Спутниковая система для определения местоположения судов и самолётов, потерпевших аварию
Предлагаемая система, называемая системой КОСПАС-САРСАТ, предназначена для определения местоположения аварийных радиобуев (АРБ), передающих радиосигналы бедствия на частоте 121,5 МГц и в диапазоне частот 406-406,1 МГц. Техническим результатом изобретения является повышение точности и устранение неоднозначности определения местоположения судов и самолетов, потерпевших аварию. Это достигается тем, что система содержит первый 1 и второй 2 аварийные радиобуи, искусственный спутник Земли (ИСЗ) 3, первую 4, вторую 5, третью 6, четвертую 7 и пятую 8 приемные антенны, первое 9, второе 10 и третье 11 приемные устройства, первое 12 и второе 13 запоминающие устройства, передатчик 14 с антенной 15, пункт приема информации 16, приемное устройство 18 с приемной антенной 17, первое 19 и второе 20 устройства обработки информации, устройство 21 сопряжения с сетями связи, устройство 22 контроля и управления, устройство 23 связи поисково-спасательных организаций. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Предлагаемая система, называемая системой КОСПАС-САРСАТ, предназначена для определения местоположения аварийных радиобуев (АРБ), передающих радиосигналы бедствия на частоте 121,5 МГц и в диапазоне частот 406-406,1 МГц.
Известны следующие спутниковые системы: - спутниковая система ИНМАРСАТ, представляющая для использования в Глобальной морской системе связи различные виды услуг, включая оповещение о бедствии и связь с использованием телефонии, буквопечатания, передачи данных и факсимиле; - спутниковая система связи ИНТЕЛСАТ VI, состоящая из десяти независимых ретрансляторов - по одному на каждый луч антенны связи; - ГЛОМАР - перспективная система спутниковой связи с подвижными объектами в диапазоне частот 1,5-1,6 МГц; - система ЛОКСТАР, предназначенная для местоопределения подвижных объектов и ретрансляции радиосообщений; - спутниковая система для определения местоположения судов и самолетов, попавших в аварию (патент РФ 2027195, G 01 S 5/12, 1992; Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности. М.: Транспорт, 1989, с. 30, рис.12); - система глобального автоматического контроля транспортных средств при нормальных и экстремальных условиях (патент РФ 2158003, G 01 S 7/00, 2000) и другие. Из известных спутниковых систем связи в качестве базовой выбрана система КОСПАС-САРСАТ (Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности. М.: Транспорт, 1989, с.30, рис.12), которая является совместной международной спутниковой системой поиска и спасения потерпевших бедствие, разработанной и в настоящее время управляемой организациями Канады, Франции, США, России, Австралии и Японии. Система КОСПАС-САРСАТ в период проведения испытаний и практического применения уверенно продемонстрировала возможности использования низкоорбитальных спутников, запущенных на околополярные орбиты, для глобального обнаружения и определения местоположения аварийных радиобуев (АРБ). Координаты АРБ определяются на основе измерения с помощью ИСЗ доплеровского смещения частоты принимаемого от АРБ сигнала. При этом несущая частота передатчика АРБ должна быть достаточно стабильной в течение времени взаимной радиовидимости АРБ-ИСЗ. Использование низковысотных околополярных спутников в системе позволяет оптимизировать применение эффекта Доплера, снизить требования к мощности излучения АРБ, получить сравнительно короткие временные интервалы между последовательными проходами ИСЗ над районами наблюдения и обеспечить глобальный последовательный охват Земли. Однако решение задачи по определению координат АРБ за одно прохождение ИСЗ по доплеровским измерениям дает две пары координат по обе стороны от трассы прохождения спутника - истинные и ложные (зеркальные) координаты АРБ. Устранение указанной неоднозначности решается математическими методами, в основе которых лежит то обстоятельство, что симметричность доплеровских отсчетов нарушается в связи с вращением Земли. При достаточно высокой стабильности частоты излучения АРБ, что наблюдается в случае АРБ2, истинные координаты АРБ определяются за одно прохождение ИСЗ. При приеме сигналов от АРБ1 неоднозначность разрешается во время второго прохождения спутника, если это не удается сделать при первом прохождении. Технической задачей изобретения является повышение точности и устранение неоднозначности определения местоположения судов и самолетов, потерпевших аварию. Поставленная задача решается тем, что спутниковую систему для определения местоположения судов и самолетов, потерпевших аварию, содержащую на судах и самолетах аварийные радиобуи, на