Способ дистанционного управления скоростями и углами наведения артустановки и установка для его осуществления
Изобретение относится к военной технике, в частности к способам управления скоростями и углами наведения артустановок. Техническим результатом является повышение динамических и точностных характеристик артустановки. Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в способе управления скоростью и углами наведения артустановки путем коррекции функций переменных его, обусловленной введением в контур следящей системы обратной связи по скорости вращения оси артустановки, в следящую систему дополнительно вводят динамическую местную обратную связь по давлению, суммируют ее сигнал с сигналом обратной связи по скорости и, исходя из устойчивости гидропривода, определяют коэффициент ввода сигнала по давлению при постоянной времени Тд, вдвое меньшей по отношению к постоянной времени гидропривода Тгп. Задача также решается за счет того, что в установке, содержащей гидронасос, соединенный силовыми магистралями с гидромотором, регулятор, включающий датчики рассогласования, установленные на оси вращения артустановки, введены подключенные на вход гидромотора индуктивные датчики по давлению, а также по месту установки датчиков рассогласования упругокомпенсирующее устройство. Задача также решается за счет того, что упругокомпенсирующее устройство выполнено из двух скрепленных промежуточной крестовой втулкой неподвижных дисков с расположенными в пазах втулки выступами на поверхности диска. Причем выступы подпружинены по боковым торцам. 2 с. и 1 з.п.ф-лы, 14 ил.
Изобретение относится к военной технике, в частности к способам управления скоростями и углами наведения артустановок, и может быть использовано в следящих системах, работающих в более агрессивных внешних средах при повышенном уровне механических нагрузок, например в системах корабельных артустановок.
Известны способы управления скоростями и углами наведения артустановок путем коррекции следящей системы, обусловленной введением различных обратных связей (Машиностроительный гидропривод. Под ред. Прокофьева В.Н. - М.: Машиностроение, 1978, стр. 318, 367). Однако при коррекции, в частности, следящей системы с объемным гидроприводом введение обратной связи по скорости вращения оси вращения артустановки часто приводит к потере жесткости характеристик к моментным возмущениям в средне- и высокочастотной области воздействий, да и сам контур обратной связи по скорости неустойчив и вызывает достаточно низкочастотную вибрацию. Известна корабельная артустановка, содержащая следящую систему с объемным гидроприводом горизонтального и вертикального наведения, включающим каждый гидронасос, связанным через соответствующий редуктор с осью вращения артустановки, введенные в систему датчики рассогласования, датчики по скорости вращения артустановки (АК-630, АК-630М ТО Артиллерийские установки, Техническое описание, Инструкция по эксплуатации, стр. 87-95). Недостатком таких установок являются недостаточные точностные характеристики из-за больших кинематических погрешностей гидроприводов. Основной задачей изобретения является повышение динамических и точностных характеристик артустановки за счет повышения жесткости и демпфирования резонансных всплесков находящегося в контуре следящей системы колебательного звена, коим является гидропривод, с целью конкурентоспособности артустановки на мировом рынке. Другой технической задачей является в соответствии с этим способом создание работающих в условиях значительных моментных возмущений гидроприводов следящей системы с высокими точностными характеристиками кинематических связей механической передачи. Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в способе управления скоростью и углами наведения артустановки, содержащей следящую систему с объемным гидроприводом, путем коррекции функций переменных его, обусловленной введением в контур следящей системы обратной связи по скорости вращения оси артустановки, в следящую систему дополнительно вводят динамическую местную обратную связь по давлению, суммируют ее сигнал с сигналом обратной связи по скорости и, исходя из устойчивости гидропривода, определяют коэффициент ввода сигнала по давлению при постоянной времени Тд, вдвое меньшей по отношению к постоянной времени гидропривода Тгп. Решение поставленной задачи обеспечивается также тем, что артустановка, содержащая гидронасос, соединенный силовыми магистралями с гидромотором, регулятор, включающий датчики рассогласования, дополнительно снабжена подключенными на вход гидромотора индуктивными датчиками по давлению, а также по месту установки датчиков рассогласования упругокомпенсирующим устройством. Упругокомпенсирующее устройство выполнено из двух скрепленных промежуточной крестовой втулкой неподвижных дисков с расположенными в пазах втулки выступами на поверхности диска, причем выступы подпружинены по боковым торцам. Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена блок-схема артустановки; на фиг.2 - гидропривод; на фиг.3 - схема гидравлическая гидропривода; на фиг.4 - схема структурная гидропривода; на фиг.5 - схема редуктора горизонтального наведения; на фиг.6 - схема редуктора вертикального наведения; на фиг. 7 - схема установки датчика рассогласования; на фиг.8 - крестовая втулка; на фиг. 9 - диск упругокомпенсирующего элемента, в двух проекциях; на фиг. 10 - электрическая схема усилителя; на фиг.11 - структурное изображение математической модели гидропривода; на фиг.12 - характеристика моментной жесткости замкнутого гидропривода и слабой обратной связи по скорости вращения; на фиг.13 - график зависимости коэффициента затухания от постоянной времени; на фиг.14 - зависимость жесткой обратной связи по скорости от динамической обратной связи по давлению. Артустановка (АУ) 1 включает в себя вращающуюся 2 и качающуюся 3 части, которые обеспечивают наведение автомата 4 в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На вращающейся части артустановки расположены механизмы наведения - редуктор 5 горизонтального наведения, находящийся в зацеплении с погоном 6, и редуктор 7 вертикального наведения, находящийся в зацеплении с сектором люльки 8. На выходном валу 9 (фиг.5) коренной шестерни редуктора горизонтального наведения установлено безлюфтовое зубчатое зацепление 10 с передаточным отношением, при котором угол поворота его выходного вала 11 равен углу поворота погона, что позволяет избежать дополнительных напряжений кинематической связи в цепи редуктор - погон. Следящая система артустановки включает силовую часть и электронную. К силовым элементам следящей системы относятся два объемных гидропривода 12 горизонтального и вертикального наведения соответственно, расположенные на вращающейся части артустановки и управляемые независимо друг от друга от задающего устройства (ПУС) 13. ПУС (приборы управления системой) расположено вне установки и определяет перемещения командной оси 14 (неизмеряемая координата, фиг.4) вращения артустановки. Гидропривод горизонтального наведения идентичен гидроприводу вертикального наведения. Каждый гидропривод (фиг.2) составляется из приводного двигателя 15, гидронасоса (Н) 16 объемного регулирования аксиально-поршневого типа. Гидронасос относится к усилительной части следящей системы. Силовыми магистралями 17 трубопровода гидронасос связан с гидромотором (ГМ) 18, который относится к исполнительной части следящей системы. Выходной вал 19 его связан с редуктором поворота оси (регулируемой координаты) вращения артустановки 20 (горизонтальная ось 21 артустановки - ось погона для привода горизонтального наведения и вертикальная ось 22 - ось сектора люльки для привода вертикального наведения). В каждой силовой магистрали установлен предохранительный клапан 23 для ограничения максимального давления рабочей жидкости в одной из магистралей. Дистанционно насос управляется двухкаскадным механизмом управления 24 (типа сопло - заслонка - золотник) с магнитным электромеханическим преобразователем (ЭМ) 25 (фиг.3), преобразующим поток рабочей жидкости в движение гидромотора. Для выработки сигналов торможения на погоне 6 на предельных углах рабочей зоны по горизонтальному наведению (соответственно на секторе люльки упоры рабочей зоны по вертикальному наведению не показаны) установлены жесткие упоры 26. Электронная часть следящей системы включает станцию управления (СУ) 27, предназначенную для формирования угла поворота командной оси ПУС (





















