Карданно-дифференциальный вариатор
Изобретение относится к машиностроению, станкостроению, к конструкции автоматических преобразователей крутящих моментов и передаточных отношений. Карданно-дифференциальный вариатор состоит из установленных в корпусе входного (1), выходного (16) валов с шестернями (2, 2' и 15, 15'), водила (20), блоков шестерен (13 и 14, 13' и 14') и двух карданных передач. Шестерни (3, 3') ведущих валов (4, 4') карданных передач зацеплены с шестернями (2, 2') входного вала. Ведущие валы (4,4') и ведомый вал (8) с шестерней (9) карданных передач соединены между собой двухшарнирными карданами ( 5 и 6, 5' и 6') и карданным валом (6) между ними. Ведущие валы (4 и 4') установлены в опорах корпуса и его перемычек с возможностью вращения и осевого перемещения. Ведомый вал (8) установлен на коромысле (11), соединенном с водилом (20). Водило (20) установлено в опорах перемычек корпуса. Центральная шестерня сателлитного вала (19) водила (20) зацеплена с шестерней (9) ведомого вала, а концевые шестерни (12, 12') через блоки шестерен (13 и 14, 13' и 14') соединены с шестернями (15, 15') выходного вала (16). Технический результат: расширение диапазона передаточных отношений и уменьшение трудоемкости и материалоемкости в изготовлении. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к транспортному станкостроению, а именно к конструкции устройств для обеспечения автоматического соответствия приводного крутящего момента действующим на исполнительный орган изделия нагрузкам.
В технике известны бесступенчатые коробки передач (пат. РФ 2097215, В 60 К 17/16 за 1997 г.) или автоматические коробки передач, содержащие двухрядные планетарные передачи, гидротрансформатор с планетарными и шестеренчатыми узлами (пат. РФ 2111870, В 60 К 17/10 за 1998 г.). По а. с. СССР 968549, F 16 H 29/04 за 1982 г. известен импульсный вариатор, преобразующий крутящий момент посредством изменения эксцентриситета механизма, содержащего коромысла, водила, кинематически связанные с входным и выходным валами вариатора. Известны также импульсные вариаторы скорости, содержащие цепи с двойными универсальными карданными шарнирами, см. а.с. СССР 320658 и 540091, F 16 Н 29/16 за 1964 и 1975 гг. соответственно. Недостатками известных решений является низкая технологичность изготовления на этапе сборки изделия, большая материало-и трудоемкость с низкой надежностью вариаторов в эксплуатации. Эти механизмы имеют малую нагрузочную способность и не имеют автоматического обеспечения соответствия крутящего приводного момента нагрузке на выходном валу и передаточного отношения. Наиболее близким по технической сути к заявляемому решению является импульсный вариатор скорости, содержащий установленные в корпусе входной и выходной валы, двухступенчатую планетарную передачу с центральным колесом второй ступени на ведомом валу и водилом на входном валу, кинематически связанных посредством цепей с двойными универсальными карданными шарнирами, описанным в а. с. СССР 815374, F 16 Н 29/16, 3/56 за 1981 г. Он имеет две карданные цепи, каждая из которых имеет возможность радиального перемещения входного конца цепей с осевым смещением в ограниченном интервале элементов кинематической связи и механизм регулирования передаточного отношения механическим воздействием оператора. Данное решение исключает некоторые недостатки известных решений (сложность конструкции, большие материало-и трудоемкость изготовления), но имеет при этом недостаточный интервал регулирования передаточных отношений, отсутствие автоматического регулирования его и крутящего момента. Изобретение решает задачу бесступенчатого обеспечения соответствия приводного крутящего момента и передаточных отношений эксплуатационным нагрузкам в широком их диапазоне с одновременным уменьшением трудоемкости и материалоемкости изготовления и надежности вариатора в эксплуатации. Сущность изобретения состоит в том, что карданно-дифференциальный вариатор, содержащий корпус, установленные в нем входной и выходной валы, шестеренчатые передачи и две карданные передачи, имеющие возможность смещения в ограниченном интервале перемещений, в том числе осевых, выполнен с двумя перемычками в корпусе с опорами, с блоками шестерен и водилом на каждой, сателлитный вал водила имеет центральную шестерню в середине вала и концевые шестерни на концах его, карданные передачи выполнены из ведущих валов с шестернями, размещенными в опорах стенок корпуса и его перемычках с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с шестернями входного вала, ведомого вала с шестерней, соединенного с ведущими валами двухшарнирными карданами с карданным валом между ними и установленного на свободном конце коромысла, другой конец которого шарнирно установлен на сателлитном валу и соединен пружиной с водилом, а шестерня ведомого вала зацеплена с центральной шестерней сателлитного вала, концевые шестерни которого зацеплены с малыми шестернями блоков шестерен, большие шестерни которых зацеплены с шестернями выходного вала, при этом зубчатые венцы шестерен входного вала выполнены с шириной, обеспечивающей зацепление их с шестернями ведущих валов карданных передач на всем