Ограничение связано прежде всего с тем, что в них регистрируется достигнутая величина контролируемого параметра. Но эта величина достигается (при переходе резца из зоны 2 на участок 3) мгновенно, адаптивное управление не успевает отработать управляющую команду, а резец оказывается уже поломанным. В силу этих обстоятельств необходимо контролировать параметр, во-первых, до наступления момента резания таких участков, во-вторых, необходимо учитывать размер таких участков, в-третьих, контролируемый параметр должен иметь четкую корреляционную связь с твердостью материала в основной зоне 2, на участках 3, 4, 5. Этим требованиям вполне удовлетворяет метод контроля остаточной намагниченности (смотри, например, паспорт и инструкцию к коэрцитиметру-испытателю механических свойств марки ИМС-9), которая имеет (смотри работы: 1. Горкунов Э.С., Коган Л.Х., Пашагин О.А. и др. Вихретоковый контроль глубины и твердости поверхностных упрочненных слоев изделий с использованием накладных преобразователей // Дефектоскопия, 5, 1996, с.54-58. 2. Матюк В. Ф. Влияние скорости перемещения листа на пространственное распределение нормальной составляющей напряженности поля остаточной намагниченности при локальном двухстороннем импульсном намагничивании // Дефектоскопия, 3, 1996, с.25-29) надежную корреляционную связь (чем больше твердость, тем выше остаточная намагниченность) с твердостью и может быть измерена через зазор на движущейся детали. Реализуют способ следующим образом. На некотором расстоянии (угол









Формула изобретения
1. Способ оптимизации процесса точения колес железнодорожных вагонов, отличающийся тем, что осуществляют управление режимом резания в зависимости от величины остаточной намагниченности материала обрабатываемой поверхности на ее локальных участках с повышенной твердостью материала колеса путем изменения подачи резца и/или скорости резания, при этом для обеспечения контроля величины остаточной намагниченности перед резцом на траектории его реза с зазором по отношению к обрабатываемой поверхности устанавливают намагничивающий наконечник и феррозондовый преобразователь. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно устанавливают намагничивающий наконечник и феррозондовый преобразователь с зазором по отношению к торцовой поверхности колеса и сравнивают между собой измеренные с основного и дополнительного преобразователей сигналы, по разности которых формируют управляющий сигнал на изменение режима резания.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4