Состав для изоляционного покрытия и ремонта подземных трубопроводов
Изобретение относится к составам для изоляции металлических сооружений, преимущественно подземных трубопроводов, на основе битума с добавлением органических, полимерных, минеральных компонентов и растворителей и может быть использовано для защиты и ремонта изоляционных покрытий металлических подземных трубопроводов. Задача, решаемая изобретением, заключается в повышении эксплуатационных характеристик изоляционного покрытия. Состав для ремонта изоляционного покрытия подземного трубопровода содержит следующие компоненты, мас. %: высокоплавкий нефтяной битум 36,4-40,0, асфальт деасфальтизации нефтяных остатков бутаном и бензином 3,0-4,0, нефтеполимерная смола 4,4-9,1, ингибитор коррозии ИКБ-2-2 2,0-4,0, минеральный наполнитель (отход каталитического крекинга) 3,0-5,0, растворитель (ксилол или нефрас Ар 120/200) 43,5-45,5. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к составам для изоляции металлических сооружений, преимущественно подземных трубопроводов, на основе битума с добавлением органических, полимерных, минеральных компонентов и растворителей и может быть использовано для защиты и ремонта изоляционных покрытий металлических подземных трубопроводов.
Для изоляции трубопроводов широко применяют битумно-резиновую мастику, состоящую из нефтяного битума (или смеси битумов), наполнителя и пластификатора, предназначенную для изоляции подземных стальных трубопроводов и других сооружений с целью защиты их от почвенной коррозии. При приготовлении битумной мастики битум расплавляют и обезвоживают (до прекращения вспенивания), а затем температуру его доводят до 160-180oС и небольшими порциями добавляют в котел дробленую резиновую крошку. Массу непрерывно перемешивают. Пластифицирующие добавки вводят в конце варки. [ГОСТ 15836-79. Мастика битумно-резиновая изоляционная.] Однако данные битумные мастики необходимо перед нанесением на место изоляции разогревать до температуры выше 100-120oС. Наиболее близким по технической сущности и по назначению является состав для изоляционного покрытия трубопровода, включающий битум и добавки: смолу пиролиза нефтепродуктов, кубовый остаток производства


Вышеуказанная нефтеполимерная смола - 4,4-9,1
Асфальт деасфальтизации нефтяных остатков бутаном и бензином с температурой размягчения по КиШ 125-165oС - 3,0-4,0
Ингибитор коррозии ИКБ-2-2 - 2,0-4,0
Минеральный наполнитель - отход каталитического крекинга - 3,0-5,0
Растворитель - 43,5-45,5
В качестве высокоплавкого нефтяного битума был использован битум нефтяной хрупкий по ГОСТ 21822-87 марки Г с температурой размягчения по КиШ 125-135oС. Нефтеполимерная смола имеет температуру размягчения по КиШ 78-85oС. Асфальт деасфальтизации гудрона бутаном и бензином в соотношении 0-7:10 имеет температуру размягчения по КиШ 125-165oС. В качестве ингибитора коррозии используют нефтерастворимый ингибитор ИКБ-2-2, предназначенный для защиты аппаратов и оборудования от коррозии, происходящей под воздействием нефти, рассолов, водных конденсатов, и который производится по ТУ 38.0186-79. В качестве минерального наполнителя применяют отход каталитического крекинга - отработанный алюмосиликатный катализатор. Растворителем является ксилол или нефрас Ар-120/200 по ТУ 38.10189-80. Содержание компонентов составов и эксплуатационные характеристики изоляционных покрытий на основе полученных составов приведены в таблице 1 и 2 соответственно. Состав готовят следующим образом. В смеситель вводят растворитель ксилол 44,5 мас. %, затем постепенно добавляют битум 39,8 мас.% и нефтеполимерную смолу 4,7 мас.%, постоянно мешая до однородности, затем добавляют ингибитор коррозии ИКБ-2-2 4,0 мас.%, асфальт деасфальтизации 4,0 мас.% и минеральный наполнитель 3,0 мас.% при дальнейшем перемешивании. Получается гладкая текучая масса с условной вязкостью по ВЗ-4 при 20oС (ГОСТ 8420-74) 150-300 с. Согласно этой технологии были приготовлены составы с различным содержанием компонентов по примерам 1-7 (см. таблицу 1). Для сравнения был получен состав по прототипу: 40,2 мас.% смолы пиролиза, 2,6 мас. % кубового остатка






Формула изобретения
Высокоплавкий нефтяной битум - 36,4-40,0
Вышеуказанная нефтеполимерная смола - 4,4-9,1
Асфальт деасфальтизации нефтяных остатков бутаном и бензином - 3,0-4,0
Ингибитор коррозии ИКБ-2-2 - 2,0-4,0
Вышеуказанный минеральный наполнитель - 3,0-5,0
Растворитель - 43,5-45,5
2. Состав по п.1, отличающийся тем, что в качестве растворителя он содержит ксилол или нефрас Ар 120/200.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2