Способ переработки изношенных шин и резинотехнических изделий и устройство для его осуществления
Изобретение относится к переработке изношенных шин и резинотехнических изделий и может быть использовано в автомобильной, автодорожной, строительной, химической и других отраслях промышленности. В способе осуществляют термообработку сырья, помещенного в экстрактор, заполненный нефтепродуктом. Процесс проводят одновременно с вакуумной отгонкой жидкого нефтепродукта и продуктов разложения резины во вращающемся перфорированном барабане в условиях барботажа нефтепродуктов и сырья топочными газами с температурой 100-900oС при массовом соотношении сырья к нефтепродукту до 4. В процессе термообработки полностью растворяют резину, сливают полученную резинобитумную композицию, остатки сажи, металлический корд, минеральные вещества, находящиеся в корзине, промывают. Остаток измельчают и извлекают из него корд и сажу. В устройстве цилиндрический экстрактор расположен горизонтально и имеет в торцевой части загрузочный люк с крышкой и расположенный по его внутренней образующей рельсовый путь. По рельсовому пути в экстрактор вводится перфорированный барабан, снабженный люком для загрузки сырья, узлом вращения барабана по его оси, опирающимся на опоры, расположенные на тележке. Барабан имеет узел зацепления с приводом вращения, расположенный снаружи экстрактора. Последний снабжен шлюзовым загрузочным устройством, устройством для создания вакуума с конденсатором и сборником дистиллята, продуктопроводами сбора остатка с задвижками и металлического корда, рубашкой прогрева экстрактора с патрубками ввода и вывода топочных газов, барботажным устройством с коллектором ввода и регулирующим вентилем. Устройство имеет системы выгрузки и обработки металлокорда прессом для отделения остатков, мойкой, печью обжига и прессом для получения брикетов. Изобретение упрощает процесс переработки шин, уменьшает энергозатраты. 2 с. и 4 з.п. ф-лы, 1 ил., 2 табл.
Изобретение относится к переработке использованных шин и изделий из резины и может быть использовано в автомобильной, автодорожной, строительной, химической и других отраслях промышленности.
Известен способ переработки изношенных автомобильных шин методом дробления с последующим использованием резиновой крошки, металлокорда, текстиля как вторичных продуктов (СССР а.с. 1752562, МПК В 29 В 17/00, 1992). Недостатками данного способа являются высокая энергоемкость производства, сложность оборудования, что уменьшает возможности данного способа по переработке больших объемов сырья. Известны способы переработки полимерных материалов и резинотехнических изделий в две ступени - пиролиз и каталитический крекинг. В результате получают бензин, дизтопливо и твердые продукты (сажа, металлокорд), см. патенты РФ 2142357, МПК C 10 G 1/10, В 29 В 17/00, C 08 J 11/02, 03.07.1998; РФ 2142494, МПК C 10 G 1/10, 07.11.1995; EP 0607994 А1, С 10 G 1/10, 27.07.1999; ЕР 0607862 С 10 G 1/10, С 10 B 57/02, С 10 G 1/00, 27.07.1994. Недостатками этих методов являются использование дорогих катализаторов, двухстадийность процесса. Наиболее близким к предлагаемому является способ утилизации отработанных шин и отходов резинотехнических изделий и устройство для его реализации (RU 2153415 С2, МПК В 29 В 17/00, С 10 В 55/00, С 10 G 1/10, 2000). В способе осуществляют термическую обработку сырья, которое помещают в экстрактор, заполненный мазутом или гудроном при температуре 260-290oС. В способе используют перфорированную корзину, в которую помещают сырье. После полного растворения полученную резинобитумную композицию сливают. Остатки сажи, минеральных компонентов и металлический корд промывают бензином, который отгоняют с водяным паром. Твердый остаток измельчают и извлекают металлический корд и сажу. Способ осуществляют в вертикальном цилиндрическом сосуде, в верхней части которого имеется люк для загрузки корзины с отходами резины. Данный способ имеет существенные недостатки, основными из которых являются долгое время растворения резины (от 11 до 24 часов), двухстадийность процесса, использование во второй стадии бензина, что делает процесс более дорогим и менее безопасным. Задачей настоящего изобретения является упрощение процесса переработки шин, устранение двухстадийности, сокращение времени процесса, уменьшение энергозатрат, исключение второго реагента, который имеет высокую стоимость, использование в качестве экстрагента не только гудрона и мазута, а также углеводородов с температурой кипения свыше 60oС, которые также могут находиться в смешанном состоянии с другими углеводородами (это могут быть, например, нефтешламы, отработанные масла, кубовые остатки и т.д.), отсутствие катализаторов, совмещение процесса переработки изношенной резины с процессом отгонки для получения дистиллятов, использование топочных газов в барботаже для создания псевдокипящего слоя в среде нефтепродукта и отходов резины. Решение поставленной задачи в части, относящейся к способу, достигается тем, что в способе утилизации отработанных автомобильных шин и отходов резинотехнических изделий, при котором осуществляют термообработку сырья, помещенного в экстрактор, заполненный нефтепродуктом при температуре 260-290oС, полностью растворяют резину, сливают полученную резинобитумную композицию, остатки сажи, металлический корд, минеральные вещества, находящиеся в корзине, промывают, после чего остаток измельчают и извлекают из него корд и сажу, процесс проводят одновременно с вакуумной отгонкой жидкого нефтепродукта и продуктов разложения резины, во