Пневматический привод со струйным двигателем
Привод предназначен для запорной арматуры трубопроводов. Привод содержит электропневматический блок управления, соединенный с газоводом подвода рабочей среды и связанный с каналами ротора струйного двигателя, вал которого кинематически связан с рабочим валом, а также устройство ограничения крутящего момента, передаваемого последним, и датчики положения, связанные с электрическим входом упомянутого блока управления, при этом газовод выполнен с возможностью подключения к магистральному газопроводу, блок управления выполнен с возможностью переключения под давлением магистрального газопровода, а вал струйного двигателя кинематически связан с рабочим валом с помощью многоступенчатого редуктора, выполненного с промежуточным валом для установки средства ручного управления, при этом устройство ограничения крутящего момента выполнено в виде двух введенных в зацепление кулачковых полумуфт. Технический результат - повышение надежности. 5 з.п.ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к пневмоавтоматике и касается пневматического привода для запорной арматуры трубопроводов.
Пневматический привод может быть использован на трубопроводной арматуре магистральных нефте- и газопроводов, на нефтеперерабатывающих и химических предприятиях. Из уровня техники известен привод запорной и регулирующей арматуры нефтепродуктопроводов, содержащий электродвигатель, резервный пневматический двигатель, подключенный к автономному источнику рабочего газа под давлением, механический редуктор, устройство контроля положения исполнительного органа и систему управления [1]. Резервный пневматический двигатель в известном приводе соединен постоянно с валом электродвигателя и при работе электродвигателя вращается совместно с ним. Ротор пневматического двигателя пластинчатого типа имеет возможность вращаться под действием рабочего газа из автономного источника только в одну сторону. Работает пневматический двигатель только при подаче в полость двигателя "масляного тумана". Все это ограничивает технологические возможности двигателя и привода в целом, усложняет процесс обслуживания, снижает надежность работы. Известен резервированный привод запорной и регулирующей арматуры нефтепродуктопроводов, содержащий электрический двигатель, резервный пневматический двигатель, подключенный к автономному источнику рабочего газа под давлением, механический редуктор, устройство контроля положения исполнительного органа, ограничитель передаваемого момента и блок управления приводом (БУП) [2]. Пневматический двигатель выполнен в виде струйного двигателя одностороннего вращения. Для работы пневматического резервного двигателя на аварийное закрытие задвижки используется автономный источник рабочего газа в виде баллонов со сжатым газом или газогенераторы, которые имеют ограниченный ресурс. Все это ограничивает технологические возможности привода, не обеспечивается длительная работа привода от пневматического струйного двигателя. Не обеспечивается двустороннее действие, т.е. на "открытие" и на "закрытие", а только на "закрытие" при возникновении аварийной ситуации (например, при разрыве трубопровода и т.п.). На большинстве месторождений газа и нефти в районах Крайнего Севера, Камчатки и Сахалина отсутствует электропитание трехфазного тока напряжением 380 В. В этих районах невозможно использовать приводы с асинхронными двигателями трехфазного тока напряжением 380 В. В основу настоящего изобретения положена задача разработки такого привода с пневматическим струйным двигателем для запорной арматуры трубопроводов, который обеспечивал бы длительную работу с использованием давления газа магистрального газопровода. Поставленная задача решается тем, что в приводе с пневматическим струйным двигателем, содержащем механический редуктор, механизм путевых выключателей, устройство ограничения крутящего момента и блок управления приводом, согласно изобретению пневматический струйный двигатель выполнен реверсивным (двусторонненго действия), а вход блока управления приводом соединен газоводом с магистральным газопроводом. Сущность изобретения поясняется примерами конкретного выполнения и чертежами. Сущность изобретения состоит в том, что в пневматическом приводе со струйным двигателем, содержащем электропневматический блок управления (блок управления приводом), соединенный с газоводом подвода рабочей среды и связанный с каналами ротора струйного двигателя, вал которого кинематически связан с рабочим валом, а также устройство ограничения крутящего момента, передаваемого последним, и датчики положения (механизм путевых выключателей), связанные с электрическим входом упомянутого блока управления, газовод выполнен с возможностью подключения к магистральному газопроводу, блок управления выполнен с возможностью переключения под давлением магистрального газопровода, а вал струйного двигателя кинематически связан с рабочим валом с помощью многоступенчатого редуктора, выполненного с промежуточным валом для установки средства ручного управления, при этом устройство ограничения крутящего момента выполнено в виде двух введенных в зацепление кулачковых полумуфт. Предпочтительно каждая полумуфта устройства ограничения крутящего момента выполнена с кулачками, имеющими с двух сторон разные углы наклона рабочих поверхностей (не изображено), выбранные из условия обеспечения возможности свободного поворота полумуфт относительно друг друга на угол 30

Формула изобретения
1. Пневматический привод со струйным двигателем, содержащий электропневматический блок управления, соединенный с газоводом подвода рабочей среды и связанный с каналами ротора струйного двигателя, вал которого кинематически связан с рабочим валом, а также устройство ограничения крутящего момента, передаваемого последним, и датчики положения, связанные с электрическим входом упомянутого блока управления, отличающийся тем, что газовод выполнен с возможностью подключения к магистральному газопроводу, блок управления выполнен с возможностью переключения под давлением магистрального газопровода, а вал струйного двигателя кинематически связан с рабочим валом с помощью многоступенчатого редуктора, выполненного с промежуточным валом для установки средства ручного управления, при этом устройство ограничения крутящего момента выполнено в виде двух введенных в зацепление кулачковых полумуфт. 2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что каждая полумуфта устройства ограничения крутящего момента выполнена с кулачками, имеющими с двух сторон разные углы наклона рабочих поверхностей, выбранные из условия обеспечения возможности свободного поворота полумуфт относительно друг друга на угол 30 - 60o, при этом полумуфта, установленная на рабочем валу, подпружинена в направлении другой полумуфты. 3. Привод по п. 1 или 2, отличающийся тем, что многоступенчатый редуктор выполнен в виде вала-шестерни, выполненного заодно с валом струйного двигателя, и пяти шестерен, установленных на вспомогательном, промежуточном и рабочем валах, на первом из которых установлены шестерня, введенная в зацепление с валом-шестерней, и шестерня, введенная в зацепление с одной из шестерен, установленных на упомянутом промежуточном валу, а другая шестерня, установленная на последнем, введена в зацепление с шестерней, установленной на рабочем валу, при этом передаточное отношение в зацеплении с валом шестерней составляет 2,5-5, а в зацеплении с шестерней, установленной на рабочем валу, равно 1. 4. Привод по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что он снабжен червячным редуктором, последовательно связанным с рабочим валом. 5. Привод по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что он выполнен с возможностью установки резервного двигателя в виде электродвигателя. 6. Привод по любому из пп. 1-5, отличающийся тем, что струйный двигатель выполнен реверсивным.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8