Способ пневматического транспортирования порошкообразного окислителя с добавками
Изобретение относится к области пневматического транспортирования сыпучих материалов, в том числе и порошкообразных пожаро- и взрывоопасных смесей, а именно к способу пневматического транспортирования порошкообразного окислителя с добавками. Указанный способ включает в себя выгрузку порошкообразного окислителя с добавками из контейнера, подачу упомянутого окислителя в аэрокамеру для приведения его в псевдоожиженное состояние, транспортирование его по трубопроводу воздухом, осаждение в разгрузителе и улавливание частиц этого окислителя. Выгрузку из контейнера порошкообразного окислителя с добавками осуществляют после разрушения сводов при вибрации, упомянутый окислитель пропускают через виброрешетку, протирают на протирочном барабане и приводят в псевдоожиженное состояние путем использования пористой перегородки, которой снабжают упомянутую аэрокамеру, при подаче через окислитель сжатого осушенного воздуха с влагосодержанием не более 0,8 г/м3 и регулируемыми температурой и давлением, а частицы этого окислителя улавливают в циклоне и непрерывно возвращают и смешивают с поступающим и осаждаемым в разгрузителе потоком упомянутого окислителя. Изобретение обеспечивает осуществление пневмотранспортирования без изменения гранулометрического состава и физико-химических свойств сыпучего материала. 6 з.п.ф-лы, 2 ил., 2 табл.
Изобретение относится к области пневматического транспортирования сыпучих материалов, в том числе и порошкообразных пожаро- и взрывоопасных смесей.
Пневматическое транспортирование благодаря ряду преимуществ по сравнению с другими видами транспортирования сыпучих материалов широко применяется в различных отраслях промышленности. Пневматическое транспортирование нашло применение как безопасный и простой способ, при межфазной и межоперационной передаче пожаро- и взрывоопасных смесей в производстве смесевого твердого ракетного топлива. Подробное описание применяемых схем, основных узлов пневмотранспортных установок и расчета параметров пневматического транспортирования сыпучих материалов дано в книге В.А.Успенского "Пневматический транспорт", Металлургиздат, 1959 г. Близкие элементы к заявляемому объекту содержатся в пневматической установке комбинированной системы, стр.10,11. Однако известные способы и устройства пневматического транспортирования сыпучих материалов не в полной мере удовлетворяют требованиям при использовании их для порошкообразного окислителя с добавками (ПОД) в производстве смесевого твердого ракетного топлива (СТРТ). Так, в устройстве, описанном в SU 117964 А и принятом в качестве прототипа, отсутствует предварительная подготовка транспортируемого порошка, необходимая для лучшей аэрации с воздухом и обязательная для склонных к слеживанию материалов. Для выполнения этих задач в существующих способах необходимо дополнительно предусмотреть определенные технические решения. В качестве окислителя при изготовлении СТРТ в основном применяется порошкообразный перхлорат аммония. Причем он используется в виде смеси нескольких фракций для обеспечения максимальной упаковки частиц. Перхлорат аммония, особенно его мелкие частицы, способны активно адсорбировать влагу из окружающей среды. Это свойство приводит к слеживанию и агрегированию частиц с последующим изменением первоначального их размера. Ввиду склонности к слеживанию и агрегированию частиц, в особенности мелких фракций, для предотвращения этих явлений проводится обработка гидрофобными агентами или вводятся порошкообразные добавки (аэросил, фосфат кальция). В ряде случаев в состав окислителя вносятся в небольшом количестве добавки специального назначения, например порошкообразные отвердители. При изготовлении СТРТ предъявляются определенные требования по реологическим свойствам топливной массы, по физико-химическим и баллистическим характеристикам готовой продукции, которые в свою очередь зависят от гранулометрического состава и физико-химических свойств ПОД. Для изготовления СТРТ, отвечающего заданным требованиям, необходимо обеспечить в процессе пневматического транспортирования сохранность первоначальных