Электроракетная двигательная установка
Изобретение относится к космическим энергодвигательным установкам, а более конкретно - к маршевым электроракетным двигательным установкам (ЭРДУ) космических аппаратов и комплексов. В ЭРДУ, содержащей солнечный или ядерный источник электрической энергии (ИЭ), преобразователь электрического тока (Пр), блок электроракетных двигателей (ЭРД) и шины из электропроводного зависящего от рабочей температуры материала, соединяющие выход ИЭ со входом Пр, на внешнюю сторону поверхности шины нанесено чернотное покрытие, каждая шина выполнена в виде электропроводника с прямоугольным сечением, причем площадь S (м2) сечения выбрана из соотношения S = {N[p]1/2}/{U[T4f
d]1/2},
d = 0,6T4-0,8T3/
+0,8ToT3+0,2T4o,
(Ом
м) - удельное электросопротивление материала шины; N(Вт) - электрическая мощность, передаваемая по теплоизлучающей шине от ИЭ к Пр; То (К) - температура шины в отсутствии тока; Т (К) - рабочая температура шины;
(кг/м3) - плотность материала шины;
(К-1) - температурный коэффициент электросопротивления материала шины;
(кг/Вт) - удельная масса ИЭ; f
1 - коэффициент; U (В) - рабочее напряжение ИЭ, при этом отношение толщины h к ширине b внешней поверхности шины выбрано из соотношения h/b = [A+(A2-S)1/2]2/S, где A = {N[
d]1/2}/{4U
[fT4p
]1/2};
(Вт/м2К4)) - постоянная Стефана - Больцмана;
- степень черноты излучающей поверхности шины. В качестве материала шины в диапазоне рабочих температур от 300 до 600 К используют алюминий или бериллий, от 600 до 800 К используют медь, молибден или ниобий, от 800 до 1100 К используют молибден, от 1100 до 2000 К используют ниобиевую трубу с литиевым наполнением. Технический результат - повышение эффективности ЭРДУ за счет оптимизации системы передачи электрической энергии от источника электрической энергии к ЭРД по шинам для расширенного диапазона рабочих напряжений и увеличенного диапазона передаваемой электрической энергии. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к космическим энергодвигательным установкам, а более конкретно - к маршевым электроракетным двигательным установкам (ЭРДУ) космических аппаратов и комплексов.
Известна ЭРДУ, содержащая источник питания, преобразователь электрической энергии, блок электроракетных двигателей (ЭРД), шины, которые соединяют блок ЭРД с источником питания через преобразователь тока [1]. Однако при больших электрических мощностях указанная ЭРДУ имеет низкую эффективность, обусловленную ограничениями величины рабочего напряжения ЭРДУ, связанными с потерями электрической энергии в бортовой кабельной сети и преобразователе тока. Это может привести к изменению характеристик и ухудшению энергомассовых параметров как кабельной сети, так и всей ЭРДУ. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является ЭРДУ, описанная в [2] . Она включает источник электрической энергии, например солнечный или ядерный, преобразователь электрического тока, блок ЭРД и шины, соединяющие выход источника электрической энергии со входом преобразователя электрического тока, по которым на ЭРД подают электрическую мощность от источника электрической энергии. Шины выполнены из электропроводного зависящего от рабочей температуры материала. Однако данная ЭРДУ может иметь низкую эффективность, в особенности при больших мощностях, так как не учитывается теплофизическое состояние шин, в том числе значение ее рабочей температуры, а также характеристики преобразователя тока. Это может привести к неоптимальному режиму работы ЭРДУ вследствие повышенных потерь электрической мощности или увеличения массы шин и энергодвигательной установки в целом. Задачей предложенного технического решения является повышение эффективности ЭРДУ за счет оптимизации системы передачи электрической энергии от источника электрической энергии к ЭРД по шинам для расширенного диапазона рабочих напряжений и увеличенного диапазона передаваемой электрической энергии. Указанная задача достигается тем, что в электроракетной двигательной установке, содержащей солнечный или ядерный источник электрической энергии, преобразователь электрического тока, блок ЭРД и шины из электропроводного зависящего от рабочей температуры материала, соединяющие выход источника электрической энергии со входом преобразователя электрического тока, на внешнюю сторону поверхности шины нанесено чернотное покрытие, каждая шина выполнена в виде электропроводника с прямоугольным сечением, причем площадь сечения шины выбрана из соотношения S = {N[










h/b=[A+(A2-S)1/2]2/S, (3)
где A = {N[







M =


где j - плотность тока в шине, L - длина шин. Прирост массы источника электроэнергии 1







