Задвижка поворотная износостойкая
Изобретение относится к области арматуростроения, в частности к запорным трубопроводным устройствам оборудования газовой, нефтяной, химической, энергетической и угольной промышленности. Задвижка поворотная износостойкая содержит корпус с проходным отверстием и входным и выходным патрубками. В корпусе установлены неподвижные диски запорного органа. Между ними расположен подвижный диск запорного органа. По окружности дисков равномерно расположены проходные отверстия и запорные части. Диски запорного органа выполнены из стали с одинаковыми круглыми проходными отверстиями и запорными частями. Проходные отверстия неподвижных дисков оснащены концентрично расположенными керамическими кольцами. Запорные части подвижного диска оснащены идентичными керамическими кольцами. В центре подвижного диска имеется сквозное отверстие. От сквозного отверстия симметрично по обе стороны диска между проходными отверстиями и запорными частями расположены радиальные канавки длиной до наибольшего диаметра касательной к проходным отверстиям окружности. Площадь сечения сквозного отверстия не меньше суммарной площади сечений канавок. Изобретение позволяет повысить надежность перекрытия потоков абразивосодержащих рабочих сред, сократить затраты на изготовление и ремонт задвижки. 3 ил.
Изобретение относится к области арматуростроения и может быть использовано в газовой, нефтяной, химической, энергетической и угольной промышленности.
Известна конструкция задвижки параллельной поворотной, рабочие поверхности деталей запорного органа которой наплавлены износостойким материалом [см. Задвижка параллельная поворотная. Рекламный материал. Завод АО "Тяжпромарматура". Алексин, 1999]. Известна конструкция запорного узла шиберной задвижки, на запорной части шибера которой выполнены поперечные абразивоудаляющие канавки [см. патент RU 2002151 С1, кл. F 16 К 3/02]. Недостаток известных конструкций заключается в низкой эксплуатационной стойкости в абразивосодержащих рабочих средах и в сообщении поперечных канавок шибера с полостью корпуса. Вследствие этого повышается вероятность потери герметичности запорного органа, уплотнителных элементов и корпуса за счет абразивной эрозии. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является задвижка поворотная, содержащая корпус с проходным отверстием, с входным и выходным патрубками, установленными в нем неподвижными, и расположенным между ними подвижным керамическими дисками запорного органа с одинаковыми треугольными равномерно расположенными по окружности проходными отверстиями и запорными частями [см. Задвижка поворотная. Техническая документация. ГУП "Приборостроительный завод", г. Трехгорный, 2000]. Недостаток известной конструкции задвижки поворотной заключается в низкой эксплуатационной стойкости и повышенной трудоемкости изготовления. Цельнокерамические диски разрушаются под воздействием ударных нагрузок и абразивной эрозии механическими примесями рабочей среды. Треугольный профиль проходных отверстий дисков имеет повышенную трудоемкость изготовления. Задачей изобретения является снижение абразивного износа и повышение прочности запорного органа в потоке абразивосодержащей рабочей среды, что приводит к повышению надежности работы задвижки поворотной. Это достигается тем, что в задвижке поворотной износостойкой, содержащей корпус с проходным отверстием, с входным и выходным патрубками, установленными в нем неподвижными, и расположенным между ними подвижным дисками запорного органа с равномерно расположенными по окружности проходными отверстиями и запорными частями, согласно изобретению диски запорного органа выполнены из стали с одинаковыми круглыми проходными отверстиями и запорными частями, причем проходные отверстия неподвижных дисков оснащены концентрично расположенными керамическими кольцами, а запорные части подвижного диска оснащены идентичными керамическими кольцами, в центре подвижного диска имеется сквозное отверстие, от которого симметрично по обе стороны диска между проходными отверстиями и запорными частями расположены радиальные канавки длиной до наибольшего диаметра окружности, касательной к проходным отверстиям, при этом площадь сечения сквозного отверстия не меньше суммарной площади сечений канавок. Сущность изобретения поясняется чертежи, где на фиг.1 изображена задвижка поворотная износостойкая без привода в разрезе (пол. I - взаимное расположение дисков в открытом положении задвижки, пол. II - взаимное расположение дисков в закрытом положении задвижки); на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1 (взаимное расположение подвижного и неподвижного дисков в полуоткрытом положении задвижки); на фиг.3 - сечение Б-Б фиг.2. В корпусе 1 с проходным отверстием 2, входным 3 и выходным 4 патрубками установлены неподвижные 5, 6 и расположенный между ними подвижный 7 стальные диски с одинаковыми круглыми проходными отверстиями 8 и запорными частями 9. Проходные отверстия 8 неподвижных дисков 5,6 оснащены концентрично расположенными керамическими кольцами 10, а запорные части 9 подвижного диска 7 оснащены идентичными керамическими кольцами 11. В центре подвижного диска 7 имеется сквозное отверстие 12, от которого симметрично по обе стороны диска 7 между проходными отверстиями 8 и запорными частями 9 расположены радиальные канавки 13. Длина радиальных канавок 13 ограничена наибольшим диаметром D окружности, касательной к проходным отверстиям 8. При этом площадь сечения центрального сквозного отверстия 12 подвижного диска 7 не меньше суммарной площади поперечных сечений радиальных канавок 13, т.е. обеспечивается условие
Формула изобретения
Задвижка поворотная износостойкая, содержащая корпус с проходным отверстием, с входным и выходным патрубками, установленными в нем неподвижными и расположенным между ними подвижным дисками запорного органа с равномерно расположенными по окружности проходными отверстиями и запорными частями, отличающаяся тем, что диски запорного органа выполнены из стали с одинаковыми круглыми проходными отверстиями и запорными частями, причем проходные отверстия неподвижных дисков оснащены концентрично расположенными керамическими кольцами, а запорные части подвижного диска оснащены идентичными керамическими кольцами, в центре подвижного диска имеется сквозное отверстие, от которого симметрично по обе стороны диска между проходными отверстиями и запорными частями расположены радиальные канавки длиной до наибольшего диаметра окружности, касательной к проходным отверстиям, при этом площадь сечения сквозного отверстия не меньше суммарной площади сечений канавок.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3