Способ и устройство для протаскивания троса под затонувшим объектом, преимущественно судном
Изобретение используется при проведении судоподъемных работ. Способ протаскивания троса под затонувшим объектом заключается в образовании под объектом в придонном грунте полости, выходящей с обеих сторон затонувшего объекта, и проводке троса в этой полости. Эту полость выполняют в виде скважины и одновременно заполняют ее сжатым воздухом, подаваемым по шлангу от источника, например компрессора, препятствуя удалению этого воздуха в окружающую среду. Устройство для протаскивания троса содержит корпус с размещенным в нем ударником и гайку с закрепленным к ней тросом. При этом в хвостовой части корпуса смонтирован съемный цилиндрический элемент с обратным клапаном. Реализация изобретения обеспечит повышение эффективности процесса протаскивания троса под затонувшим объектом за счет автоматизации процесса. 2 с. и 4 з.п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к области подводного строительства и может быть использовано для подъема с речного или морского дна объектов, преимущественно затонувших судов.
Для подъема затонувших судов используют, в основном, понтоны, которые затопляют и к ним прикрепляют затонувшее судно. Существует два метода крепления: один из них назовем боковым, а другой - обхватывающим. Первый использовался для подъема подводной лодки "К-129", затонувшей возле острова Гуам в Тихом океане. В США был изготовлен специальный корабль, с помощью которого опущен захват в виде системы клешней с приводом, смонтированным по обе стороны траверсы. Захват опускали на корпус затонувшей подводной лодки "К-129", затем клешни захватывали ее корпус с помощью привода, и подъемными лебедками, прикрепленными к траверсе, осуществляли подъем подводной лодки. Из-за неравномерного захвата по длине подводная лодка при подъеме разломалась на две части, одну из которых удалось поднять, а другая - опустилась на дно. Такой способ подъема объектов с морского дна оправдан, когда объект имеет небольшие размеры (ракета, торпеда и т.д.), для чего была изготовлена в США атомная подводная лодка "Хеллибат" с клешнями, размещенными в шахтах крылатых ракет. Однако для подъема больших объектов - судов этот способ неэффективен из-за того, что: клешни захватывают объект сбоку, а не обхватывают его снизу; каждая из клешней не всегда обеспечивает надежный захват объекта (особенно при наличии судовых надстроек). Эти два фактора существенно снижают эффективность описываемого способа. Кроме того, такой способ индивидуален для подъема каждою судна, так как каждое судно имеет свою длину, чем определяется количество клешней, а следовательно, длина траверсы должна соответствовать длине судна. Существенно влияет угол, под которым лежит затонувшее судно на дне, из-за наличия надстроек, которые могут оказаться сбоку или снизу. Наиболее близким по технической сущности и совокупности существенных признаков является способ, реализованный при подъеме затонувших судов, с использованием тросов, обхватывающих дно затонувшего судна, для чего трос необходимо подвести под корпус в придонном грунте. В дальнейшем его концы закрепляют к притопленным понтонам, устанавливаемым с обеих сторон затонувшего судна. Сущность применяемого в настоящее время способа протаскивания тросов под корпусом затонувшего судна заключается в том, что с одной из сторон затонувшего судна с помощью брандспойта водолаз образует приямок, из которого промывает туннель на ширину судна. Количество туннелей определяют водоизмещением и длиной затонувшего судна. Размер туннеля соответствует росту водолаза и его ширине, причем водолаз проходит весь туннель, в который он же протаскивает трос вручную. Затем концы троса закрепляют к притопленным понтонам, подают в них сжатый воздух, и понтоны всплывают вместе с затонувшим судном. Недостатками широко известного способа являются: сложность протаскивания троса под затонувшим судном; большие энергетические затраты, связанные с промывками туннелей (их количество может достигать 24), имеющих размеры во много раз превосходящие диаметр протягиваемого в них троса; большие продолжительность операций и трудоемкость. Имеются несколько конструкций пневмопробойников, оснащенных узлом крепления троса. Так, устройство для пробивания вертикальных скважин в грунте по авт. свид. СССР 1421844, кл. E 21 B 7/20, E 02 F 5/18, опубл. БИ 33, 1988. содержит корпус с ударником и воздухораспределительным патрубком, прикрепленным через амортизатор к корпусу с возможностью осевого перемещения для переключения режима работы ударника, и трос, закрепленный одним концом на корпусе, а другим концом - к лебедке. Устройство снабжено жестко закрепленными на корпусе петлей и на воздухораспределительном патрубке гибкой тягой, при этом прикрепленный к корпусу конец троса соединен одновременно с петлей и тягой, а длина тяги меньше расстояния от места крепления троса к петле до места крепления тяги к воздухораспределительному патрубку на величину хода патрубка. Такая конструкция устройства позволяет, потянув за трос с определенной силой, реверсировать устройство в случае встречи им в грунте непреодолимого препятствия. Недостатком