Вариаторный привод мобильной машины
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения между двигателем и движителями мобильных машин (автомобили, тракторы, тепловозы) любой мощности, обеспечивая трогание под нагрузкой, реверс, движение накатом, торможение двигателем и задний ход. Вариаторный привод снабжен ведущим и, по крайней мере одним, ведомым валами, коробкой передач с входным и выходным валами коробки, соединяющей ведущий вал с входным валом коробки управляемой муфтой и высокомоментным вариатором, содержащим соединенный с ведущим валом входной вал вариатора, рукоятку изменения передаточного отношения и трехвальный дифференциал. Вал водила дифференциала является выходным звеном вариатора и кинематически связан с ведомым валом и с выходным валом коробки, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, кинематически связанные с входным валом вариатора обгонными муфтами. Технический результат - расширение функциональных возможностей привода. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения между двигателем и движителями мобильных машин (автомобили, тракторы, тепловозы) любой мощности, обеспечивая трогание под нагрузкой, реверс, движение накатом, торможение двигателем и задний ход.
Известны высокомоментные вариаторы, в которых момент от входного к выходному валу передается посредством кулачков, кареток, коромысел, обгонных муфт и трехвального дифференциала, а плавное изменение передаточного отношения достигается изменением плеч рычагов, а также относительным перемещением кулачка и контактирующего с ним ролика на коромысле или каретке [1 - 3] . Эти вариаторы позволяют передавать большую мощность от двигателя к потребителю с плавно изменяемыми угловой скоростью и моментом на выходном валу при высокой равномерности вращения выходного вала, они универсальны и, в частности, могут быть применены в системе привода мобильных машин. В предлагаемом изобретении конструкция применяемого высокомоментного вариатора не принципиальна, поэтому возьмем за прототип высокомоментный вариатор [3], содержащий входной с двумя пространственными кулачками и выходной валы вариатора, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный дифференциал, вал водила которого с сателлитом составляет единое звено с выходным валом, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, снабженные с возможностью сообщения вращательного движения с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами, каждый из которых включает в себя два связанных зубчатыми секторами, снабженных роликами и смонтированных в плоскости оси входного вала коромысла, две обгонные муфты, с кинематически жестко связанными с колесом дифференциала ведомыми полумуфтами, а каждая из ведущих - с коромыслом, при этом каждое коромысло выполнено с изменяемым от рукоятки изменения передаточного отношения плечом и контактирующим, посредством ролика, с одним из кулачков. Признаки известного механизма (прототипа), совпадающие с заявляемым изобретением, следующие. Он содержит высокомоментный вариатор с входным валом вариатора, рукояткой изменения передаточного отношения и трехвальным дифференциалом, вал водила которого с сателлитом является выходным звеном вариатора, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, кинематически связанные с входным валом вариатора обгонными муфтами. Известный высокомоментный вариатор, непосредственно используемый на мобильной машине для передачи механической энергии от двигателя к движителям (колесам или гусеницам), из-за связи выходного звена вариатора с входным посредством обгонных муфт, не обеспечивает режим торможения двигателем, например при движении под уклон, вследствие обгонного характера вращения связанного с движителями выходного звена вариатора. Цель предлагаемого изобретения - расширение функциональных возможностей. Вариаторный привод мобильной машины имеет следующие существенные признаки. Он снабжен ведущим и, по крайней мере одним, ведомым валами, коробкой передач с входным и выходным валами коробки, соединяющей ведущий вал с входным валом коробки управляемой муфтой и высокомоментным вариатором, содержащим соединенный с ведущим валом входной вал вариатора, рукоятку изменения передаточного отношения и трехвальный дифференциал, вал водила которого с сателлитом является выходным звеном вариатора, кинематически связанным с ведомым валом и с выходным валом коробки, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, кинематически