Способ формирования нерабочего борта карьера в глинистых породах
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке полезных ископаемых. Способ формирования нерабочего борта карьера в глинистых породах включает отработку пород послойно уступами, поочередное доведение рабочих уступов до проектного контура карьера и транспортирование вскрыши во внешние отвалы. При отработке пород первый уступ его верхней бровкой совмещают с верхней бровкой проектного контура карьера, откосы первого и последующего уступов оставляют под рабочими углами, а между уступами смежных горизонтов оставляют бермы безопасности такой величины, чтобы запас устойчивости борта карьера в глинистых породах с результирующим углом наклона откоса соответствовал требованиям к его кратковременной устойчивости. На берму, расположенную на границе скальных и глинистых пород, и на оставшиеся между уступами смежных горизонтов бермы отсыпают внутренний отвал скальных пород одним или несколькими ярусами такого объема, чтобы запас устойчивости откоса борта карьера с упомянутым внутренним отвалом соответствовал требованиям к длительной устойчивости откосов бортов карьеров. Отсыпку внутреннего отвала могут начинать с отсыпки на бермы предохранительного вала из скальных пород. Задачами данного способа являются сокращение затрат на формирование нерабочего борта карьера в рыхлых и глинистых породах и уменьшение вероятности возникновения деформаций в глинистых породах при их интенсивном обводнении. 1 з.п.ф-лы, 4 ил., 1 табл.
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке полезных ископаемых.
Известен способ формирования нерабочего борта карьера в глинистых породах, включающий отработку приконтурной полосы послойно уступами с разделением каждого уступа на подуступы, поочередное доведение каждого подуступа до проектного контура, эаоткоску подуступов на проектном контуре до проектного угла наклона в соответствии с требованиями длительной устойчивости откосов бортов карьеров. При этом, чтобы заоткосить откос уступа под углом 30o, применяя, например, экскаватор ЭКГ-5, высоту уступа принимают не более 3 м, а вскрышу глинистых пород транспортируют во внешние отвалы [1]. Недостатками способа являются его трудоемкость, малая производительность, большие затраты на выполнение работ. Наиболее близким по технической сущности является способ формирования нерабочего борта карьера в глинистых породах, включающий отработку карьера послойно уступами, поочередное доведение рабочих уступов до проектного контура, транспортирование вскрыши во внешние отвалы. При этом применяют, например, экскаватор типа драглайн. Прототип [2]. Недостатками прототипа являются его большая трудоемкость на выполнение работ по выполаживанию борта под углом 30-35o, низкая производительность драглайна, большие затраты на его приобретение и содержание, способ не решает вопросы сдваивания или страивания уступов в проектном контуре и не предусматривает формирование нерабочего борта карьера уступами с крутыми углами откосов. Общим недостатком как в первом, так и во втором приведенных способах является то, что вероятность возникновения деформации борта, несмотря на заоткоску, остается высокой, особенно при обводнении глинистых пород. Заявляемое изобретение позволит достичь технический результат, выраженный в снижении трудоемкости при формировании нерабочего борта карьера и повышении устойчивости откосов в рыхлых породах. Указанный технический результат достигается тем, что в способе формирования нерабочего борта карьера в глинистых породах, включающем отработку карьера послойно уступами, поочередное доведение рабочих уступов до проектного контура, транспортирование вскрыши во внешние отвалы, при отработке пород первый уступ его верхней бровкой совмещают с верхней проектной бровкой карьера, откосы первого и последующего уступов оставляют под рабочими углами, а между уступами смежных горизонтов оставляют бермы безопасности такой величины, чтобы запас устойчивости борта карьера в глинистых породах соответствовал требованиям к его кратковременной устойчивости, на берму, расположенную на границе скальных и глинистых пород, и на оставшиеся между уступами смежных горизонтов бермы отсыпают внутренний отвал скальных пород одним или несколькими ярусами, причем запас устойчивости откоса борта с упомянутым внутренним отвалом принимают в соответствии с требованиями длительной устойчивости откосов бортов карьеров; отсыпку внутреннего отвала начинают с отсыпки на бермы предохранительного вала из скальных пород. Новыми признаками в предлагаемом способе являются: - углы откосов отдельных уступов при постановке их в предельный контур сохраняют значение рабочих, т.е. 60-70o; - исключается технологическая операция по выполаживанию углов откосов до 25-35o; - принятый угол для борта карьера в глинистых породах при кратковременной устойчивости регулируется бермами между уступами на смежных горизонтах, а не выполаживанием откосов уступов; - введена новая технологическая операция при формировании борта - отсыпка внутреннего отвала скальных пород. Преимуществами предложенного способа являются: - сокращение затрат на формирование нерабочего борта карьера в рыхлых и глинистых породах; - уменьшение вероятности возникновения деформаций в глинистых породах при их интенсивном обводнении. Предлагаемый способ отличается от прототипа вышеизложенной последовательностью операций. Изложенные в данной совокупности признаки отсутствуют в известных решениях и обеспечивают получение положительного эффекта. Предлагаемый способ обладает свойствами, не совпадающими со свойствами отличительных признаков известных решений. Анализ известных решений показал, что сущность заявляемого решения в них не раскрыта, она не очевидна, характеризуется новой совокупностью признаков, что позволяет считать его соответствующим критериям "новизна" и "изобретательский уровень". На фиг. 1 изображен план участка борта карьера; на фиг.2 и 3 изображены разрезы борта карьера соответственно с рабочими и нерабочими уступами; на фиг. 4 изображен разрез борта карьера с нерабочими уступами и внутренним отвалом скальных пород. Способ осуществляется следующим образом. Первый уступ 1 верхней бровкой совмещают с верхней бровкой проектного контура борта карьера 2 (фиг.1, 3), откос которого расположен под углом