известной конструкции устройства при использовании его для протаскивания троса под затонувшим судном является размыв стенок скважины гидравлическим потоком, создаваемым отработанным устройством воздухом, что ухудшает видимость на дне. Усложняется нахождение устройства после выхода его на дно моря, так как видимость там ограничена, а частицы от размытых стенок скважины еще ее ухудшают. Кроме того, эта конструкция устройства, обеспечивая реверсивность его хода при натяжении троса, работоспособна только при соответствующей конструкции реверсивного механизма, обеспечивающего пневматическое удержание патрубка в переднем его положении, то есть не универсальна. Наиболее близким аналогом по технической сущности и совокупности существенных признаков является узел крепления троса к корпусу, например устройство ударного действия для проходки скважин в грунте по авт. свид. СССР 735851, кл. F 16 G 11/00, Е 02 F 5/16, опубл. БИ 19, 1980, содержащий петлю, которая закреплена в отверстиях корпуса устройства, при этом петля закреплена в корпусе с помощью кронштейнов, передние части которых изогнуты по крайней мере дважды в разных направлениях по отношению к их продольной оси и установлены в отверстиях корпуса. Недостатком известной конструкции устройства при использовании его для горизонтального протаскивания троса под затонувшим судном является также размыв стенок скважины гидравлическим потоком, создаваемым отработанным устройством воздухом, что ухудшает видимость на дне. Кроме того, усложняется нахождение устройства после выхода его на дно моря, так как видимость там ограничена, а частицы от размытых стенок скважины еще ее ухудшают. Технической задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является повышение эффективности процесса протаскивания троса под затонувшим судном за счет автоматизации процесса. Это достигается тем, что в способе протаскивания троса под затонувшим объектом, преимущественно судном, заключающемся в образовании полости под судном в придонном грунте, выходящей на поверхность дна с обеих сторон затонувшего судна, и прокладке троса в этой полости, согласно предлагаемому техническому решению указанную полость выполняют в виде скважины и одновременно заполняют ее сжатым воздухом, подаваемым по шлангу от источника, например компрессора, препятствуя удалению этого воздуха в окружающую среду. Такое сочетание операции исключает размыв стенок скважины, что улучшает видимость в месте проведения работы, повышает при этом производительность операций снижает энергозатраты за счет автоматизации процесса пpoтаскивания троса и снижает трудоемкость, так как резко уменьшается поперечное сечение образуемой полости. Целесообразно скважину выполнять наклоненной и сторону донной поверхности из предварительно образованного входного приямка, располагаемого с одной из сторон затонувшего судна. Такая совокупность операций наипростейшим образом позволяет в подводных условиях заполнять скважину сжатым воздухом и удерживать его в скважине за счет разных удельных весов воздуха и воды без применения специальных средств. Целесообразно также образовать приемный приямок, при этом его глубина меньше глубины входного приямка. Такая совокупность операций, позволяя образовывать наклонную скважину, обеспечивающую задержку сжатого воздуха в ней за счет разных удельных весов воздуха и воды, уменьшает длину проходимых скважин, так как приемный приямок можно промыть непосредственно у борта затонувшего судна, то есть длина скважины будет равна ширине затонувшего судна. Выполнение приямков разной глубины обеспечивает образование наклонной скважины, в которой сжатый воздух задерживается благодаря разным удельным весам воздуха и воды без использования специальных конструктивных средств. Целесообразно, препятствие удалению сжатого воздуха в окружающую среду осуществлять обратным клапаном, установленным в начале образуемой в придонном грунте скважины. Такая реализация способа позволяет проходить горизонтальные и криволинейные скважины в придонном грунте, при этом полость скважины не заполняется водой, причем криволинейные скважины можно проходить без образования приямков. В устройстве для протаскивания троса под затонувшим объектом, преимущественно судном, содержащим корпус с размещенным в нем ударником и гайку с закрепленным к ней тросом, согласно предлагаемому техническому решению в хвостовой части корпуса смонтирован съемный цилиндрический элемент с обратным клапаном. Такая конструкция устройства обеспечивает реализацию предлагаемого способа протаскивания троса под затонувшим судном и тем самым повышает производительность процесса, снижает трудоемкость и энергозатраты, то есть обеспечивает эффективность работы. Целесообразно при этом съемный цилиндрический элемент выполнять с кольцевым выступом в хвостовой части. Такое выполнение устройства повышает надежность его работы, так как цилиндрический элемент отсоединяется от корпуса устройства благодаря большим силам сопротивления, создаваемым взаимодействием кольцевого выступа с грунтом. Кроме того, улучшается герметизация пробиваемой скважины, что особенно важно при проходке горизонтальных и криволинейных скважин (последние