искусственных спутниках Земли, последовательно включенные второе приемное устройство с второй антенной, первое запоминающее устройство и передатчик с антенной, второй вход которого соединен с выходом первого приемного устройства с первой антенной, а третий вход - с выходом второго приемного устройства, на пунктах приема информации последовательно включенные приемное устройство с антенной, первое устройство обработки информации, устройство сопряжения с сетями связи, второй вход которого через второе устройство обработки информации соединен с выходом приемного устройства, устройство контроля и управления и устройство связи поисково-спасательных организаций, введены на искусственных спутниках Земли последовательно включенные третье приемное устройство с третьей, четвертой и пятой антеннами и второе запоминающее устройство, выход которого соединен с четвертым входом передатчика, пятый вход которого соединен с выходом третьего приемного устройства, причем первая и вторая антенны подключены также и к третьему приемному устройству, для передачи тревожной информации с аварийных радиобуев использованы сложные сигналы с фазовой манипуляцией. Структурная схема спутниковой системы для определения местоположения судов и самолетов, потерпевших аварию, представлена на фиг.1. Структурная схема третьего бортового приемного устройства изображена на фиг.2. Взаимное расположение бортовых приемных антенн показано на фиг.3. Временные диаграммы, поясняющие принцип работы системы, изображены на фиг.4. Система содержит первый 1 и второй 2 аварийные радиобуи, искусственный спутник Земли (ИСЗ) 3, первую 4, вторую 5, третью 6, четвертую 7 и пятую 8 приемные антенны, первое 9, второе 10 и третье 11 приемные устройства, первое 12 и второе 13 запоминающие устройства, передатчик 14 с антенной 15, пункт приема информации 16, приемное устройство 18 с приемной антенной 17, первое 19 и второе 20 устройства обработки информации, устройство 21 сопряжения с сетями связи, устройство 22 контроля и управления, устройство 23 связи поисково-спасательных организаций. Причем к второй антенне 5 последовательно подключены второе приемное устройство 10, первое запоминающее устройство 12 и передатчик 14 с антенной 15, второй вход которого соединен с выходом первого приемного устройства 9 с первой приемной антенной 4, а третий вход - с выходом второго приемного устройства 10. К антеннам 4-8 последовательно подключены третье приемное устройство 11 и второе запоминающее устройство 13, выход которого соединен с четвертым входом передатчика 14, пятый вход которого соединен с выходом третьего приемного устройства 11. Пункт приема информации 16 содержит последовательно включенные приемную антенну 17, приемное устройство 18, первое устройство 19 обработки информации, устройство 21 сопряжения с сетями связи, второй вход которого через второе устройство 20 обработки информации соединен с выходом приемного устройства 18, устройство 22 контроля и управления и устройство 23 связи поисково-спасательных организаций. Третье приемное устройство 11 содержит измерительный и четыре пеленгационных канала. Измерительный канал содержит последовательно включенные приемную антенну 4, первый смеситель 24, второй вход которого через первый гетеродин 30 соединен с выходом блока 29 поиска, усилитель 31 первой промежуточной частоты, удвоитель 37 фазы, второй измеритель 39 ширины спектра, блок 40 сравнения, второй вход которого через первый измеритель 38 ширины спектра соединен с выходом усилителя 31 первой промежуточной частоты, пороговый блок 41, второй вход которого через линию задержки 42 соединен с его выходом, ключ 43, второй вход которого соединен с выходом усилителя 31 первой промежуточной частоты, второй смеситель 45, второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина 44, усилитель 46 второй промежуточной частоты, первый перемножитель 48, второй вход которого соединен с выходом фильтра 51 нижних частот, узкополосный фильтр 50, второй перемножитель 49, второй вход которого соединен с выходом усилителя 46 второй промежуточной частоты, фильтр 51 нижних частот и сумматора 64, выход которого является выходом третьего приемного устройства 11. При этом управляющий вход блока 29 поиска соединен с выходом порогового блока 41. Удвоитель фазы 37, измерители 38 и 39 ширины спектра, блок 40 сравнения, пороговый блок 41, линия 42 задержки и ключ 43 образуют блок 36 обнаружения фазоманипулированного сигнала. Перемножители 48 и 49, узкополосный фильтр 50 и фильтр 51 нижних частот образуют демодулятор 47 фазоманипулированного сигнала. Каждый пеленгационный канал состоит из последовательно включенных приемной антенны 5 (6, 7, 8), смесителя 25 (26, 27, 28), второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина 30, усилителя 31 (33, 34, 35) первой промежуточной частоты, перемножителя 52 (53, 54, 55), второй вход которого соединен с выходом усилителя 46 второй промежуточной частоты, узкополосного фильтра 56 (57, 58, 59) и фазового детектора 60 (61, 62, 63), выход которого соединен с соответствующим входом сумматора 64. Причем вторые входы фазовых детекторов 60 и 62 первого и третьего пеленгационных каналов соединены с выходом второго гетеродина 44, вторые входы фазовых детекторов 61 и 63 третьего и четвертого пеленгационных каналов соединены с выходами узкополосных фильтров 56 и 58 первого и третьего пеленгационных каналов соответственно. Система работает следующим образом. В состав системы (номинальная конфигурация) входят четыре спутника, два из которых представляются и поддерживаются стороной КОСПАС и два - стороной САРСАТ. В настоящее время имеются три типа АРБ: авиационные, морские и переносные (для использования на суше), которые излучают сигналы, обнаруживаемые и принимаемые спутниками системы КОСПАС-САРСАТ с целью последующей ретрансляции на наземные станции - пункты приема информации (ППИ) для обработки и определения местоположения аварийных радиобуев. Зона обслуживания системы КОСПАС-САРСАТ в режиме реального масштаба времени определения количеством и географическим расположением ППИ. Каждый ППИ обслуживает район с радиусом примерно 2500 км. В систему КОСПАС-САРСАТ входят 15 ППИ, дислоцированных в семи странах. В России ППИ расположены в Москве, Архангельске, Владивостоке и Новосибирске. Сообщения о бедствии и координаты аварийного объекта передаются через центр управления системой (ЦУС) либо национальный спасательно-координационный центр, либо в другой ЦУС или соответствующую поисково-спасательную службу с целью развертывания поисково-спасательной операции. В составе системы КОСПАС-САРСАТ в настоящее время используются АРБ1, работающие на частоте 121,5 МГц - международная авиационная аварийная частота - и в диапазоне частот 406-406,1 МГц, где используются АРБ2, технически более сложные, чем АРБ 1. Важной особенностью нового поколения АРБ является включение в состав его излучения цифрового сообщения, которое несет информацию о принадлежности АРБ (страна), идентификационном номере судна или самолета и виде бедствия. В состав сообщения АРБ, установленных на судах, может быть также включена информация о местоположении судна, введенная вручную или автоматически от судовых радионавигационных приборов. В состав АРБ2 может быть также включен передатчик, излучающий сигналы для привода поисково-спасательных средств на АРБ. Информация о типе используемого приводного радиооборудования также включена в состав аварийного сообщения. Включение АРБ может производиться вручную или автоматически в зависимости от его модификации (морское, авиационное или переносное исполнение). Координаты АРБ определяются на основе измерения с помощью ИСЗ доплеровского смещения частоты, принимаемого от АРБ. Решение задачи по определению координат АРБ за одно прохождение ИСЗ по доплеровским измерениям дает две пары координат по обе стороны от трассы прохождения спутника - истинные и ложные (зеркальные) координаты АРБ. Устранение указанной неоднозначности решается математическими методами, в основе которых лежит то обстоятельство, что симметричность доплеровских отсчетов нарушается в связи с вращением Земли. При достаточно высокой стабильности частоты излучения АРБ, что наблюдается в случае применения АРБ2, истинные координаты АРБ определяются за одно прохождение ИСЗ. При приеме сигналов от АРБ1 неоднозначность разрешается во время второго прохождения спутника, если это не удается сделать при первом прохождении. Для обнаружения сигналов АРБ и определения их местоположения используются два режима работы: режим приема и передачи информации в реальном масштабе времени и режим приема с запоминанием информации на борту ИСЗ и ее последующей передачи на пункт приема информации при нахождении ИСЗ в зоне радиовидимости ППИ. АРБ1 могут использоваться только в режиме непосредственной передачи, в то время как АРБ2 могут использоваться в обоих режимах работы. Частота настройки приемного устройства равна 121,5 МГц, частота настройки приемных устройств 10 и 11 находится в диапазоне частот 406-406,1 МГц. Приемное устройство 9 имеет ширину полосы пропускания
- привязку результатов проведенных измерений к меткам времени. Ширина диапазона поиска Df сигналов АРБ2 выбирается из условия обеспечения частотной селекции сигналов от отдельного радиобуя с требуемым количеством согласно выражению
Df =