Qгп - поток гидроприводов;
Кгп - коэффициент передачи;
Т - постоянная времени;





Частотные характеристики в области средних частот 1/Тд... 1/Тгп (Тгп - постоянная времени гидропривода), определяющие зависимость моментной жесткости замкнутого гидропривода при постоянной времени датчиков давления 41 Тд = 0,16 с и слабой обратной связи по скорости вращения вала гидромотора 18 (кривая 1 фиг.12), показали, что объемный гидропривод теряет одно из своих основных качеств - жесткость к моментным возмущениям (кривая 2 - характеристика разомкнутого гидропривода). Чтобы объемный гидропривод не потерял свои жесткостные характеристики к моментным возмущениям, проводили коррекцию жесткой скоростной отрицательной обратной связи Wск(Р), эффективность которой зависела бы от коэффициентов усиления обоих контуров Кскк (фиг.14, кривая 1 - без введения обратной связи по давлению, кривая 2 - введена обратная связь по давлению с дифференцирующим коэффициентом Кд/Кд мах). Кскк - суммарный коэффициент усиления по скоростному контуру, Кд мах - исходя из устойчивости гидропривода, максимальный коэффициент усиления обратной связи по давлению. Для снижения возможного отрицательного влияния обратной связи по давлению 40 в данной частотной области определяли зависимость жесткой скоростной обратной связи от сигналов динамической обратной связи по давлению, при этом постоянная времени Тд должна быть как можно меньше. При оценке влияния величины постоянной времени Тд на демпфирующие свойства обратной связи по давлению определяли эквивалентную передаточную функцию гидропривода, замкнутого обратной связью по давлению при Тк = Тн при пренебрежении малыми постоянными времени насоса по сравнению с Тгп и Тд

где


К2 - коэффициент пропорциональности;
Tэ,



Степень влияния коэффициента затухания гидропривода эквивалентной передаточной функции и значения Тд на устойчивость обратной связи по скорости вращения вала гидромотора представляется кривой 1 на фиг.13 при Тд = 0,066 с, кривой 2 - при Тд = 0,16 с. Коррекция системы по динамическому давлению определила, что демпфирующие свойства динамической обратной связи по давлению практически не зависят от постоянной времени Тд, что выполняется при 2Тгп = Тд, и при данной структуре коррекции некоторое уменьшение дифференцирующего коэффициента ввода динамической обратной связи по давлению (кривая 2 фиг.14) не ведет к значительному снижению добротности скоростного контура. Таким образом, для объемного гидропривода, работающего в условиях значительных моментных возмущений, величина постоянной времени корректирующего элемента в цепи обратной связи по давлению принимается Тд = 2 Тгп при коэффициенте ввода обратной связи по давлению Кд = 0,6 Кд мах (кривая 2, фиг.12). В скорректированной системе при полученных параметрах коэффициента усиления за счет получения гармонического закона изменения скорости и компенсирующей установки измерительных датчиков рассогласования увеличена точность контроля положения осей вращения артустановки по вертикальному и горизонтальному наведению до 3 т.д., 2 т.д.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14