Угол откоса борта карьера в рыхлых породах при длительной устойчивости

Угол откоса борта карьера в рыхлых породах при кратковременной устойчивости

Угол откоса внутреннего отвала

Расстояние транспортирования вскрыши, км;
- во внешние отвалы - 4
- во внутренние отвалы - 1
Стоимость одного тонно-километра, руб. - 1,8
Плотность пород, т/м3: глинистых - 1,8
скальных - 2,7
Объем дополнительной вскрыши, м3 - 372
Коэффициент разрыхления - 1,3
Объем внутреннего отвала, м3 - 650
Стоимость экскавации 1 м3 глинистых пород, руб. - 5
Первый уступ под рабочим углом откоса 60o верхней бровкой совмещают с верхней бровкой проектного контура борта карьера, бермы между уступами смежных горизонтов выбирают таким образом, чтобы результирующий угол


372

4



1,0



1860+4553+2520=8933 руб. Затраты на транспортирование скальной вскрыши во внешние отвалы (по прототипу)
4,0



10080-8933=1147 руб. Экономия затрат на формирование нерабочего борта карьера протяженностью 1 км и высотой 24 м составит
1147

1. Ильин А.И., Будков В.П., Кузнецов В.Ф. Опыт управления устойчивостью откосов на карьере Качарского ГОКа. Сборник научных трудов Института горного дела МЧМ СССР. Устойчивость и технология формирования бортов и отвалов на глубоких карьерах. Свердловск, 1987, 83, с.27-33. 2. Киргинцев В.А., Паршаков А.Т., Иржанов A.Ш. Использование мобильного оборудования при заоткоске уступов в рыхлых и скальных породах. Сборник научных трудов института "Унипромедь" - Совершенствование технологии добычи руд цветных металлов открытым способом и методов их обогащения. Свердловск, 1981, с.35-46. 3. Правила обеспечения устойчивости откосов на угольных разрезах. ВНИМИ, С.-Петербург, 1998 г.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 22.11.2004
Извещение опубликовано: 20.04.2006 БИ: 11/2006