Защитное устройство заправочной горловины
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для пылевлагозащиты внутренней поверхности бортового разъемного соединения изделия. Предлагаемое устройство содержит крышку горловины с уплотнительным элементом и приводной механизм. Последний выполнен в виде установленного на горловине основания с кронштейном, штока, втулки с отбортовкой, винта, гильзы и смонтированного на кронштейне рычага. Шток установлен в кронштейне с возможностью перемещения и взаимодействия со стыкуемым объектом, подающим рабочее тело в горловину. Винт подпружинен относительно втулки, а втулка - относительно основания и установлена внутри него с образованием зазора между ее отбортовкой и торцом основания. Один конец рычага выполнен с возможностью взаимодействия со штоком, а второй кинематически связан с указанным винтом. Гильза образует с винтом винтовую передачу и установлена внутри втулки с возможностью вращения, а крышка соединена с гильзой. При этом пружинное усилие на винте выбрано большим пружинного усилия на втулке и силы сопротивления винтовой передачи в направлении осевого перемещения винта. Шток выполнен с ограничителем его перемещения, а на свободном конце винта установлен упор. Изобретение обеспечивает автоматические открытие и перекрытие горловины соответственно при подводе и отводе стыкуемого объекта и повышение пылевлагозащищенности горловины. 5 ил.
Предлагаемое устройство относится к космической технике и может быть использовано для пылевлагозащиты внутренней поверхности бортового разъемного соединения.
Из известных технических решений наиболее близким к заявленному является механизированная крышка, содержащая крышку с уплотнительным элементом, перекрывающую горловину и приводной механизм. (Авторское свидетельство СССР 143284, кл. F 16 J 13/16, приоритет 20.09.60 г.) Известное устройство не обеспечивает автоматическое открывание и перекрывание горловины, а наличие центрального приводного механизма, увеличивающего время нахождения горловины в открытом состоянии при подводе и отводе стыкуемого объекта, снижает ее пылевлагозащищенность. Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение автоматического открывания и перекрывания горловины при подводе и отводе стыкуемого объекта и повышение ее пылевлагозащищенности. Поставленная задача достигается тем, что в защитном устройстве заправочной горловины, содержащем крышку с уплотнительным элементом, перекрывающую горловину и приводной механизм в соответствии с изобретением приводной механизм выполнен в виде основания с кронштейном, установленного на горловине, штока, установленного в кронштейне с возможностью перемещения и взаимодействия со стыкуемым объектом, подающим рабочее тело в горловину, подпружиненной относительно основания втулки с отбортовкой, подпружиненного относительно втулки винта, гильзы и смонтированного на кронштейне рычага, один конец которого выполнен с возможностью взаимодействия со штоком, а второй кинематически связан с винтом. При этом гильза образует с винтом винтовую передачу и установлена внутри втулки с возможностью вращения. Втулка установлена внутри основания с образованием между ее отбортовкой и торцом основания зазора, крышка соединена с гильзой, пружинное усилие на винте больше пружинного усилия на втулке и силы сопротивления винтовой передачи, шток выполнен с ограничителем перемещения, а на свободном конце винта установлен упор. На фиг.1 представлен общий вид защитного устройства до подвода стыкуемого объекта, на фиг.2 - то же, устройство после стыковки. На фиг.3 и 4 показаны выносные элементы А и Б соответственно. На фиг.5 показан вид В без стыкуемого объекта. Защитное устройство заправочной горловины содержит крышку 1, перекрывающую горловину 2 с заправочными и дренажными магистралями и уплотнительный элемент 3. Приводной механизм имеет основание 4 с торцом 5, установленное на горловине, и кронштейн 6. В кронштейне установлен шток 7 с ограничителем перемещения 8 и возможностью взаимодействия с нажимным элементом 9 стыкуемого объекта 10. В основании 4 размещена втулка 11 с пружиной 12 и отбортовкой 13, образующей с торцом 5 основания 4 зазор


Формула изобретения
Защитное устройство заправочной горловины, содержащее крышку с уплотнительным элементом, перекрывающую горловину и приводной механизм, отличающееся тем, что приводной механизм выполнен в виде основания с кронштейном, установленного на горловине, штока, установленного в кронштейне с возможностью перемещения и взаимодействия со стыкуемым объектом, подающим рабочее тело в горловину, подпружиненной относительно основания втулки с отбортовкой, подпружиненного относительно втулки винта, гильзы и смонтированного на кронштейне рычага, один конец которого выполнен с возможностью взаимодействия со штоком, а второй кинематически связан с указанным винтом, при этом гильза образует с винтом винтовую передачу и установлена внутри втулки с возможностью вращения, втулка установлена внутри основания с образованием между ее отбортовкой и торцом основания зазора, а крышка соединена с гильзой, причем пружинное усилие на винте больше пружинного усилия на втулке и силы сопротивления винтовой передачи при осевом перемещении винта, шток выполнен с ограничителем его перемещения, а на свободном конце винта установлен упор.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5