Изобретение относится к химмотологии и может быть использовано для оценки экологической безопасности применения бензинов. В способе оценки экологической безопасности применения бензинов определяют значения показателей экологических свойств: содержание оксида углерода и содержание углеводородов (сумм. ) с последующей оценкой экологической безопасности применения, при этом значения показателей экологических свойств определяют через количественные значения показателей качества бензина по зависимостям: содержание оксида углерода: Y1=2,82-0,028Х1-0,0031Х3-0,026Х4-0,00059Х5-0,071Х6+0,0032Х7+0,31Х8, содержание углеводородов (сумм.): Y2=2,88-0,30Х1+0,88Х2-0,0024Х3-0,029Х4+0,0045Х7+0,44Х8, где Х1 - октановое число (моторный метод); Х2 - концентрация свинца; Х3 - средняя температура кипения; Х4 - остаток плюс потери; Х5 - давление насыщенных паров при 38oС; Х6 - кислотность; Х7 - концентрация фактических смол; Х8 - массовая доля серы, а оценку экологической безопасности применения бензинов производят по комплексному показателю токсичности, который определяют через значения показателей экологических свойств Y1 и Y2 по формуле
где Т - комплексный показатель токсичности; 2 и 0,04 - предельно допустимые содержания соответственно оксида углерода и углеводородов в отработавших газах бензинового двигателя. Достигается упрощение, ускорение и удешевление анализа. 4 табл.
Изобретение относится к химмотологии и может быть использовано для оценки экологической безопасности применения бензинов.
Известен способ оценки экологической безопасности применения различных топлив, сущность которого заключается в комплексной оценке токсичности отработавших газов на основе приведенных коэффициентов вредности отдельных компонентов по отношению к оксиду углерода. Применяется параметр суммарной токсичности отработавших газов, в которых вредность оксида углерода принимают равной единице, а по остальным компонентам: углеводородов с коэффициентом 0,66; оксидов азота 10; углерода 20.
Суммарный выброс наиболее распространенных вредных веществ определяется по формуле

(Чулков П. В. , Чулков И.П. Топлива и смазочные материалы: ассортимент, качество, применение, экономия, экология. - М.: Политехника, 1996. - с. 274-276).
В качестве недостатков данного способа можно отметить продолжительность, сложность и дороговизну способа.
Наиболее близким по технической сущности является способ исследования экологической безопасности применения топлив, взятый в качестве прототипа, сущность которого заключается в принудительном воспламенении и сгорании топливо-воздушной смеси в камере сгорания двигателя при заданных: составе топливной композиции и эксплуатационных характеристик двигателя и дальнейшем раздельном фиксировании количественных характеристик составляющих продуктов неполного сгорания (СО, NO
X, С
mН
n, С) и эксплуатационных характеристик двигателя: максимальное (Р
max) и индикаторное (Р
И) давление в цилиндре, давление наддува воздуха (Р
В), индикаторную мощность (N
И) и температуру отработавших газов (Т
ОГ).
(Усин В. В. , Улитько А.В. и др. Методы, способы и средства повышения экологической безопасности применения светлых нефтепродуктов на складах горючего и в ДВС. - Ульяновск: Тематический научно-технический сборник "Экологические проблемы химмотологии топлив", 1192. - с.14-16).
В качестве недостатков способа можно отметить продолжительность и дороговизну способа, громоздкость и сложность аппаратурного оформления и расход бензина.
Предлагаемое изобретение решает задачу сокращения времени определения, упрощения и удешевления способа.
Поставленная задача достигается предложенным способом оценки экологической безопасности применения бензинов путем определения значений показателей экологических свойств "Содержание оксида углерода" и "Содержание углеводородов (сумм. )" с последующей оценкой экологической безопасности применения, при этом значения показателей экологических свойств определяют через количественные значения показателей качества бензина по зависимостям содержание оксида углерода - Y
1= 2,82-0,028Х
1-0,0031Х
3-0,026Х
4-0,00059Х
5-0,071Х
6+0,0032Х
7+0,31Х
8, содержание углеводородов (сумм.) - Y
2=2,88-0,30Х
1+0,88Х
2-0,0024Х
3-0,029Х
4+0,0045Х
7+0,44Х
8, где X
1 - октановое число (моторный метод); Х
2 - концентрация свинца; Х
3 - средняя температура кипения; Х
4 - остаток плюс потери; X
5 - давление насыщенных паров при 38
oС; Х
6 - кислотность; Х
7 - концентрация фактических смол; X
8 - массовая доля серы, а оценку экологической безопасности применения бензинов производят по комплексному показателю токсичности, который определяют через значения показателей экологических свойств
1 и Y
2 по формуле

где Т - комплексный показатель токсичности; 2 и 0,04 - предельно допустимые содержания соответственно оксида углерода и углеводородов в отработавших газах бензинового двигателя.
Предложенный способ отличается от прототипа следующим:
значения показателей экологических свойств определяют через количественные значения показателей качества бензина по зависимостям
содержание оксида углерода -
Y
1= 2,82-0,028Х
1-0,0031Х
3-0,026Х
4-0,00059Х
5-0,071Х
6+0,0032Х
7+0,31Х
8, содержание углеводородов (сумм.) -
Y
2=2,88-0,30Х
1+0,88Х
2-0,0024Х
3-0,029Х
4+0,0045Х
7+0,44Х
8;
оценку экологической безопасности применения бензинов производят по комплексному показателю токсичности, который определяют через значения показателей экологических свойств
1 и Y
2 по формуле

