Способ обработки рабочей поверхности головки рельса на рельсофрезерном станке и рельсофрезерный станок
Изобретение относится к области станкостроения, к станкам для формирования ремонтного профиля как одиночных рельсов, так и сваренной плети, по всему профилю катания и радиусам закругления головки за один проход рельса. Возможна также обработка новых рельсов. Способ включает фрезерование поверхности катания рельса и одной или двух радиусных поверхностей, сопряженных с боковыми гранями головки. Для повышения производительности и точности обработки базирование рельса при его непрерывной подаче производят по неизнашиваемым наклонным поверхностям основания головки и подошвы рельса с самоцентрированием по вертикальной плоскости симметрии рельса и горизонтальной плоскости симметрии его пазух. При попутном фрезеровании обрабатывают фрезой одновременно поверхность катания и одну или обе радиусные поверхности, сопряженные с боковыми гранями головки. Предварительно одной фрезой может обрабатываться радиусная поверхность головки рельса со стороны бывшей нерабочей грани. Рельсофрезерный станок содержит станину с роликовыми устройствами базирования, содержащими по две пары оппозитно расположенных роликов с механизмами их прижима к рельсу, устройствами фрикционного перемещения рельса, несущую систему с одной или несколькими шпиндельными бабками и приводы подачи рельса. Для повышения надежности работы и обеспечения возможности обработки рельсов с расширенным диапазоном допусков по кривизне и извернутости роликовые устройства базирования и фрикционного перемещения рельса выполнены в виде отдельных блоков базирования и базирующе-приводных блоков, последние из которых содержат по две пары оппозитно расположенных роликов с механизмами их прижима к рельсу. Блоки базирования установлены в зонах резания под фрезами, базирующе-приводные блоки - в зонах входа и выхода рельса над приводами подач, встроенными в станину. Ролики имеют рабочие поверхности в виде усеченных тел вращения, например в виде тора, предназначенные для контактирования с наклонными поверхностями головки и подошвы рельса, а их оси расположены вертикально. При этом каждый ролик установлен на поворотной вокруг вертикальной оси плите, размещенной на горизонтальных направляющих корпуса блоков, закрепленных на станине. Механизм прижима роликов выполнен в виде гидроцилиндра с двухсторонним клиновым штоком, клиновые поверхности которого предназначены для взаимодействия через промежуточные плунжеры с поворотными рычагами, связанными с упомянутыми плитами, несущими ролики, а механизм прижима одной из двух пар роликов к рельсу в базирующе-приводных блоках выполнен с возможностью самоустановки роликов. 3 с. и 3 з.п. ф-лы, 20 ил.
Предлагаемые способ и устройство относятся к станкостроению, в частности к станкам для фрезерования специальных изделий, а именно для формирования ремонтного профиля как одиночных рельсов, так и сваренной плети, по всему профилю катания и радиусам закругления головки за один проход рельса. Кроме того, возможна механическая обработка новых рельсов.
Восстановление старогодных рельсов выполняется шлифованием, строганием или фрезерованием на соответствующем оборудовании. Восстановленная сторона рельса устанавливается с внутренней стороны пути, т.е. правые рельсы укладываются слева и наоборот, что позволяет сохранить шпалы, элементы крепления без каких-либо изменений. Известен специальный продольно-строгальный станок модели НС-42, предназначенный для обработки профиля головки старогодных рельсов Р50, Р65, Р75 методом строгания профильными резцами (Завод-изготовитель Новосибирское ПО "Тяжстанкогидропресс"). Станок содержит станину, на направляющих которой установлена с возможностью продольного перемещения поперечина, несущая четыре суппорта с резцедержателями, и привод перемещения поперечины, кинематически связанный с двумя зубчатыми рейками, закрепленными на станине. В резцедержателях ползунов каждого суппорта закреплено по три профильных резца: центральный - для обработки поверхности катания, правый и левый - для обработки радиусов закругления головки рельса. Обрабатываемые старогодные рельсы устанавливаются, базируются и закрепляются в приспособлениях, смонтированных вдоль станины с двух сторон в зоне действия суппортов. Базирование рельса в приспособлении выполняется в вертикальной плоскости по подошве, а в горизонтальной плоскости - по шейке рельса. К базовым поверхностям рельс прижимается рычагами, расположенными с промежутками по всей длине рельса. Указанный способ обработки и соответствующий станок имеют следующие недостатки: ограниченную длину (до 25 м) обрабатываемого рельса и большую занимаемую площадь. Габарит станка по длине обусловлен длиной обрабатываемого рельса даже с некоторым его превышением, связанным с конструктивными требованиями, так, известный станок имеет длину 37,6 м при длине обработки 25 м; низкую производительность, связанную с обработкой однолезвийным инструментом, ограниченной глубиной снимаемого слоя, недостаточной стойкостью по сравнению с многолезвийным инструментом - многозубой фрезой. Прототипом предлагаемого способа обработки и станка для