Самостабилизирующееся устройство для антенных постов и приборов судовой радиоэлектронной аппаратуры
Изобретение относится к области радиоэлектронного оборудования, в частности к антенным постам и приборам судовой радиоэлектронной аппаратуры (РЭА), требующей для своего нормального функционирования стабилизации на качке. Техническим результатом является самостабилизация антенного поста или прибора судовой радиоэлектронной аппаратуры при бортовой и килевой качке под действием силы земного притяжения, а также предотвращение поломки при больших углах качки, улучшение условий функционирования. В состав предлагаемого самостабилизирующегося устройства введены основание станины и две стойки станины с подшипниками и откосом, платформа, снабженная сверху боковыми стенками с подшипниками, и подвижно соединяющее их коромысло с двумя парами полуосей, вмонтированных в подшипники стоек станины и стенок платформы. Центр тяжести стабилизированной платформы вместе с установленной на ней стабилизируемой аппаратурой размещен ниже осей качания. Платформа подвешена на двух взаимно перпендикулярных горизонтальных осях коромысла, располагаемых при установке устройства на судне параллельно и перпендикулярно диаметральной плоскости судна. В качестве противовеса использованы сама платформа со стенками и расположенная ниже оси качания стабилизируемой аппаратуры. В качестве рычага противовеса использованы стенки платформы. Основание станины сверху снабжено продольным трехгранным сверху выступом со скошенными передним и задним краями, в который упирается при максимальных углах крена и дифферента нижняя поверхность платформы, ограничивая углы поворота платформы относительно станины и палубы качающегося судна. 8 табл., 8 ил.
Изобретение относится к области радиоэлектронного оборудования судов и кораблей, в частности к антенным постам судового и корабельного радиоэлектронного оборудования. Описание изобретения будем излагать применительно к антенным постам судовых навигационных радиолокационных станций. В дальнейшем будем употреблять обобщенный термин - судовые навигационные радиолокационные станции (НРЛС).
В настоящее время судовые НРЛС являются одним из важнейших средств обеспечения безопасности судовождения, особенно в ночное время и в условиях плохой видимости. Характерной особенностью функционирования судовых НРЛС является необходимость обеспечения надежного обнаружения надводных и береговых целей в условиях качки. Обеспечение надежного обнаружения надводных и береговых целей в условиях качки решается в настоящее время несколькими путями, в зависимости от назначения РЛС. Для обеспечения нормального функционирования НРЛС на гражданских судах, согласно требованиям Морского регистра (см. например материалы Международного совещания по радиосредствам для морской навигации, состоявшегося в Лондоне в мае 1924 г., приведенные в Справочнике по радиолокации, редактор М. Сколник, М.: Советское радио, 1978), антенны НРЛС должны иметь диаграмму направленности в вертикальной плоскости не менее 18-20o. Это обеспечивает нормальное функционирование станции при бортовой качке судна