где




j = {[




где Т0 - ее начальная температура (в отсутствии протекания тока);

M+




или

Принимая, что приведенная степень черноты


d(

получим уравнение для оптимального значения температуры шины Т

которое может быть решено итерационным способом. Из уравнения (7) видно, что оптимальная температура шины не зависит от величины передаваемой электрической мощности, а является функцией лишь удельных энергомассовых характеристик источника электрической энергии 1 - (




или





Используя соотношение для величины

bh/[2(b+h)] = (




Так как шина находится в тепловом равновесии при рабочей температуре Т, то для теплоизлучающей поверхности шины 5, покрытой чернотным покрытием 10, можно записать соотношение
2f(b+h)L = N2L



где f

S = {N[



где b, h (м) - стороны сечения шины 5;


h/b=[A+(A2-S)1/2]2/S, (3)
где
A = {N[





Таким образом, из соотношений (11) и (12) можно рассчитать параметры шины с учетом ее теплофизического состояния и электрической нагрузки. Проведя необходимые расчеты относительно разных материалов шин, получим, что в диапазоне рабочих температур до 600 К используют алюминий или берилий, до 800 К - медь, молибден или ниобий, до 1100 - молибден, до 2000 К - ниобиевая труба с литиевым наполнением. (Из условия минимума массы по выражению (6)). Полученное выражение для нахождения площади сечения шины 5 позволяет определить ее геометрию для оптимального случая, когда сумма масс шины и "дополнительной" массы источника электрической энергии минимальны, то есть при максимальной эффективности ЭРДУ. ЭРДУ работает следующим образом. ЭРДУ вместе с полезной нагрузкой 8 выводят с помощью ракеты-носителя (РН) на опорную орбиту (при этом они находятся в транспортном положении под обтекателем РН). Затем происходит подготовка ЭРДУ к работе. Полезную нагрузку 8 отодвигают от ЭРДУ с помощью штанги 7. После включения и вывода на рабочий режим источника электрической энергии 1, а также подготовки к работе блока ЭРД 2 подают электроэнергию с напряжением источника энергии 1 по шинам 5 к преобразователю электрического тока 4, в преобразователе 4 повышают напряжение до рабочего напряжения ЭРД и при этом напряжении по шинам 6 подают электроэнергию на блок ЭРД 2. Одновременно из баков 3 подают рабочее тело в ЭРД. Вследствие протекания тока из-за джоулевых потерь в шинах 5 выделяется тепло, которое сбрасывают в окружающее пространство излучением с наружной поверхности, покрытой чернотным покрытием 10. Таким образом, предложенное техническое решение по ЭРДУ путем подбора величины сечения теплоизлучающей шины и отношения сторон в соответствии с рабочей температурой шины позволяет реализовать ЭРДУ с наибольшей эффективностью. Пример расчета. Рассмотрим шину из меди.






1. Гришин С.Д., Лесков Л.В., Козлов H.П. Электрические ракетные двигатели. - М.: Машиностроение, 1975, с.24. 2. О. Н. Фаворский, В.В. Фишгойт, Е.И. Янтовский. Основы теории космических эдектрореактивных двигательных установок. - М.: "Высшая школа", 1970, с.16-23.
Формула изобретения
S = {N[




d = 0,6T4-0,8T3/

S (м2) - площадь сечения шины;


N (Вт) - электрическая мощность, передаваемая по шине от источника электрической энергии к преобразованию электрического тока;
То (К) - температура шины в отсутствии тока;
Т (К) - рабочая температура шины;



f

U (В) - рабочее напряжение источника электрической энергии,
при этом отношение толщины h (м) шины к ширине b (м) внешней поверхности шины выбрано из соотношения
h/b=[А+(А2-S)1/2]2/S,
где A = {N[







РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2