интервале их перемещения в опорах. Карданные передачи вариатора установлены в корпусе и водиле с разворотом на угол 90o относительно друг друга. Карданно-дифференциальный вариатор снабжен вторым водилом с коромыслом и карданными передачами, смещенными в окружном направлении на 45o. Карданно-дифференциальный вариатор может быть снабжен карданными цепями с использованием карданов любого вида гомокинетических сочленений (Spiecer, Rzeppa, Viess и пр.), а также их усовершенствования. Выполнение КДВ с механизмом разделения приводного крутящего момента на импульсы или моменты управляемого углом В плечевого и радиального позволяет осуществлять передачу их на выходной вал вариатора с учетом суммирования и дифференцирования нагрузки на вал, центробежных сил коромысла и сил упругости пружины с соответствующим передаточным отношением обеспечивает выполнение решения поставленной задачи - расширения диапазона автоматического регулирования момента и скорости вращения исполнительного органа изделия в интервале значении передаточного отношения 1-10. На фиг. 1 изображена кинематическая схема одинарного карданно-дифференциального вариатора (вид в плане); на фиг.2 - вид слева на водило; на фиг.4 - вид сверху на часть водила в статическом положении вариатора (при отсутствии нагрузки на выходном валу 16); на фиг.3, 5 - то же, в процессе работы вариатора в момент минимального угла отклонения карданных валов от оси карданной цепи; на фиг.6 - графики соотношения радиальных и плечевых моментов в положении карданной цепи, изображенном на фиг.2, 4; на фиг.7 - то же, для положения карданной цепи в положении фиг.3, 5; на фиг.8 - график генерации импульсов плечевого момента из приводного и их регенерации и суммирования в общий плечевой момент; на фиг.9 - график суммарного плечевого момента в двойном вариаторе. Карданно-дифференциальный вариатор состоит из установленного в корпусе входного вала 1 (фиг. 1) с шестернями 2, 2', имеющими зубчатый венец с шириной (длиной зуба), равной осевому перемещению валов 4, 4' с жестко закрепленными на них шестернями 3, 3' соответственно. Ведущие карданные валы 4, 4' соединены двухшарнирными карданами 5, 5' и 7, 7' с валами карданными 6, 6' и ведомым 8 с шестерней 9 в середине, взаимодействующей с центральной шестерней 10 сателлитного вала. Установлен вал 8 на свободном конце коромысла 11, другой конец его шарнирно установлен на сателлитном валу, имеющем сателлитные шестерни 12, 12', взаимодействующие с шестернями 13, 13' блоков шестерен, шестерни 14, 14' которых взаимодействуют с шестернями 15, 15' выходного вала 16. Упомянутые блоки шестерен размещены на соответствующих опорах 17 перемычек корпуса, в полости опор установлены валы 4, 4' с возможностью вращения в них и осевого перемещения, как и в опорах 18 стенок корпуса. Вал 19 сателлитных шестерен 12, 12' установлен и зафиксирован от осевых перемещений в боковых стенках водила 20, также зафиксированного от осевого смещения на опорах 17 перемычек корпуса. Зафиксированы от осевых перемещений коромысло 11 на валу 19, вал 8 в коромысле 11, соединенном пружиной 21 со стенкой водила 20. Работает карданно-дифференциальный вариатор следующим образом. Вращающий момент от привода с входного вала 1 через пары шестерен 2-3, 2'-3' передается на карданную цепь 4-8, 4'-8'. Поскольку перед включением машины механизмы трансмиссии ее были разгружены, коромысло 11 с шестерней 9 пружиной 21 притянуто /смещено/ к стенке водила 20. Угол








Формула изобретения
1. Карданно-дифференциальный вариатор, содержащий корпус, установленные в нем входной и выходной валы, шестеренчатые передачи и две карданные передачи, имеющие возможность смещения в ограниченном интервале перемещений, в том числе осевых, отличающийся тем, что корпус имеет две перемычки с опорами, и на каждой опоре установлен блок шестерен и водило, сателлитный вал водила имеет центральную шестерню в середине вала и концевые шестерни, карданные передачи выполнены из ведущих валов с шестернями, размещенными в опорах стенок корпуса и его перемычек с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с шестернями входного вала, и ведомого вала с шестерней, соединенного с ведущими валами двухшарнирными карданами с карданным валом между ними и установленного на свободном конце коромысла, другой конец которого шарнирно установлен на сателлитном валу и соединен пружиной с водилом, а шестерня ведомого вала зацеплена с центральной шестерней сателлитного вала, концевые шестерни которого зацеплены с малыми шестернями блоков шестерен, большие шестерни которых зацеплены с шестернями выходного вала, при этом зубчатые венцы шестерен входного вала выполнены с шириной, обеспечивающей зацепление их с шестернями ведущих валов карданных передач на всем интервале их перемещения в опорах. 2. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что карданные передачи его установлены развернутыми на угол 90o относительно друг друга. 3. Вариатор по п.1 или 2, отличающийся тем, что он снабжен вторым водилом с коромыслом и карданными передачами, смещенными в окружном направлении на угол 45o относительно друг друга.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9