свойств по всему комплексу характеристик (гранулометрическому составу, влажности, сыпучести, содержанию компонентов). Известны следующие типы применяемых пневмотранспортных установок: напорные, всасывающие и комбинированные. В напорных установках подача материала в транспортный трубопровод производится камерными насосами вихревого типа с тагенциальными соплами. Основным недостатком напорных установок является неравномерное и неуправляемое поступление материала из камерного насоса в трубопровод в течение одного цикла и между циклами работы насоса, вызываемое переменным уровнем материала в насосе и непостоянством его поступления. Вследствие этого транспортирование ведется неравномерными порциями и концентрацией материала в воздухе, что приводит к значительному и нестабильному измельчению его крупных частиц, т. е. к нарушению исходного гранулометрического состава. Увеличение способности к измельчению частиц порошкообразного материала при уменьшении концентрации в воздухе общеизвестно. Повышенный расход воздуха увеличивает унос мелких частиц материала из пылеулавливающих устройств в разгрузителе, а также нарушает исходный гранулометрический состав. Кроме того, в этом случае имеет место нарушение компонентного состава из-за уноса некоторой части добавок. Недостатками напорных установок являются также и пыление, сложность их герметизации, громоздкость, сложность организации управления при дистанционном ведении процесса в случае применения для взрывоопасных материалов. Во всасывающихся пневмотранспортных установках подача материала в трубопровод осуществляется управляемым вручную соплом, что представляет опасность при работе с взрывоопасными веществами. В некоторых случаях используются стационарные сопла и механизированная подача материала. Недостатком всасывающих систем является ведение процесса при малых концентрациях материала и возможность их использования только для передачи на сравнительно малые расстояния. Основной движущей силой при пневмотранспортировке является перепад давления в начале и конце трубопровода. Всасывающие насосы и всасывающая полость воздуходувных машин создают максимальный вакуум 95%, т.е. максимальная разность между атмосферой и всасывающей полостью их составляет 0,095 МПа (0,95 кг/см2), что ограничивает возможность транспортирования материала в плотном слое. Преимуществом всасывающего пневмотранспорта с применением водокольцевых вакуум-насосов является возможность обеспечения безопасных условий эксплуатации, т.к. исключает попадание взрывоопасной сухой пыли в движущиеся механизмы. Для обеспечения пневмотранспортировки ПОД с повышенной концентрацией и безопасных условий эксплуатации целесообразно применение напорно-всасывающего принципа. При этом должно быть предусмотрено поддержание напорно-всасывающих параметров воздуха в определенных пределах. В известных пневмотранспортных установках энергоносителем является атмосферный воздух, влагосодержание в котором может достигать до 15 г/м3. Исследования показывают, что даже кратковременный контакт ПОД с воздухом, содержащим более 3 г/м3 водяных паров, приводит к адсорбированию их поверхностью частиц с последующим слеживанием, потерей сыпучести и отрицательному влиянию на реологические свойства топливной массы СТРТ. Это обстоятельство требует применения дополнительных мер по защите ПОД от увлажнения. Технической задачей предлагаемого изобретения является использование способа пневматического транспортирования сыпучих материалов, включающих подачу и транспортировку по трубопроводу воздушным потоком, осаждением в осадителе (разгрузителе) и циклонах, уловом в фильтре для порошкообразного окислителя с добавками без изменения его гранулометрического состава и физико-химических свойств (исключение увлажнения и уноса компонентов). Технический результат достигается транспортировкой ПОД с высокой концентрацией за счет создания условий равномерного питания трубопровода, подачи и отсоса осушенного сжатого воздуха с требуемыми параметрами, возврата дополнительно уловленных в циклоне частиц в разгрузитель в перетранспортированный поток. В процессе пневмотранспортировки имеет место трение частиц о стенки