Эти признаки являются существенными для решения задачи изобретения, так как в настоящее время промышленностью выпускаются более 40 видов бензинов по различным ГОСТ и ТУ. В этой связи достаточно сложно производить оценку экологической безопасности однородных марок бензинов при применении.
В ходе экспериментально-теоретических исследований по определению токсичности продуктов сгорания бензинов на одноцилиндровой моторной установке УИТ-65 с использованием более 50 образцов бензинов и обработкой результатов эксперимента методом множественной линейной регрессии авторами установлены количественные зависимости между показателями экологических свойств и показателями качества бензинов, по которым можно прогнозировать токсичность бензинов и оценить их экологическую безопасность при применении. Результаты экспериментальных исследований показали (табл.1), что разность между экспериментальными данными и данными, полученными путем расчета по зависимостям не превышают 8% (при уровне доверительной вероятности

0,95).
Для оценки экологической безопасности бензина разработан комплексный показатель токсичности по нормированным показателям экологических свойств в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями (ГОСТ 17.2.2.03-87).
Предлагаемый способ позволяет сократить время на проведение анализа в 1,4 раза по сравнению с прототипом (табл. 2).
Предлагаемый способ позволяет проводить оценку экологической безопасности применения бензинов без использования двигателя внутреннего сгорания, газоанализаторов и снизить в 1,5 раза расход бензина по сравнению с прототипом.
Расчет эффективности предлагаемого способа проводился без учета стоимости оборудования по следующим показателям: стоимости расходуемой электроэнергии и испытуемого бензина и затрат на оплату труда лаборанта (табл. 3).
Как видно из табл. 3, предлагаемый способ в 1,5 раза дешевле прототипа, а с учетом стоимости оборудования его эффективность повысится во много раз.
Таким образом, все признаки в совокупности являются существенными для достижения задачи изобретения.
Способ осуществляется следующим образом.
Берут образец бензина и определяют значения показателей качества бензинов (возможно использование значений показателей качества, приведенных в паспорте качества на бензин). Рассчитывают показатели экологических свойств "Содержание оксида углерода" и "Содержание углеводородов (сумм.)" по зависимостям
содержание оксида углерода -
Y
1= 2,82-0,028Х
1-0,0031Х
3-0,026Х
4-0,00059Х
5-0,071Х
6+0,0032Х
7+0,31Х
8, содержание углеводородов (сумм.) -
Y
2=2,88-0,30X
1+0,88X
2-0,0024X
3-0,029X
4+0,0045X
7+0,44X
8.
Затем производят оценку экологической безопасности применения бензинов по комплексному показателю токсичности, который определяют через значения показателей экологических свойств у
1 и У
2 по формуле

Если Т

2, то считают бензин экологически безопасным при применении, если Т>2, бензин считают экологически опасным.
Пример конкретного исполнения.
Для сравнения взяли три автомобильных бензина марки АИ-92. Оценку экологической безопасности осуществили вышеуказанным способом. Результаты оценки приведены в табл.4.
Как видно из табл.4, бензин 1 экологически безопасен при применении, а бензины 2, 3 экологически опасны.
Из вышеизложенного материала видно, что технико-экономический эффект предлагаемого способа заключается в сокращении времени определения в 1,4 раза, в упрощении приборного оформления и удешевления способа в более чем в 1,5 раза.
Формула изобретения
Способ оценки экологической безопасности применения бензинов путем определения значений показателей экологических свойств: содержание оксида углерода и суммарное содержание углеводородов с последующей оценкой экологической безопасности применения, отличающийся тем, что значения показателей экологических свойств определяют через количественные значения показателей качества бензина по зависимостям
содержание оксида углерода -
Y
1= 2,82-0,028Х
1-0,0031Х
3-0,026Х
4-0,00059Х
5-0,071Х
6+0,0032Х
7+0,31Х
8, суммарное содержание углеводородов -
Y
2= 2,88-0,30Х
1+0,88Х
2-0,0024Х
3-0,029Х
4+0,0045Х
7+0,44Х
8,
где Х
1 - октановое число (моторный метод);
Х
2 - концентрация свинца, г на 1 дм
3 бензина;
Х
3 - средняя температура кипения,
oС;
Х
4 - остаток плюс потери, %;
Х
5 - давление насыщенных паров при 38
oС, КПа;
Х
6 - кислотность, мг КОН на 100 см
3 бензина;
Х
7 - концентрация фактических смол, мг на 100 см
3 бензина;
Х
8 - массовая доля серы, %,
а оценку экологической безопасности применения бензинов производят по комплексному показателю токсичности, который определяют через значения показателей экологических свойств
1 и Y
2 по формуле

где Т - комплексный показатель токсичности;
2 и 0,04 - предельно допустимые содержания соответственно оксида углерода и углеводородов в отработавших газах бензинового двигателя.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2,
Рисунок 3,
Рисунок 4