xm=1,11/(хр+0,1) (3)
В табл. 5 приведены основные характеристики антенного поста отечественной судовой НРЛС "Печора-2", взятые из справочного руководства Судовые радиолокационные станции и их применение. В.А. Аверьянов, А.М. Байрашевский и др., Л.: Судостроение. 1970г. (стр. 138-139). В табл. 6 приведены массогабаритные характеристики предлагаемой в патенте самостабилизирующейся платформы с установленным на ней антенным постом НРЛС на основе данных табл. 1 для различных вариантов соотношений массы и плеча противовеса (хm, хр), а также реальные масса и высота самостабилизирующегося антенного поста при установке на стабилизированную платформу по патенту США антенного поста НРЛС "Печора-2". Результаты оценочных расчетов показывают, что использование предложенной в патенте США стабилизированной платформы для стабилизации антенны судовой НРЛС приводит к возрастанию массы антенного поста более чем в 3 раза и высоты в 1,3-1,6 раз. Таким образом, существенным недостатком устройства стабилизации по патенту США N 4609083 от 2.09.86, как и остальных двух рассмотренных устройств, с антенной НРЛС "Печора-2", принимаемого нами в качестве прототипа, является то, что в указанных устройствах стабилизированная платформа размещена выше осей качания самостабилизирующегося устройства. При таком расположении осей масса стабилизируемого устройства (антенного поста или другого устройства) с платформой должна быть скомпенсирована противовесом, располагаемым ниже осей качания платформы, с массой и плечом противовеса, обеспечивающими поддержание платформы со стабилизируемым устройством в верхнем положении. Такое решение вопроса приводит к значительному увеличению массогабаритных характеристик всего устройства. Сущность изобретения. Предлагается самостабилизирующееся устройство для антенных постов и приборов судовой радиоэлектронной аппаратуры (РЭА), представляющее собой платформу, на которой установлен антенный пост или прибор РЭА, состоящий из антенного поста РЛС любого назначения, датчика или прибора РЭА, платформа соединена снизу посредством рамы с двумя взаимно перпендикулярными горизонтальными осями с противовесом и рычагом и подвешена осями с помощью встроенных подшипников на станине, устанавливаемой на мачте или на надстройке судна, отличающееся тем, что в состав устройства введены станина, состоящая из основания станины и двух стоек станины с подшипниками и откосом, платформа, снабженная сверху боковыми стенками с подшипниками в их верхних частях, и подвижно соединяющее станину с платформой коромысло с двумя парами полуосей (внешними и внутренними), причем стабилизированная платформа вместе с установленной на ней стабилизируемой аппаратурой (антенным постом или прибором) размещена ниже осей качания и подвешена на двух взаимно перпендикулярных горизонтальных осях коромысла, встроенных в подшипники стоек станины и стенок платформы, располагаемых при установке устройства на судне параллельно и перпендикулярно диаметральной плоскости судна соответственно, вместо противовеса использованы сама платформа со стенками и расположенная ниже центра тяжести часть стабилизируемой аппаратуры (часть антенного поста или прибора), в качестве рычага противовеса использованы стенки платформы, станина, устанавливаемая на мачте или на надстройке судна, представляет собой основание станины в виде плиты, снабженной спереди и сзади стойками станины с подшипниками и откосами - внешними вертикальными ребрами жесткости, передняя и задняя внешние полуоси коромысла встроены в подшипники соответствующих стоек станины с подшипниками и откосом, а внутренние боковые полуоси встроены в подшипники соответствующих стенок платформы с подшипниками, основание станины сверху снабжено трехгранным сверху продольным выступом со скошенными передним и задним краями, в который упирается при максимальных углах крена и дифферента нижняя поверхность платформы, ограничивая углы поворота платформы относительно станины и палубы качающегося судна, необходимый максимальный угол поворота платформы относительно станины устанавливается относительными вертикальными размерами стенок платформы и стоек станины, длиной и шириной платформы, а также высотой выступа станины, благодаря чему обеспечивается, без затраты энергии, под действием силы тяжести расположенных ниже осей подвески платформы со стенками и стабилизируемой аппаратуры, самостабилизация платформы и установленного на ней стабилизируемого устройства по бортовой и килевой качке, а также ограничение углов поворота платформы относительно палубы судна при больших углах крена и дифферента, с целью предотвращения поломки самостабилизирующегося устройства при значительно меньших по сравнению с прототипом массе и габаритах самостабилизирующегося устройства, значительно улучшая условия функционирования судовой радиоэлектронной аппаратуры на качке судна. Перечень фигур чертежей. Фиг. 1. График зависимости ошибки измерения курсового угла НРЛС от углов качки судна. Фиг. 2. Зависимость вероятности захвата лучом НРЛС надводной цели от курсового угла на спокойной воде и на качке. Фиг.3. Зоны обнаружения надводной цели в условиях качки. Фиг. 4. Зоны обнаружения надводной цели при отсутствии качки или при полной стабилизации антенны. Фиг. 5. Чертеж самостабилизирующегося устройства для антенного поста судовой НРЛС при отсутствии крена судна. Фиг. 6. Чертеж самостабилизирующегося устройства для антенного поста судовой НРЛС при крене и дифференте судна. Фиг.7. Чертеж внешнего вида самостабилизирующихся антенных постов судовой НРЛС - прототипа (слева) и предлагаемого устройства (справа). Фиг. 8. Чертеж самостабилизирующегося устройства для основного прибора гирокомпаса. Условные обозначения на фиг. 5, 6 и 8. 