трубопровода, удар в искривленных участках, перемещение в осевом направлении и по сечению. При этих механических воздействиях возможно измельчение частиц. Наибольшие механические воздействия, соответственно измельчение происходят при низких концентрациях материала в воздухе, когда частицы имеют наибольшую подвижность. При пневмотранспортировке с высокой концентрацией материала в так называемом плотном слое измельчение практически отсутствует. Таким образом для сохранения гранулометрического состава в процессе пневмотранспортировки необходимо обеспечить высокую концентрацию и ее постоянство. Устойчивый режим пневмотранспортировки может быть достигнут только, когда каждая частица окружена воздухом. Если в материале будут присутствовать агломерированные частицы, комки, то они приведут к образованию перекатов, завалов с закупоркой трубопроводов. Для их устранения потребуется изменение параметров воздуха, приводящих к нежелательному измельчению частиц. Устойчивый режим пневмотранспортировки во многом определяется состоянием транспортируемого материала. Равномерное питание трубопровода обеспечивается при нахождении материала в псевдоожиженном состоянии, т. е. в состоянии насыщения воздухом, когда порошкообразный материал во многом приобретает свойство жидкости. В ином состоянии затрудняется равномерное поступление в трубопровод, соответственно и пневмотранспортировка, особенно на начальном участке, где скорость воздуха минимальна и имеет место потеря энергии на разгон частиц. При отсутствии псевдоожиженного материала для пневмотранспортировки потребуется снижение концентрации, что приведет к нарушению гранулометрического состава и повышению уноса компонентов. ПОД, как указывалось выше, по своим физическим свойствам склонен к агрегированию частиц и комкованию. Поэтому для создания условий пневмотранспортировки с высокой концентрацией необходимо проведение определенных операций. ПОД после изготовления хранится в контейнерах и поступает в них на фазу изготовления СТРТ. В процессе хранения в местах контакта частиц возникают определенные силы, приводящие к сводообразованию с потерей подвижности. Поэтому при выгрузке ПОД из контейнера требуется механическое разрушение свода с последующим вибрационным воздействием. В выгруженном из контейнера ПОД после разрушения свода имеются комки, которые необходимо разрушить. Эта операция может быть осуществлена путем вибропросейки через решетку. Дальнейшее разрушение связей между частицами может быть реализовано при приложении дополнительных механических усилий, что может быть выполнено только при механической протирке через решетчатое полотно с отверстиями диаметром не более 5 мм. Протертый ПОД поступает в аэрокамеру на пористую перегородку. Перевод протертого ПОД в псевдоожиженное состояние возможен при подаче через пористую перегородку и слой ПОД сжатого воздуха, который одновременно служит транспортирующей средой при поступлении в трубопровод и транспортировании по нему. Увеличение перепада давления по длине трубопровода при применении всасывающей системы более 0,95 МПа (0,095 кгс/см2) с увеличением концентрации транспортируемого ПОД, которое необходимо для исключения измельчения и уменьшения уноса компонентов, может быть достигнуто подачей сжатого воздуха на начальном участке трубопровода перед зоной загрузки в него ПОД. Наиболее приемлемым вариантом, как показали экспериментальные проверки, является поддержание давления на входе в трубопровод в пределах от 0,07 до -0,02 МПа (от 0,7 до -0,2 кгс/см2). Ограничение по верхнему пределу обусловлено тем, что при давлении более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) имеет место пыление через герметизирующий питатель и затрудняется поступление ПОД через него в аэрокамеру. Большая величина, чем -0,02 МПа (-0,2 кгс/см2) вакуума, приводит к снижению концентрации при пневмотранспортировке, способствующей измельчению крупных частиц и большему уносу компонентов с нарушением химического состава. При вышеперечисленных предельных параметрах основной режим пневмотранспортировки ПОД находится в пределах 0,05-0 МПа (0,5-0 кгс/см2). Превышение этих величин на 0,02 МПа (0,2 кгс/см2) и -0,02 МПа (-0,2 кгс/см2) имеет кратковременный характер в начале и конце пневмотранспортирования. Устойчивый режим пневмотранспортирования, заключающийся в сохранении гранулометрического состава и физико-химических свойств ПОД, может быть обеспечен только при постоянном расходе транспортирующего воздуха, который в свою очередь зависит также от работоспособности вакуум-насоса и подсоса воздуха в систему из окружающей среды. При реализации способа используют вакуум-насос, который является побудителем тяги. Работоспособность вакуум-насоса определяют по уровню достигаемого вакуума при заглушенной всасывающей линии его. Исходя из опыта эксплуатации, за удовлетворительную работоспособность вакуум-насоса по этому параметру можно считать обеспечение вакуума не ниже -0,093 МПа (-0,93 кгс/см2). Поэтому перед пуском пневмотранспортной установки в эксплуатацию обеспечивают вакуум перед упомянутым вакуум-насосом при заглушенной его всасывающей линии не ниже -0,093 МПа (-0,93 кгс/см2). Неотъемлемой частью пневмотранспортных установок являются осадитель, пылеуловитель, фильтр, которые соединены между собой воздуховодами и требуют тщательной герметизации с целью исключения подсоса из окружающей среды. Для большей надежности необходимо установить контрольный параметр. Таким параметром может служить вакуум перед вакуум-насосом при заглушенной входной части транспортного трубопровода, характеризующий герметичность всей системы. Стабильный режим пневмотранспортировки, сохраняющий гранулометрический состав и физико-химические свойства ПОД, обеспечивается в случае получения вакуума у вакуум-насоса при проверке герметичности всей системы не ниже -0,08 МПа (-0,8 кгс/см2). Для исключения сорбирования влаги ПОД из окружающей среды необходимо обеспечить в процессе его переработки контакт с осушенным воздухом. Поэтому для пневмотранспортирования необходимо подавать сжатый осушенный воздух с влагосодержанием не более 0,8 г/м3, который обеспечивают компрессорной установкой, снабженной осушителем. Эта норма гарантирует отсутствие конденсации влаги при температуре до -20oС. В период между транспортировками, т.е. при неработающем вакуум-насосе и отсутствии подачи воздуха, может иметь место движение водяных паров из мокрого фильтра в пневмотранспортную систему. Это может привести к заполнению системы влажным воздухом вплоть до конденсации влаги в трубопроводе при соответствующих условиях - при низких температурах на улице. Этот фактор может быть исключен закрытием линии перед мокрым фильтром и водокольцевыми вакуум-насосами путем установки автоматически закрываемых клапанов. После пневмотранспортировки ПОД перед отключением вакуум-насоса из-за сопротивления системы в ней сохраняется вакуум, величина которого убывает по линии от вакуум-насоса к начальному участку трубопровода. Например, в осадителе (разгрузителе) вакуум составляет от -0,03 до -0,04 МПа ( от -0,3 до -0,4 кгс/см2). При отключении вакуум-насоса вакуум у насоса падает быстрее, чем в осадителе (разгрузителе). По этой причине объем осадителя (разгрузителя) самопроизвольно заполняется влажным воздухом из мокрого фильтра, а также через неплотности системы. Влияние этого фактора можно избежать, если перед остановкой вакуум-насоса в систему подавать по дополнительной линии сжатый воздух, с обеспечением давления и вакуума в осадителе (разгрузителе) в пределах (от 0,002 до -0,012) МПа, т.е. (от 0,02 до -0,12) кгс/см2. Давление выше 0,002 МПа (0,02 кгс/см2) приводит к пылению через неплотности герметизирующего затвора и, как следствие, к нарушению работы дозирующего устройства, расположенного под питателем. Этот уровень можно ограничить установкой обратного клапана на линии отвода воздуха из разгрузителя. Нижний предел по вакууму ограничен необходимостью уменьшения подсоса воздуха из помещения. После отключения вакуум-насоса при подаче дополнительного воздуха на входе в трубопровод одновременно происходит снижение вакуума во всей системе, в том числе и перед вакуум-насосом, что исключает, как показали экспериментальные данные, обратный ход потока воздуха. Данные по нескольким пневмотранспортным линиям приведены ниже в табл.1. Как