Способ восстановления изношенных деталей
Изобретение относится к сварочной технологии может найти применение при ремонте и восстановлении изношенных деталей наплавкой. Деталь закрепляют, располагая горизонтально изношенные участки. Устанавливают лежачий электрод с зазором над изношенным участком с образованием электрической дуги и осуществляют наплавку. Зазор между электродом и поверхностями наплавки выставляют посредством надетых на электрод разрезных колец из электроизоляционного материала с малой огнестойкостью. При восстановлении колеса земснаряда с изношенными участками, расположенными в разных плоскостях, колесо закрепляют на оси, которую располагают горизонтально и вертикально при наплавке на лопасти и на боковые стороны полости колеса. Поворачивают колесо относительно оси для наплавки соответственно последующих лопастей и разделенных лопастями участков боковых сторон полости. Наплавку каждой лопасти выполняют электродами, изогнутыми под углом, меньшим 90o, располагая их на каждой лопасти вдоль оси колеса. Наплавку каждого из участков полости колеса выполняют прямыми электродами, которые последовательно вводят в полость. Располагают их над очередной наплавляемой полосой участка, по наибольшей длине которого подбирают длину каждого из электродов. Используют один электрод на нескольких полосах малых длин. Технический результат состоит в создании простого, мобильного, удобного и надежного способа, при котором получают высокое качество наплавленных поверхностей при восстановлении изношенных поверхностей колеса земснаряда и других деталей с аналогичными поверхностями износа. 5 ил.
Изобретение относится к сварке и может найти применение для восстановления изношенных деталей лежачим электродом.
Известен способ сварки лежачим электродом, предусматривающий наплавку деталей с криволинейными поверхностями (см. а. с. SU 66582, 1946 г.). В способе детали вращают приводом, подвод тока к электроду осуществляют в нескольких точках, а прижимание его к поверхности наплавки выполняют медными роликами, связанными со сварочным кабелем. Однако в способе к лежачему электроду привариваются контакты, что нарушает режим сварки и снижает качество наплавки. Наиболее близким аналогом является способ восстановления изношенных деталей, при котором деталь закрепляют, располагая горизонтально изношенные участки, устанавливают лежачий электрод с зазором над изношенным участком с образованием электрической дуги и осуществляют наплавку (см. пат. RU 2133177, кл. В 23 К 9/04, 1998 г.). Однако как этот способ, так и приведенный выше предназначен только для наплавки деталей одного типа и не рассчитан на восстановление таких деталей, как колесо земснаряда, изнашиваемые поверхности которого расположены в различных плоскостях и имеют ограниченный доступ для наплавки. Кроме того, в этом способе зазор между электродом и наплавляемой поверхностью выставляют с помощью мерных прутков, что не обеспечивает достаточной точности установки электрода и снижает качество наплавки. Задача предложенного способа состоит в повышении удобств эксплуатации при восстановлении деталей со сложными поверхностями износа, в повышении точности установки зазора между электродом и наплавляемой поверхностью при одновременном повышении качества наплавки, увеличении сроков эксплуатации и снижении затрат на ремонт. Для решения этой задачи в предложенном способе восстановления изношенной детали, при котором деталь закрепляют, располагая горизонтально изношенные участки, устанавливают лежачий электрод с зазором над изношенным участком с образованием электрической дуги и осуществляют наплавку, согласно изобретению зазор между электродом и поверхностями наплавки выставляют посредством надетых на электрод разрезных колец из электроизоляционного материала с малой огнестойкостью, а при восстановлении колеса земснаряда с изношенными участками, расположенными в разных плоскостях, колесо закрепляют на оси, которую располагают горизонтально и вертикально при наплавке на лопасти и на боковые стороны полости колеса, и поворачивают колесо относительно оси для наплавки соответственно последующих лопастей и разделенных лопастями участков боковых сторон полости, при этом наплавку каждой лопасти выполняют электродами, изогнутыми под углом, меньшим 90o, располагая их на каждой лопасти вдоль оси колеса, а наплавку каждого из участков полости колеса выполняют прямыми электродами, которые последовательно вводят в полость и располагают над очередной наплавляемой полосой участка, по наибольшей длине которого подбирают длину каждого из электродов, причем используют один электрод на нескольких полосах малых длин. Технический результат предложенного способа состоит в создании простого, экономичного, удобного в эксплуатации и мобильного способа наплавки, позволяющего в условиях небольших монтажных площадок и мастерских восстановить детали, имеющие сложные поверхности износа, в частности такие, как колеса земснарядов, и увеличить сроки их эксплуатации. На фиг. 1 показано расположение колеса земснаряда при наплавке изношенных участков боковых сторон полости (вид спереди). На фиг. 2 показано расположение колеса земснаряда и электрода с электрододержателем при наплавке изношенных участков боковых сторон полости (вид сбоку). На фиг. 3 показано расположение прямых электродов с электрододержателем при наплавке одного из участков полости колеса. На фиг. 4 показано расположение колеса земснаряда при наплавке изношенных лопастей (вид спереди). На фиг. 5 показано расположение колеса земснаряда и электрода с электрододержателем при наплавке изношенных участков лопастей (вид сбоку). На колесе 1 земснаряда изнашиваются боковые стороны полости 2 колеса 1 и его лопасти 3. При восстановлении изношенных участков колесо 1 закрепляют на осях 4, 4'. При наплавке боковых сторон полости 2 колесо 1 устанавливают с вертикальным положением оси колеса (см. фиг. 1, 2). Наплавку лопастей 3 выполняют с горизонтальным положением оси (см. фиг. 3). При восстановлении боковых сторон полости 2 наплавку выполняют прямыми электродами 5, которые располагают на полосах 6 наплавки. Восстановление изношенных участков лопастей 3 выполняют электродами 5', изогнутыми под углом

Формула изобретения
Способ восстановления изношенной детали, при котором деталь закрепляют, располагая горизонтально изношенные участки, устанавливают лежачий электрод с зазором над изношенным участком с образованием электрической дуги и осуществляют наплавку, отличающийся тем, что зазор между электродом и поверхностями наплавки выставляют посредством надетых на электрод разрезных колец из электроизоляционного материала с малой огнестойкостью, а при восстановлении колеса земснаряда с изношенными участками, расположенными в разных плоскостях, колесо закрепляют на оси, которую располагают горизонтально и вертикально при наплавке на лопасти и на боковые стороны полости колеса, и поворачивают колесо относительно оси для наплавки соответственно последующих лопастей и разделенных лопастями участков боковых сторон полости, при этом наплавку каждой лопасти выполняют электродами, изогнутыми под углом, меньшим 90o, располагая их на каждой лопасти вдоль оси колеса, а наплавку каждого из участков полости колеса выполняют прямыми электродами, которые последовательно вводят в полость и располагают над очередной наплавляемой полосой участка, по наибольшей длине которого подбирают длину каждого из электродов, причем используют один электрод на нескольких полосах малых длин.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5