где



m - число АРБ2, подлежащих контролю;

d/



При этом меньшая измерительная база d образует грубую, но однозначную шкалу пеленгации, а большая измерительная база 2d - точную, но неоднозначную шкалу пеленгации. Просмотр заданного диапазона частот Df и поиск ФМН-сигналов АРБ2 осуществляются с помощью блока поиска 29, который периодически с периодом Тп по пилообразному закону изменяет частоту Wг1 гетеродина 30. В качестве блока поиска 29 может быть использован генератор пилообразного напряжения. Принимаемые ФМН-сигналы:
U1(t) = Vc





U2(t) = Vc





U3(t) = Vc





U4(t) = Vc





U5(t) = Vc







где Vc, Wc, Tc,












с выходов приемных антенн 4-8 поступают на первые входы смесителей 25-28, на вторые входы которых подается напряжение гетеродина 30 линейно изменяющейся частоты:

где Vг1, Wг1,


Тп - период перестройки. На выходах смесителей 25-28 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителями 32-35 первой промежуточной частоты выделяются напряжения первой промежуточной (разностной) частоты:





где Vnр=

K1 - коэффициент передачи смесителей;
Wnр1=Wс-Wг1 - первая промежуточная частота;





которые представляют собой сложные сигналы с комбинированной фазовой манипуляцией и линейной частотной модуляцией (ФМН - ЛЧМ) на промежуточной частоте. Напряжения Unр2(t)


где V6=

К2 - коэффициент передачи перемножителя. Так как 2









Следовательно, при удвоении фазы ФМН-сигнала его спектр сворачивается в N раз. Это обстоятельство и позволяет обнаружить ФМН-сигнал путем фильтрации в узкой полосе частот даже тогда, когда его мощность на входе приемного устройства 11 меньше мощности шумов. Ширина спектра


измерителя 39. Напряжения U1 и U2, пропорциональные


Unp6(t) = Vnp







Unp7(t) = Vnp







Unp8(t) = Vnp







Unp9(t) = Vnp








Напряжение Uпр6(t) с выхода усилителя 31 первой промежуточной частоты через открытый ключ 43 поступает на первый вход смесителя 45, на второй вход которого подается напряжение второго гетеродина 44

со стабильной частотой W2. На выходе смесителя 45 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 46 выдается напряжение второй промежуточной частоты

где Vnр1=

Wnр2=Wnр1-Wг2 - вторая промежуточная частота;