видно из данных таблицы, вакуум падает до "0" быстрее в разгрузителе, чем у вакуум-насоса. При этом вакуум у вакуум-насоса должен быть не выше -0,03 МПа (-0,3 кгс/см2). Адсорбция влаги ПОД начинается при контакте с воздухом в условиях относительной влажности 60% и более. Поэтому на фазе подготовки и переработки ПОД в производственных условиях при непосредственном контакте с окружающим воздухом заданы относительная влажность воздуха не более 60% и температура в пределах 15-35oС. При пневмотранспортировке ПОД с подачей сжатого осушенного воздуха с влагосодержанием 0,8 г/м3 при указанных температурах относительная влажность будет в пределах 2-8%. В разгрузителе влагосодержание и относительная влажность повысятся за счет подсоса из помещения. В рабочем режиме при максимально возможном подсосе 20% из помещения влагосодержание составит: 0,80,8+0,213=0,64+2,6=3,24 г/м3, где 0,8 и 13 г/м3 - влагосодержание в сжатом осушенном воздухе и помещении (максимально зафиксированное значение); 0,8 и 0,2 - доля сжатого осушенного воздуха и воздуха, подсасываемого из помещения в разгрузитель. При температуре в пределах 15-35oС относительная влажность воздуха в разгрузителе будет в пределах 8-32%. Теплоизолированный трубопровод между зданиями проходит по улице, поэтому в зимних условиях происходит охлаждение воздуха в трубопроводе. Замеры температуры воздуха на выходе из трубы показали понижение его до -30oС при температуре воздуха на улице -40oС, это приводит к повышению относительной влажности. При этом температура ПОД снижается на 3oС. При охлаждении сжатого осушенного воздуха до -30oС температура в разгрузителе будет в пределах: 0,8(-30)+0,2(15 - 35) = -21 - (-17oС). При максимальной температуре -21oС влагосодержание в воздухе составит около 1 г/м3. Избыточное количество влаги 3,24-1,0=2,24 г/м3 выпадает в конденсат, что не допустимо. Допустимая относительная влажность не более 60% при влагосодержании 3,24 г/м3 обеспечивается при температуре воздуха в разгрузителе 3oС. Эта температура воздуха в разгрузителе будет при 20% подсосе воздуха из помещения с температурой на нижнем допустимом уровне 15oС, если температура сжатого осушенного воздуха в конце трубопровода составит не ниже: 0,215+0,8tx=3 где tx - температура воздуха на выходе из трубопровода. Таким образом, для исключения сорбции влаги ПОД необходимо обеспечить температуру воздуха на выходе из трубопровода не ниже 0oС. Повышение температуры воздуха на входе из трубопровода от -30 до 0oС может быть достигнуто путем подачи горячего воздуха. Для оценки необходимого уровня температуры экспериментально-расчетным путем определен коэффициент теплопередачи между воздухом на улице и в трубопроводе, который составил для разных линий в пределах 0,5-0,9 ккал/м2минoС. По коэффициенту теплопередачи, геометрическим размерам трубопровода и параметрам воздуха по известной формуле теплопередачи легко определить температуру воздуха, с которой необходимо подавать его в трубопровод, чтобы на выходе она была не ниже 0oС. Для удобства настройки температурного режима можно построить графическую зависимость температуры воздуха, подаваемого в трубопровод, от температуры наружного воздуха. Пример для одной из установок приведен на фиг.1. Технологический процесс пневматического транспортирования порошкообразного окислителя с добавками приведен на фиг.2. ПОД поступает в контейнер 2. При помощи разгрузочного устройства 1 производят разрушение свода ПОД в контейнере. Выгрузке ПОД из контейнера способствует вибрация, побуждаемая вибратором. Разрушение комков осуществляют путем просейки на виброрешетке 3 и протирки в протирочном барабане 6. Для непрерывной подачи ПОД из загрузителя 4 в протирочный аппарат служит питатель с гибкими лопастями 5. Поступающий на пористую перегородку аэрокамеры 7 ПОД при подаче воздуха насыщается им и приобретает псевдоожиженное состояние. Для создания воздушного потока перед началом транспортирования включают вакуум-насос 15. Давление на входе в трубопровод поддерживают в пределах от 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) до -0,02 МПа (0,2 кгс/см2) путем подачи сжатого осушенного воздуха по основной линии