связанные с входным валом вариатора обгонными муфтами. Отличительными от прототипа признаками изобретения являются следующие. Он снабжен ведущим и, по крайней мере одним, кинематически связанным с выходным звеном вариатора ведомым валами, коробкой передач с входным и выходным валами коробки, а также соединяющей ведущий вал с входным валом коробки управляемой муфтой, при этом ведущий вал соединен с входным валом вариатора, а выходной вал коробки кинематически связан с выходным звеном вариатора. Дополнительно к указанным признакам имеются следующие, уменьшающие габариты (см. [4]), а также повышающие КПД предлагаемого привода и ресурс высокомоментного вариатора. Механизм снабжен двумя ведомыми валами с закрепленными на них коническими колесами и смонтированой на водиле с возможностью свободного вращения конической шестерней, сцепленной с коническими колесами. Механизм снабжен дополнительной управляемой муфтой, соединяющей входной вал вариатора с ведущим валом. На фиг.1 представлен вариант конструкции вариаторного привода мобильной машины с одним ведомым валом, на фиг.2 - с двумя ведомыми валами. Привод (фиг.1) содержит установленные в подшипниках корпуса 1 ведущий 2 и ведомый 3 валы; двухступенчатую коробку передач 4 с входным 5 и выходным 6 валами коробки, 7 - ручка переключения передач; высокомоментный вариатор 8 с рукояткой изменения передаточного отношения 9, входным валом вариатора 10 и трехвальным дифференциалом, у которого вал водила 11, несущий сателлит 12, является выходным звеном вариатора, два других вала 13 и 14 с колесами дифференциала 15 и 16 свободно посажены на ведомом валу и связаны обгонными муфтами (не показаны) с входным валом вариатора 10, а вал водила 11 смонтирован на ведомом валу и связан с ним шпонкой 17. Входной вал коробки 5 соединен с ведущим валом посредством управляемой от рукоятки 18 фрикционной управляемой муфты 19 и зубчатой пары: 20 - закрепленное на ведущем валу зубчатое колесо, 21 - установленная на входном валу коробки с возможностью свободного вращения и соединения с этим валом управляемой муфтой 19 шестерня, сцепленная с зубчатым колесом 20. На выходном валу коробки закреплена шестерня 22, сцепленная с выполненным на валу водила зубчатым венцом 23. Входной вал вариатора 10 соединен с ведущим валом посредством управляемой от рукоятки 24 дополнительной фрикционной управляемой муфты 25 и сцепленной с зубчатым колесом 20 шестерни 26, установленной на входном валу вариатора 10 с возможностью свободного вращения и соединения с этим валом дополнительной управляемой муфтой 25. Цифрами "I" и "II" обозначены позиции ручки переключения передач 7, а также положения рукоятки изменения передаточного отношения 9 вариатора, при которых передаточные отношения между ведомым и ведущим валами равны, как при передаче вращения через вариатор, так и посредством коробки передач. Позиции "0" и "III" рукоятки 9 соответствуют нулевой и максимальной скоростям выходного вала вариатора. Вал двигателя (не показан) соединен с ведущим валом 2, а движители (не показаны) соединены с ведомым валом. Рассмотрим работу предлагаемого вариаторного привода на различных режимах (фиг.1). Введем обозначения:




Формула изобретения
1. Вариаторный привод мобильной машины, содержащий высокомоментный вариатор с входным валом вариатора, рукояткой изменения передаточного отношения и трехвальным дифференциалом, вал водила которого с сателлитом является выходным звеном вариатора, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, кинематически связанные с входным валом вариатора обгонными муфтами, отличающийся тем, что снабжен ведущим и, по крайней мере одним, кинематически связанным с выходным звеном вариатора ведомым валами, коробкой передач с входным и выходным валами коробки, а также соединяющей ведущий вал с входным валом коробки управляемой муфтой, при этом ведущий вал соединен с входным валом вариатора, а выходной вал коробки кинематически связан с выходным звеном вариатора. 2. Вариаторный привод мобильной машины по п. 1, отличающийся тем, что снабжен двумя ведомыми валами с закрепленными на них коническими колесами и смонтированной на водиле с возможностью свободного вращения конической шестерней, сцепленной с коническими колесами. 3. Вариаторный привод мобильной машины по п. 1, отличающийся тем, что снабжен дополнительной управляемой муфтой, соединяющей входной вал вариатора с ведущим валом.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2