Это напряжение поступает на вход демодулятора 47 ФМН-сигналов, состоящего из первого 48 и второго 49 перемножителей, узкополосного фильтра 50 и фильтра 51 нижних частот. Следует отметить, что необходимым условием работы фазовых демодуляторов является наличие опорного напряжения, имеющего постоянную начальную фазу и частоту, равную частоте принимаемого ФМН-сигнала. Принципиально возможны три метода получения опорного напряжения:
- от местного генератора;
- с помощью вспомогательного пилот-сигнала, передаваемого по отдельному каналу;
- непосредственно из самого принимаемого ФМН-сигнала (В.И. Дикарев. Методы и технические решения приема и обработки радиосигналов. Учебник. - СПб, 2000, 533с.). Первый метод не обеспечивает необходимой синфазности и синхронности колебаний, так как фаза и частота любого высокостабильного генератора изменяется под влиянием различных дестабилизирующих факторов. Второй метод получения опорного напряжения также не нашел широкого практического применения, поскольку его техническая реализация приводит к потерям спектра и мощности в радиоканале на передачу пилот-сигнала. Наибольшее распространение нашел метод выделения опорного напряжения непосредственно из принимаемого ФМН-сигнала. Для выделения опорного напряжения непосредственно из принимаемого ФМН-сигнала могут быть использованы следующие приемы и операции: умножение фазы (частоты), сверка спектра сигнала по методу Костаса и его различные модификации, ремодуляция и генерация сигнала. Для фильтрации несущей используются как активные фильтры в виде петли ФАПЧ опорного генератора, так и пассивные фильтры. Для реализации метода умножения фазы (частоты) разработан ряд интересных и оригинальных устройств, например схемы А.А. Пистолькорса, В.И. Сифорова, Д. Ф. Костаса и Г.А. Травина, от которых в значительной степени зависит качество когерентного приема и синхронного детектирования ФМН-сигналов. Эти устройства выполняют две основные функции: устраняют манипуляцию фазы в принимаемом ФМН-сигнале и осуществляют его фильтрацию на фоне помех и шумов. Однако указанным устройствам свойственен такой недостаток, как явление "обратной работы", которое обусловлено скачкообразными переходами фазы опорного напряжения, выделяемого непосредственно из принимаемого ФМН-сигнала, из одного состояния



U7(t) = V7







где V7=


U8(t) = V7






Если произвести деление фазы на два, то предварительно добавив к аргументу угол 2


Физически указанная двузначность фазы объясняется неустойчивой работой делителя фазы на два. В предлагаемом приемном устройстве использован фазовый демодулятор 47, свободный от явления "обратной работы". Напряжение Uпр11(t) (фиг. 4, б) с выхода усилителя 46 второй промежуточной частоты поступает на первые входы перемножителей 48 и 49. На второй вход перемножителя 49 с выхода узкополосного фильтра 50 подается опорное напряжение (фиг.4, в)
U0(t) = V0






В результате перемножения образуется результирующее напряжение

где V9=





U0(t) = V0








где V0=









где V10=








































которые выделяются узкополосными фильтрами 56-59 и поступают на первые входы фазовых детекторов 60-63 соответственно. На вторые входы фазовых детекторов 60 и 62 подается напряжение Uг2(t) второго гетеродина 44. На вторые входы фазовых детекторов 61 и 63 подаются гармонические напряжения U10(t) и U12(t) с выходов узкополосных фильтров 60 и 62 соответственно. Знаки "+" и "-" перед фазовыми сдвигами соответствуют диаметрально противоположным положениям приемных антенн 5 и 6, 7 и 8 относительно приемной антенны 4. На выходах фазовых детекторах 60-63 образуются постоянные напряжения




где Vн1=



Vн2=


К3 - коэффициент передачи фазовых детекторов;


















которые подаются на соответствующие входы сумматора 64. Выход сумматора 64 является выходом третьего приемного устройства 11. Зная высоту полета h ИСЗ и измерив с высокой точностью и однозначностью азимут


d/


Так, предлагается использовать фазовый метод пеленгации аварийных радиобуев с помощью пяти приемных антенн, расположенных в виде симметричного геометрического креста. При этом приемные антенны 4-8 располагаются на специальных панелях, аналогичных солнечным панелям, которые после вывода космического аппарата на орбиту раскрываются и располагаются по направлению к поверхности Земли (фиг.3). Время задержки

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4