1. Станина. 2. Платформа со стенками. 3. Коромысло с двумя парами полуосей. 4. Основание станины. 5. Стойка станины с подшипниками и откосом. 6. Платформа. 7. Стенка платформы с подшипниками. 8. Продольная ось качания платформы (при крене судна). 9. Поперечная ось качания платформы (при дифференте судна). 10. Ограничительный выступ. 11. Стабилизируемое устройство. 12. Угол крена судна. 13. Угол дифферента судна. Чертеж предлагаемого самостабилизирующегося устройства с установленным на нем антенным постом судовой навигационной РЛС представлен на фиг.5. Устройство состоит из станины 1, подвижной платформы со стенками 2 и коромысла с двумя парами полуосей 3. Полуоси коромысла расположены в горизонтальной плоскости под прямым углом. Станина 1 состоит из основания станины 4, представляющего прямоугольную металлическую плиту с отверстиями по углам для крепления к палубе или к настилу надстройки, мостика. Станина устанавливается на судне так, что более длинная сторона направлена параллельно диаметральной плоскости судна. На носовой и кормовой сторонах основания станины 4 сверху укреплены поперечные стойки станины с подшипниками и откосом 5. Подшипники расположены в верхних частях стоек, а откосы в качестве вертикальных ребер жесткости укреплены по середине наружных сторон стоек. Между стойками станины с подшипниками и откосом 5 подвижно укреплена качающаяся платформа со стенками 2, состоящая из горизонтальной платформы 6, снабженной направленными вверх боковыми стенками платформы с подшипниками 7. Качание платформы в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, в плоскости бортовой (вокруг продольной оси) и килевой (вокруг поперечной оси) качек, обеспечивается коромыслом с двумя парами полуосей 3. Установленные на внешней стороне коромысла передняя и задняя полуоси укреплены в подшипниках передней и задней стоек станины с подшипниками 5, обеспечивая сохранение горизонтального положения коромысла 3 при бортовой качке. Боковые полуоси коромысла с двумя парами полуосей 3 укреплены в подшипниках стенок платформы с подшипниками 7, обеспечивая сохранение горизонтального положения платформы 7 при килевой качке. На платформу сверху устанавливается стабилизируемое устройство - антенный пост судовой навигационной РЛС в составе антенны и приемопередатчика (см. фиг. 5 и 6) или любой другой прибор, требующий стабилизации, например основной прибор гирокомпаса (см. фиг.8). В средней части плиты основания станины 4 сверху, между стойками станины с подшипниками и откосом 5 укреплен обрезиненный сверху ограничительный выступ 10. Он обеспечивает ограничение спереди, сзади и с боков углы поворота платформы 6 относительно станины 1 за счет упора соответствующих нижних поверхностей платформы в соответствующую поверхность ограничительного выступа 10. Основным условием правильного функционирования предлагаемого самостабилизирующегося устройства является выполнение требования по выбору размеров устройства, обеспечивающему расположение центра тяжести стабилизируемого устройства 11, совместно с платформой со стенками 2, ниже осей качания платформы 6 (см. фиг.5б). Функционирует самостабилизирующееся устройство следующим образом (см. фиг.5 и 6). В исходном положении (см. фиг.5), при отсутствии качки, платформа со стенками 2 с установленным на ней стабилизируемым устройством (например, антенным постом РЛС) 11, подвижно подвешенная на двух взаимно перпендикулярных осях коромысла 3 на станине 1, под действием силы земного притяжения масс платформы со стенками 2 и стабилизируемого устройства 11, центр тяжести которых находится в точке ЦТ (см. фиг.5б) и расположен ниже оси качания платформы 2-8 и оси качания коромысла с двумя парами полуосей 3-9, висит на полуосях коромысла 3. При наличии крена судна на угол 12 (см. фиг.6а), дифферента судна на угол 13 (см. фиг.6б) или одновременно крена и дифферента на указанные углы станина 1 накренится вместе с судном. Подвижная часть устройства, платформа со стенками 2 и установленное в ней стабилизируемое устройство 11, под действием силы земного притяжения сохранят свое положение в пространстве, обеспечивая стабилизацию стабилизируемого устройства 11, например антенного поста и диаграммы направленности антенны НРЛС в вертикальной плоскости. В крайнем положении по углу качки 12 или по углу дифферента 13 для данного устройства платформа своей нижней частью ляжет на ограничительный выступ 10. Дальнейшее относительное перемещение платформы 2 и станины 1 прекратится, предотвращая поломку устройства при еще больших углах крена. Прекратится и стабилизация стабилизируемого устройства, например антенного поста НРЛС. Функционирование НРЛС при больших, чем предусмотрено конструкцией устройства, углах крена будет обеспечиваться, как и у современных НРЛС, за счет широкой ДН в вертикальной плоскости. Для своевременной отработки антенным постом, являющимся в рассматриваемом случае физическим маятником, углов качки судна, период его собственных колебаний должен быть значительно меньше периода качки судна. Физическим маятником является абсолютно твердое тело, совершающее под действием силы тяжести колебания вокруг горизонтальной оси, проходящей через его центр тяжести (cм. Справочник по физике. Яворский Б.М., Детлаф А.А. М.: Наука, 1978 г.). Период колебаний физического маятника Т определяется соотношением