вращающемся перфорированном барабане, в условиях барботажа нефтепродукта и сырья топочными газами с температурой 100-900oС при массовом отношении сырья к нефтепродукту до 4. Кроме того, оставшиеся в барабане после первого цикла металлический корд, сажу и минеральные вещества не удаляют из барабана, а барабан и экстрактор вновь загружают сырьем. Число циклов загрузки к числу циклов выгрузки корда 1 и более. Для увеличения загрузки барабана, сырье перед загрузкой фрагментируется на крупные плоские фрагменты. Кроме того, сырье и нефтепродукт перед загрузкой прогревают отходящими топочными газами до температуры 150-210oС. Кроме того, промывку металлокорда осуществляют тем же самым горячим нефтепродуктом, который используется для экстрагирования резины при каждом цикле загрузки-выгрузки. Решение поставленной задачи в части, относящейся к устройству, достигается тем, что в устройстве для утилизации отработанных шин и отходов резинотехнических изделий, содержащем экстрактор, представляющий собой цилиндрический корпус, имеющий в верхней части загрузочный люк, а также штуцеры ввода-вывода реагентов, устройство загрузки сырья и устройство конденсации паров экстрагента, устройство регулирования температуры и устройство для испарения бензинового экстрагента, цилиндрический экстрактор, расположенный горизонтально, имеет в торцевой части загрузочный люк с крышкой и расположенный по его внутренней образующей рельсовый путь, по которому в экстрактор вводится перфорированный барабан, снабженный люком для загрузки сырья, узлом вращения барабана по его оси, опирающимся на опоры, расположенные на тележке, двигающейся по рельсам, и узлом зацепления с приводом вращения, расположенным снаружи экстрактора, при этом экстрактор снабжен шлюзовым загрузочным устройством, устройством для создания вакуума с конденсантором и сборником дистиллята, продуктопроводами сбора остатка с задвижками и металлического корда, рубашкой прогрева экстрактора с коллектором ввода и вывода топочных газов, барботажным устройством топочных газов с коллектором ввода и регулирующим вентилем, кроме того, устройство снабжено системами выгрузки и обработки металлокорда прессом для отделения остатков, мойкой, печью обжига и прессом для получения брикетов. Устройство снабжено штуцерами ввода и вывода нефтепродукта с вентилями, барботажным устройством с вентилем, форсуночным устройством для ввода топочного газа в систему циркуляции нефтепродукта перфорированным или сетчатым барабаном, являющимся одновременно мешалкой для перемешивания сырья и нефтепродукта, снабженным специальными щетками для очистки стенок камеры. По сравнению с известными предлагаемый способ позволяет: интесифицировать процесс (полное разложение резины происходит за 3-5 часов); дополнительно получать топлива и масла. Установка для реализации способа утилизации отработанных шин и отходов резинотехнических изделий приведена на чертеже. Установка состоит из обогреваемой емкости 1 для мазута, гудрона или другого нефтепродукта, экстрактора 2, представляющего собой горизонтально расположенный цилиндрический корпус, имеющий в верхней части загрузочный люк, штуцеры для ввода и вывода реагентов, устройство для загрузки сырья, устройство для конденсации паров экстрагента, устройство для регулирования температуры и устройство для испарения бензинового экстрагента. В экстракторе 2 размещается вращающийся перфорированный барабан 3 на тележке 4. Барабан 3 снабжен люком для загрузки сырья, узлом вращения барабана 3 по его оси, опирающимся на опоры, расположенные на тележке, двигающейся по рельсам, и узлом зацепления с приводом вращения, расположенным снаружи экстрактора 2. Экстрактор 2 снабжен системой для создания вакуума, состоящей из коллектора 5, конденсатора 6, балластной емкости с сифоном 7, приемной емкости для сбора конденсата 8, вакуумного насоса 9, сливного патрубка и емкости 10 для окисления и емкости 11 для хранения каучуко-битумного композита, коллектором для входа и выхода топочных газов от газовой горелки 12, откуда часть топочных газов поступает в барботажное устройство 13 топочных газов с коллектором ввода и регулирующим вентилем. Экстрактор 2 также снабжен загрузочным люком 14 и рельсовым путем 15, расположенным по его внутренней образующей и служащим для загрузки и выгрузки барабана 3, а также электродвигателем с редуктором и сальниковым уплотнением 16 для вращения барабана 3. Кроме того, экстрактор 2 снабжен шлюзовым загрузочным устройством, сборником дистиллята, продуктопроводами сбора остатка с задвижками и металлического корда, рубашкой прогрева экстрактора 2. Рельсовый путь 15 заканчивается устройством выгрузки металлического корда 17, кроме того, устройство снабжено системами выгрузки и обработки металлокорда прессом для отделения остатков, мойкой, печью обжига и прессом для получения брикетов. Для более плотной загрузки барабана шины разделяются на несколько крупных фрагментов, либо загружаются целиком. Установка работает следующим образом. Шины после фрагментатора 18 поступают в бункер 19 и в прогреваемое устройство 20, где нагреваются до температуры
Вакуумный газойль - 39,1
Резинобитумный композит - 52,3
Металлический корд - 7,2
Потери - 1,2
Элементный состав в резинобитумном композите после каждой загрузки приведен в таблице 1. Из таблицы видно, что в композите происходит накопление элементов содержащихся в компонентах резины: ZnO, S, SiO2, Al2O3 и т.д. Данные по накоплению в композите каучука приведены в таблице 2.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2