Рельс транспортной системы юницкого
Изобретение относится к транспорту, в частности к транспортным системам эстакадного и подвесного типа, использующим рельсовую путевую структуру. Сущность изобретения: полый корпус 1 цилиндрической формы, внутри которого размещен предварительно напряженный продольный силовой элемент 2, а пространство между корпусом и наборным элементом заполнено наполнителем 3. Предварительно напряженный продольный силовой элемент 2 выполнен в виде нескольких канатов, распределенных по поперечному сечению рельса, а стенки корпуса выполнены замкнутыми. Возможны различные варианты распределения канатов по сечению рельсов и оптимальное соотношение площадей поперечного сечения корпуса рельса и канатов. Изобретение направлено на увеличение несущей способности рельса, используемого в транспортной системе. 7 з.п.ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к транспорту, в частности к транспортным системам эстакадного и подвесного типа, использующим рельсовую путевую структуру. Оно может быть использовано при создании скоростных дорог для больших городов и междугородных сообщений, в том числе в условиях сильно пересеченной местности, гор, пустынь, а также при построении межцеховых транспортных структур рассредоточенных производственных предприятий - как для многорельсовых, так и монорельсовых путей.
Известен рельс, используемый для перемещения по нему на колесах или роликах подвесных вагонеток и выполненный в виде полой стальной трубы цилиндрической формы (см. описание к патенту США 2997003, НКИ 104-93, 1961). Недостатком известного рельса является его малая несущая способность, приходящаяся на единицу собственного веса. Известна транспортная система, в которой используются рельсы в виде полых стальных цилиндрических труб, соединенных прямоугольной пластиной, проходящей внутри труб (см. описание к патенту США 5738016, НКИ 104-107, 1998). Указанная конструкция имеет более высокую устойчивость и несущую способность, но ее удельная несущая способность еще недостаточно высока. Наиболее близким к заявляемому по своей технической сущности и достигаемому результату является рельс, используемый в линейной транспортной системе Юницкого (см. описание к патенту РФ 2080268, В 61 В 5/02, 1997, фиг.8). Известный рельс содержит полый корпус цилиндрической формы, внутри которого размещен предварительно напряженный продольный силовой элемент, а пространство между корпусом рельса и силовым элементом заполнено наполнителем. Недостатком известного рельса является его недостаточно высокая несущая способность, вызванная неоптимальным месторасположением продольного силового элемента, и повышенная материалоемкость. Последнее обусловлено наличием явно выраженной головки рельса, соединяемой с разрезным корпусом. По указанным причинам и головка, и корпус рельса испытывают высокие изгибные напряжения, что вызывает необходимость в увеличении площади поперечного сечения и, как следствие, приводит к увеличению материалоемкости. Заявляемое изобретение направлено на увеличение несущей способности рельса, используемого в транспортной системе Юницкого. Указанный результат достигается тем, что в рельсе транспортной системы Юницкого, содержащем полый корпус цилиндрической формы, внутри которого размещен предварительно напряженный продольный силовой элемент, а пространство между корпусом и продольным силовым элементом заполнено наполнителем, предварительно напряженный продольный силовой элемент выполнен в виде нескольких канатов, прутьев или высокопрочных проволок, распределенных по поперечному сечению рельса, а стенки корпуса выполнены замкнутыми. Указанный результат достигается также тем, что канаты, прутья или высокопрочные проволоки размещены по всему внутреннему периметру корпуса рельса. Указанный результат достигается также тем, что канаты, прутья или высокопрочные проволоки размещены по дуге в верхнем и нижнем сегментах сечения корпуса рельса. Указанный результат достигается также тем, что канаты, прутья или высокопрочные проволоки размещены по хордам верхнего и нижнего сегментов сечения корпуса рельса. Указанный результат достигается также тем, что канаты, прутья или высокопрочные проволоки распределены по сторонам вписанного в сечение полости корпуса квадрата. Указанный результат достигается также тем, что число канатов, прутьев или высокопрочных проволок, размещенных по горизонтальным сторонам вписанного квадрата, больше, чем по вертикальным. Указанный результат достигается также тем, что суммарная площадь поперечных сечений канатов, прутьев или высокопрочных проволок и стенок корпуса рельса выбраны из следующего соотношения:
















раз меньшей (или наоборот:

чем площадь стенок корпуса рельса. При максимальном соотношении

и более будет значительной площадь каната (и, соответственно, повышенная материалоемкость рельса и анкерных опор, куда натягивается канат и рельс; соответственно - повышенная стоимость транспортной системы); это также приведет к возникновению значительных температурных изменений усилий в канате, что потребует возведения более мощных анкерных опор. Поскольку участок стенки корпуса рельса, взаимодействующий с колесами транспортных средств, подвергается износу, то в частных случаях реализации целесообразно выполнять его утолщенным. Сущность заявляемого рельса поясняется чертежами. На фиг.1 показано поперечное сечение рельса, реализуемого в наиболее общем виде; на фиг.2 показано поперечное сечение рельса с распределением канатов по периметру; на фиг. 3 показано поперечное сечение рельса с распределением канатов по дуге верхнего и нижнего сегментов; на фиг.4 показано поперечное сечение рельса с распределением канатов в горизонтальной плоскости в верхнем и нижнем сегменте; на фиг.5 показано поперечное сечение рельса с распределением канатов по сторонам квадрата, вписанного в сечение; на фиг.6 - поперечное сечение рельса с утолщенным участком стенки; на фиг.7 - поперечное сечение рельса с утолщением в виде соединенного с корпусом сегмента трубы большего диаметра; на фиг.8 - поперечное сечение рельса с составным цилиндрическим корпусом из двух секторов трубы, один из которых выполнен с более толстыми стенками. Рельс содержит полый корпус 1 цилиндрической формы, выполненный, например, из стали, внутри которого расположен предварительно напряженный продольный силовой элемент 2, выполненный, например, в виде стальных канатов, стального прутка (арматуры) или высокопрочной стальной проволоки (возможно различное их сочетание друг с другом). Пространство между стенками корпуса и канатами заполнено наполнителем 3, в качестве которого могут быть использованы известные материалы - вспененные полимеры, пенобетон, керамика, бетон и т.п. Этим же материалом может быть заполнено и пространство между проволоками или прутками продольного силового элемента 2, что в значительно степени позволяет увеличить его изгибную жесткость. Рельс может иметь, в зоне взаимодействия с колесом транспортного средства, утолщение 4 (фиг.6) либо иметь накладку 5 (фиг.7). Полый рельс 1 цилиндрической формы может быть как цельным (фиг.1-7), так и составным, из секторов 6 и 7 (фиг. 8), соединенных друг с другом известными способами, например сваркой. Сектор 6, взаимодействующий с колесом транспортного средства, выполнен утолщенным. Работа рельса не описывается, поскольку он не содержит движущихся узлов и деталей и используется в статике.
Формула изобретения

где Fп.э. - суммарная площадь поперечных сечений канатов, прутьев или высокопрочных проволок, мм2;
Fp - площадь поперечного сечения стенок полого рельса, мм2. 8. Рельс по п. 1, отличающийся тем, что участок стенки корпуса рельса, взаимодействующий с колесом транспортного средства, выполнен утолщенным.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8