где J = m

m - масса физического маятника;
d - длина физического маятника;
g - ускорение силы тяжести. Если мы рассматриваем качание тела сложной формы, состоящего из n отдельных составляющих, момент инерции такого тела относительно оси качания J определяется как сумма произведений масс всех составляющих частей тела m[i] на квадраты их расстояний от той же оси r[i].

Аналогично для суммарной величины md такого тела справедливо равенство

Используем полученные выражения для определения периода колебаний качающихся деталей предлагаемой конструкции антенного поста судовой НРЛС. Принятые для расчетов данные, при изготовлении предлагаемого устройства из алюминия, приведены в табл. 7. Результаты расчетов, с использованием приведенных выражений и данных табл. 7, показывают, что период колебаний рассматриваемого физического маятника - универсального самостабилизирующегося устройства будет равен 1,4 с. Период бортовой качки морских судов, в зависимости от их размеров и конструкции корпуса, колеблется от 3 до 20+30 с (см. табл. 1, а также В.В. Ашин Проектирование судов. Л. : Судостроение, 1985 г.). Это в два и более раз превышает период колебаний предлагаемой в заявке качающейся части универсального самостабилизирующегося устройства, что исключает возможность возникновения побочных колебаний предлагаемого устройства с антенной НРЛС во время качки судна. На фиг.8 приведен чертеж самостабилизирующегося устройства для основного устройства гирокомпаса. Конструкция устройство аналогична устройству для антенного поста. Отличие состоит только в изменении геометрических размеров составных частей устройства, применительно к размерам и массе основного прибора гирокомпаса. Полная стабилизация основного прибора гирокомпаса обеспечивает устранение ошибок гирокомпаса, обусловленных качкой судна. Эти ошибки для отечественных гирокомпасов "Курс-3" и "Гиря" составляют



a = 2L


Полная ширина платформы (см. 6 на фиг.5а и 6а) должна быть несколько больше для обеспечения упора в ограничительный выступ станины устройства. Примем величину такой прибавки в 20 мм с каждой стороны. С учетом необходимой ширины платформы требуется определить также для каждого максимального угла крена расстояние (высоту) от оси качания платформы до вершины ограничителя Н. Эта величина может быть определена с использованием выражения

Необходимые значения указанных величин для устройства, в зависимости от заданных максимальных углов крена, приведены в табл. 8. Аналогичные расчеты могут быть выполнены для расширения углов стабилизации и по килевой качке. Данные табл. 8 показывают, что предлагаемое самостабилизирующееся устройство способно обеспечить стабилизацию в значительно больших пределах углов бортовой и килевой качки, чем получено при анализе качки судов (см. табл. 2 и 3). Необходимые углы стабилизации определяются выбором высоты стенок платформы с подшипниками 7, стоек станины с подшипниками и откосами 5, а также величины горизонтальных размеров платформы 6. Результаты оценочных расчетов для приведенных нами примеров показывают, что полученные величины вполне приемлемы для практического использования на судах. Таким образом, предлагаемое самостабилизирующееся устройство для антенных постов и приборов судовой радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) обеспечивает следующие преимущества. 1. Самостабилизацию по углам крена и дифферента судна антенного поста или прибора судовой радиоэлектронной аппаратуры в пределах заданных углов крена и дифферента. 2. Функционирование антенного поста или прибора судовой радиоэлектронной аппаратуры и при больших, чем обеспечено при самостабилизации углах крена. При этом качество функционирования будет соответствовать качеству, аналогичному существующим антенным постам или приборам РЭА, со смещением в сторону углов крена и дифферента на величину углов самостабилизации, обеспечиваемых предлагаемым устройством. 3. Предотвращение поломок устройства при больших углах крена. 4. Значительное повышение качества функционирования антенных постов и приборов РЭА. Это особенно важно для аварийно-спасательных судов, функционирование которых происходит, в основном, в условиях плохой погоды, при наличии малой видимости и большого волнения, а также для кораблей ВМФ, призванных действовать в любую погоду. 5. Возможность уменьшения ширины диаграммы направленности антенны HРЛС и повышения энергетического потенциала станции. Дополнительным преимуществом предлагаемого устройства является то, что оно может рассматриваться не как составная часть антенного поста или прибора РЭА, а как самостоятельный прибор стабилизации, не входящий в комплект поставки антенного поста или прибора радиоэлектронной аппаратуры. В этом случае покупатель - судовладелец, при наличии необходимости улучшения качества функционирования любого прибора РЭА, может приобрести отдельно необходимое устройство самостабилизации за отдельную плату. В заключение необходимо отметить, что предлагаемое самостабилизирующееся устройство для антенных постов и приборов судовой радиоэлектронной аппаратуры технически реализуемо, работоспособно и имеет значительные преимущества перед прототипом.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14PD4A - Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
(73) Новое наименование патентообладателя:
Открытое акционерное общество «Центральный научно-исследовательский институт «Курс» (RU)
Адрес для переписки:
105187, Москва, ул. Кирпичная, 34 а, ОАО «ЦНИИ «Курс»
Извещение опубликовано: 10.04.2009 БИ: 10/2009