Способ выведения космического аппарата на геостационарную орбиту с использованием двигателей малой тяги
Использование: в космической технике. Сущность изобретения: способ выведения космического аппарата (КА) на геостационарную (ГСО) орбиту с использованием двигателей малой тяги состоит в выведении космического аппарата с двигателем большой тяги на начальную эллиптическую орбиту с высотой перигея ниже высоты геостационарной орбиты, высотой апогея выше высоты геостационарной орбиты и величиной наклонения плоскости орбиты, также отличной от величины наклонения геостационарной орбиты. Величины угловых секторов работы двигателей малой тяги в области апогея и перигея и максимальную величину угла отклонения вектора тяги по рысканию выбирают постоянными на всем этапе выведения. Высота апогея определяется формулой Ha[км]=f(i[град.])=51517,7+127,252i-3,95566
i2+0,365229
i3-0,00401338
i4+1,01842
10-5
i5
10000, где i - наклонение переходной высокоэллиптической орбиты. Технический результат заключается в том, что выведение КА на геостационарную орбиту позволяет минимизировать продолжительность выведения КА и затраты на управление выведением КА на ГСО. 2 ил.
Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для довыведения космических аппаратов (КА) с переходных высокоэллиптических орбит на геостационарную орбиту (ГСО).
Известен способ выведения КА на квазикруговую конечную орбиту, в качестве которой можно рассматривать и ГСО, с некоторой исходной квазикруговой орбиты отделения КА от носителя [1]. Данный способ выведения заключается в следующем. После отделения КА от носителя и перехода его в полетную конфигурацию осуществляют единственное включение двигательной установки малой тяги (ДУ МТ) на разгон в непрерывном режиме. При этом траектория КА представляет из себя постепенно раскручивающуюся спираль. В процессе раскрутки происходит также изменение наклонения плоскости текущей орбиты посредством отклонения вектора тяги по углу рыскания. Причем величину угла отклонения вектора тяги по рысканию изменяют в зависимости от текущей высоты орбиты и ее наклонения к плоскости экватора таким образом, чтобы высота и наклонение ГСО достигались одновременно. Недостатками данного способа выведения являются значительная продолжительность выведения КА на ГСО и необходимость непрерывного расчета угла отклонения вектора тяги по рысканию. Требование непрерывного расчета угла отклонения вектора тяги по рысканию в течение продолжительного времени приводит к необходимости применять сложную систему управления, осуществлять постоянный контроль параметров текущей орбиты с помощью наземных средств, что увеличивает стоимость всего КА и процесса его выведения. Наиболее близким по технической сути является способ выведения на заданную орбиту, в том числе ГСО, космического аппарата с использованием двигателей, обладающих большим удельным импульсом и малой тягой, приведенный в [2] , когда ГСО формируют путем непрерывной работы ДУ в течение всего этапа выведения. Причем в области апогея вектор тяги ориентируют таким образом, чтобы осуществлять как подъем высоты перигея, так и изменять наклонение орбиты, а в области перигея таким образом, чтобы уменьшать высоту апогея и изменять наклонение орбиты. При этом величину максимального угла отклонения вектора тяги по рысканию для изменения наклонения плоскости орбиты изменяют от витка к витку и выбирают таким образом, чтобы достижение заданного наклонения рабочей орбиты совпало с достижением высот апогея и перигея заданных конечных значений. Благодаря этому осуществляют индивидуальный контроль высоты перигея и апогея в предварительно определенных постоянных направлениях. Недостатком такого способа выведения является необходимость расчета нового значения угла отклонения вектора тяги по рысканию и, следовательно, сложность и дороговизна системы управления, а также сложность в управлении КА, требующей постоянного контроля баллистических параметров текущей орбиты КА на каждом витке и ввод их в бортовую систему управления, что может быть затруднено из-за ограниченного числа наземных измерительных пунктов (НИП). Задачей изобретения является упрощение и удешевление системы управления и самого процесса управления выведением КА на геостационарную орбиту, а также минимизация продолжительности времени выведения, что также уменьшает стоимость выведения. Задача решается тем, что в способе выведения космического аппарата на геостационарную орбиту с использованием двигателей малой тяги, состоящем в выведении космического аппарата с помощью средств выведения с двигателем большой тяги на начальную эллиптическую орбиту с высотой перигея ниже высоты геостационарной орбиты, высотой апогея выше высоты геостационарной орбиты и величиной наклонения плоскости орбиты, также отличной от наклонения геостационарной орбиты, и включающем участки торможения в области перигея и разгона с изменением наклонения орбиты в области апогея, величины угловых секторов работы ДУ МТ в области апогея и перигея и максимальную величину угла отклонения вектора тяги по рысканию выбирают постоянными для всего этапа выведения, при этом высота апогея переходной высокоэллиптической орбиты при высоте ее перигея п









































1. В.Н.Лебедев. Расчет движения космического аппарата с малой тягой. Математические методы в динамике космических аппаратов. Выпуск 5, ВЦ АН СССР, М., 1968 г., с.47-50. 2. Заявка RU 97105571, 6 В 64 G 1/00, приоритет 05.04.96, опубл. 04.04.97.
Формула изобретения
Ha[км]=f(i[град.])=51517,7+127,252







где i - наклонение переходной высокоэллиптической орбиты.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2