могут быть образованы при использовании управляемых пневмопробойников, исключающих необходимость образования приямков). Сущность предлагаемого способа и устройства для протаскивания троса под затонувшим объектом, преимущественно судном, поясняется примером их использования и чертежами. На представленных чертежах иллюстрируются: фиг.1 - запуск устройства из входного приямка в придонном грунте под корпусом затонувшего судна; фиг.2 - проходка наклоненной скважины; фиг.3 - выход устройства на дно моря (реки) и образование воздушного пузыря; фиг.4 - устройство для протаскивания троса; фиг. 5 - запуск устройства со съемным цилиндрическим элементом из входного приямка в приемный; фиг.6 - проходка горизонтальной скважины под корпусом затонувшего судна; фиг.7 - проходка криволинейной скважины под корпусом затонувшего судна. На дне 1 (фиг.1) моря 2 с помощью гидромонитора образуют входной приямок 3 у корпуса 4 затонувшего судна. Затем из входного приямка 3 запускают устройство 5 для протаскивания тpoca 6, для чего можно использовать cтapтoвoe устройство 7, например, установку для запуска пневматического устройства ударного действия для образования скважин в грунте по авт. свид. СССР 607898, кл. E 02 F 5/18, E 02 D 17/146, Е 21 C 11/00, опубл. БИ 19, 1978. В качестве устройства 5 для протаскивания троса 6 может быть использовано ударное самоходное устройство, привод которого может быть электрическим, гидравлическим или пневматическим (пневмопробойник). За счет радиального уплотнения грунта устройство образует скважину 8. В случае использования электропробойника или гидропробойника необходимо к последним прикреплять воздухоподводящий шланг 9, подающий от компрессора или баллона (на чертежах не показаны), располагаемых, обычно, на поверхности, сжатый воздух в проходимую скважину 8 (фиг.2). Шланг 9 можно закрепить за корпус устройства 5, и в этом случае он будет перемещаться за устройством 5, или закрепить шланг 9 у входного торца скважины 8 (фиг.2). Наиболее целесообразно использовать один источник энергии для работы устройства 5 и для подачи сжатого воздуха в проходимую скважину 8. В этом случае используют пневмопробойник для проходки скважины 8 как устройство 5. Если расход сжатого воздуха, используемый пневмопробойником, достаточен для поддержания давления в скважине 8, то можно использовать отработанный им воздух для заполнения скважины 8. Нужно отметить, что пневмопробойник работает при давлении ~5-6 ати (избыточное по отношению к среде, в которую происходит выхлоп сжатого воздуха при давлении около 2,5 атн). В случае малого расхода можно в шланг 9 установить клапан, обеспечивающий работу пневмопробойника и подачу сжатого воздуха в скважину 8. Подобная конструкция известна (см., например, авт. свид. СССР 497386, кл. E 02 f 5/18, E 02 d 17/148, опубл. БИ 48, 1975), где в шланге имеется калибровочное отверстие, через которое происходит подача сжатого воздуха в окружающую среду. Сопротивление калибровочного отверстия истечению сжатого воздуха таково, что в шланге обеспечивается необходимое для работы пневмопробойника давление сжатого воздуха, а избыток последнею через отверстие поступает в окружающую среду. Положительный опыт испытаний пневмопробойника имеется на реке Иня в Западной Сибири (испытания проводились на глубине около 1 м, при которой отрабатывался запуск пневмопробойника в режиме прямого и обратного ходов, а затем его внедряли в грунт из различного положения и отрабатывали устойчивость движения и реверсивность хода), что в дальнейшем подтвердилось при испытанинях на глубине 41 м в Черном море. Устройство (пневмопробойник) 5 запускают под углом
Формула изобретения
1. Способ протаскивания троса под затонувшим объектом, преимущественно судном, заключающийся в образовании полости под судном в придонном грунте, выходящей на поверхность дна с обеих сторон затонувшего судна, и прокладке троса в этой полости, отличающийся тем, что указанную полость выполняют в виде скважины и одновременно заполняют ее сжатым воздухом, подаваемым по шлангу от источника, например компрессора, препятствуя удалению этого воздуха в окружающую среду. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что скважину выполняют наклоненной в сторону донной поверхности из предварительно образованного входного приямка, располагаемого с одной стороны затонувшего судна. 3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что образуют приемный приямок, при этом его глубина меньше глубины входного приямка. 4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что препятствие удалению сжатого воздуха в окружающую среду осуществляют обратным клапаном, установленным в начале образуемой в придонном грунте скважины. 5. Устройство для протаскивания троса под затонувшим объектом, преимущественно судном, содержащее корпус с размещенным в нем ударником и гайку с закрепленным к ней тросом, отличающееся тем, что в хвостовой части корпуса смонтирован съемный цилиндрический элемент с обратным клапаном. 6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что съемный цилиндрический элемент выполнен с кольцевым выступом в хвостовой части.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7