через регулятор давления. В холодное время года сжатый осушенный воздух для подогрева подают через теплообменник. Температуру регулируют так, чтобы она на выходе из трубопровода была не ниже 0oC. Смесь ПОД с воздухом по трубопроводу 8 поступает в разгрузитель 9. В нем происходит отделение от воздуха и осаждение основной массы продукта за счет центробежных сил и резкого падения скорости потока. Уносимые с воздухом из разгрузителя мелкие частицы осаждают в циклоне 10, из которого шлюзовым затвором 11 непрерывно возвращают и смешивают с поступающим и осаждаемым в разгрузителе потоком ПОД. Установлено, что мелкие частицы ПОД склонны к налипанию с постепенным нарастанием на стенки циклона. Это приводит к нарушению аэродинамических режимов в циклоне, уменьшается эффективность улова. Это приводит к нарушению как гранулометрического, так и химического состава ПОД. Кроме того, это ведет к дополнительному выбросу вредных веществ в атмосферу. С целью исключения этого фактора на циклоне монтируют устройство, оказывающее ударно-импульсное воздействие на стенки циклона. Для повышения эксплуатационной надежности, уменьшения износа рабочих органов указанного устройства целесообразна работа его в циклическом режиме. Опытами установлено, что для полного удаления налипания мелкой фракции и добавок со стенок циклонов необходимо ударно-импульсное воздействие в течение 20 с с перерывом 70% рабочего времени, т.е. что составляет верхнюю границу. В зависимости от длины линии пневмотранспортирования и свойств ПОД производительность меняется примерно в 1,5 раза, отсюда нижняя граница для перерыва будет:Так, при продолжительности работы по пневмотранспортированию в течение 20-25 сут через 5-7 сут наблюдалась забивка циклона. По этой причине вместе с отработанным воздухом ежесменно уносилась мелкая фракция ПОД в количестве 10-25 кг за каждые 6 ч в контрольный циклон и направлялась на уничтожение. При апробировании ударно-импульсного воздействия получен положительный эффект, что видно из приведенных в табл.2 данных. Из табл.2 видно, что с использованием ударно-импульсного воздействия на циклоне устройства возврата унос мелкой фракции и добавок уменьшился от 0,81 до 0,14-0,17%. Дополнительное улавливание частиц ПОД из воздуха производят в циклоне 12 и мокром фильтре 18. Отработанный и очищенный воздух через водокольцевой вакуум-насос 15 выводят в атмосферу. При неработающих вакуум-насосах воздуховод 13 от мокрого фильтра и вакуум-насосов закрывают обратными клапанами 14, что исключает движение влажного воздуха по системе. После пневмотранспортировки загрузки одного контейнера включают дополнительную подачу сжатого осушенного воздуха по обводной линии в количестве, позволяющем снизить вакуум у вакуум-насоса до величины не более -0,03 МПа (-0,3 кгс/см2). Отключают вакуум-насос и подачу сжатого осушенного воздуха. При этих параметрах исключается обратный ход влажного воздуха в разгрузитель. Выгрузку ПОД из разгрузителя проводят через шлюзовый затвор барабанного типа 16. Непрерывное поступление ПОД из разгрузителя к шлюзовому затвору осуществляют при постоянном ворошении. Ворошение проводят циклически путем последовательной подачи сжатого осушенного воздуха давлением 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) под перфорированную резину в три секции. Продолжительность подачи воздуха в секции 1-3 с, время между подачами воздуха в секции 5-15 с. Уровень давления и продолжительность подачи сжатого воздуха под перфорированную резину устанавливают исходя из достижения максимального прогиба не более 200 мм и достаточного для прохода и аэрирования ПОД, находящегося над резиной. Время между подачами воздуха в секции в пределах 5-15 с устанавливают в зависимости от сыпучести ПОД. Причем максимальный цикл 15 с устанавливают для хорошо сыпучего, а минимальный 5 с для плохо сыпучего ПОД. Указанный способ ворошения без применения механических элементов обеспечивает безопасность ведения процесса. Воздух из разгрузителя удаляют через клапан и циклон 17 в атмосферу. Клапан при отсутствии подачи воздуха и при вакууме в разгрузителе закрывают.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4