его осуществления является способ обработки профиля головки старогодного рельса методом фрезерования на станке модели PRV 250 фирмы Geismar, Франция (см. EP 0148089, B 23 C 3/00, 1985). Способ обработки изношенной головки рельса на указанном станке заключается в том, что рельс базируют вначале по изношенной поверхности катания рельса, с поджимом через подошву рельса обрабатывают поверхность катания, затем базирование производят по уже восстановленной поверхности катания и обрабатывают одну из радиусных поверхностей головки рельса, сопрягая ее с поверхностью катания. Базирование в горизонтальной плоскости происходит по боковой неизношенной бывшей нерабочей грани головки рельса с поджимом по противоположной боковой грани головки коническими роликами. Недостатком указанного способа обработки является недостаточная точность. Низкая точность обработки продольного профиля рельса обусловлена тем, что базирование в вертикальной плоскости производится по изношенной поверхности катания старогодного рельса, поэтому неровности, волнистость, рифли и другие дефекты изношенной поверхности частично копируются на поверхности обработки. Низкая точность обработки поперечного профиля рельса обусловлена тем, что обработка радиусной поверхности производится другой фрезой и на другой базе - на обработанной поверхности катания. Смена баз вносит дополнительную погрешность обработки. Выставка двух фрез требует согласования пространственного расположения их при каждой смене фрез, что вносит дополнительную погрешность. Станок модели PRV 250 содержит станину, стойки, поперечину, несущую две фрезерные бабки, механизмы базирования и поджима рельса, приводы перемещения рельса. Поперечина установлена на двух стойках, связанных с боковыми поверхностями станины, и снабжена на передней и задней сторонах направляющими, на которых установлены с возможностью наладочного горизонтального перемещения две ползунковые бабки. Одна бабка выполнена с возможностью поворота в пределах до 20o от вертикали и предназначена для обработки поверхности катания головки рельса. Вторая вертикальная бабка служит для обработки радиуса закругления головки рельса с левой или с правой стороны без изменения положения рельса. Ползуны бабок выполнены с возможностью осевого перемещения и несут специальные фрезы. Для перемещения рельса при фрезеровании предусмотрены три группы редукторов с электродвигателями, одна группа из трех редукторов расположена в средней части станины под поперечиной между двух бабок, а две другие (по три редуктора) - в начале и в конце станины. Каждый редуктор посредством карданного вала кинематически связан с роликом для фрикционного перемещения рельса. Эти ролики выполнены с возможностью вертикального перемещения и поджима рельса к базирующим роликам с помощью гидроцилиндров (см. 1А), шарнирно связанных со станиной. Ролики, базирующие рельс в вертикальной плоскости, смонтированы в трех отдельных корпусах, два из которых (средний и крайний на выходе рельса) жестко связаны со станиной, а третий (на входе рельса) выполнен с возможностью вертикального перемещения по направляющим колонкам от отдельного привода, что позволяет устанавливать толщину срезаемого металла на головке рельса. Таким образом, базирование в вертикальной плоскости перед первой фрезой происходит по изношенной поверхности катания, при этом фреза по высоте выставлена с учетом необходимой величины снимаемого припуска. Перед второй (радиусной) фрезой базирование производится по уже обработанной поверхности катания, и вторая бабка выставляется так, чтобы выполнить обработку радиусной поверхности, обеспечив сопряжение ее с поверхностью катания. Для вертикального базирования рельса в трех корпусах установлен 21 ролик двух размеров по диаметру и 9 поджимных приводных роликов другой конструкции. Кроме того, в зонах обработки предусмотрены дополнительные поддерживающие ролики с горизонтальной осью вращения, противодействующие усилиям резания и вибрациям, действующим в вертикальной плоскости. Эти ролики смонтированы на двух вертикально-подвижных платформах (по 12 штук в каждой) и контактируют с подошвой рельса, а сами платформы шарнирно связаны со станиной и снабжены гидроцилиндром для поджима роликов к рельсу. При прохождении рельса в станке для его направления в горизонтальной плоскости предусмотрены 6 пар оппозитно расположенных роликов с вертикальной осью вращения. Эти ролики установлены на поворотных рычагах и контактируют с боковыми гранями головки рельса. Рычаги поворачиваются на осях, закрепленных на станине, и могут поджиматься гидроцилиндрами или быть зафиксированными в зависимости от того, какая боковая грань головки рельса обрабатывается. Для базирования рельса в горизонтальной плоскости в зоне обработки имеется восемь пар роликов, по четыре пары под каждой фрезой. Каждая паpa роликов смонтирована на поворотном рычаге и может быть после соответствующей перенастройки либо базирующей (опорной), либо поджимной в зависимости от того, с какой стороны рельса обрабатывается радиусная поверхность. Указанный станок имеет недостатки, обусловленные способом обработки, компоновочными и конструктивными решениями: усложнен привод подачи рельса, содержащий девять редукторов с электродвигателями, карданными валами и приводными роликами; большое количество базирующих в вертикальной плоскости и приводных роликовых устройств, которые имеют различные конструкции и размеры; сложная гидравлическая система, много гидроцилиндров и аппаратов для управления ими, что снижает надежность, безотказность в работе станка; необходимость перемены сторон бокового базирования в горизонтальном направлении вызвала усложнение конструкции роликов, их крепления и фиксации. Ограниченная величина тягового усилия не обеспечивает возможность попутного фрезерования обеими фрезами, что существенно снижает стойкость режущего инструмента. Задачей предлагаемой группы изобретений является повышение производительности и точности обработки рабочей поверхности головки нетермообработанных и закаленных рельсов и повышение надежности работы рельсофрезерного станка и обеспечение возможности обработки рельсов с расширенным диапазоном допусков по кривизне и извернутости. Предложен способ обработки рабочей поверхности головки рельса, при котором производят фрезерование поверхности катания рельса и одной или двух радиусных поверхностей, сопряженных с боковыми гранями головки, на рельсофрезерном станке при базировании рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях и его непрерывной подаче. Новым в способе является то, что базирование рельса производят по неизнашиваемым наклонным поверхностям основания головки и подошвы рельса с центрированием по вертикальной плоскости симметрии рельса и горизонтальной плоскости симметрии пазух. В процессе фрезерования изменяют глубину резания с учетом предварительно устанавливаемых предельных значений изменения срезаемого слоя металла и допустимого угла уклона на обработанной поверхности катания. По первому варианту обрабатывают одной фрезой одновременно поверхность катания и одну или обе радиусные поверхности, сопряженные с боковыми гранями головки при попутном фрезеровании. По второму варианту последовательно обрабатывают одной фрезой предварительно радиусную поверхность головки рельса со стороны бывшей нерабочей грани, а второй фрезой - одновременно поверхность катания и одну или обе радиусные поверхности, сопряженные с боковыми гранями при попутном фрезеровании обеими фрезами. Выбор варианта способа обработки определяется видами обрабатываемых рельсов: новые или старогодные, нетермоупрочненные или закаленные, степенью их износа и наличия дефектов. Предложенный способ реализуется на станке, содержащем станину с роликовыми устройствами базирования и фрикционного перемещения рельса, несущую систему с одной или несколькими шпиндельными бабками и приводы подачи рельса. Новым в станке является то, что роликовые устройства базирования и фрикционного перемещения рельса выполнены в виде отдельных блоков базирования и базирующе-приводных блоков, содержащих по две пары оппозитно расположенных роликов с механизмами их прижима к рельсу. Блоки базирования установлены в зонах резания под фрезами, а базирующе-приводные блоки - в зонах входа и выхода рельса над приводами подач, встроенными в станину. Ролики выполнены с вертикальной осью вращения и снабжены рабочими поверхностями в виде усеченных тел вращения, например тора, контактирующих с наклонными поверхностями основания головки и подошвы рельса. Каждый ролик установлен на поворотной вокруг вертикальной оси плите, размещенной на горизонтальных направляющих корпуса блоков, закрепленных на станине. Механизм прижима роликов блоков базирования выполнен в виде гидроцилиндра с двусторонним клиновым штоком, клиновые поверхности которого выполнены взаимодействующими через промежуточные плунжеры с поворотными рычагами, связанными с плитами, несущими ролики, а механизм прижима одной из двух пар роликов к рельсу в базирующе-приводных блоках выполнен с возможностью самоустановки роликов. Для обеспечения возможности обработки рельсов с расширенным диапазоном допусков по кривизне и извернутости без снижения сил сцепления роликов с рельсом в механизмах прижима роликов к рельсу базирующе-приводных блоков промежуточные плунжеры подпружинены, клиновые поверхности, управляющие перемещениями промежуточных плунжеров, выполнены самотормозящими, а в одной из двух пар роликов клиновые поверхности, управляющие перемещениями промежуточных плунжеров, выполнены на поворотной втулке, связанной со штоком гидроцилиндра с помощью оси, а ось поворота плиты, несущей ролик, выполнена в виде круговой бочки, обеспечивающей возможность самоустановки плиты с роликом в вертикальной плоскости. Привод подач рельса содержит для каждой пары оппозитно расположенных роликов базирующе-приводных блоков двигатель и червячные передачи, кинематически связанные через карданные передачи с роликами, причем общий вал, несущий червяки, выполнен самоустанавливающимся в осевом направлении, а карданный вал размещен внутри червячного колеса. Экономический эффект достигается при совместном использовании предлагаемых изобретений на способ обработки и станок для его реализации, что подтверждает единый изобретательский замысел. Базирование рельса по единым неизнашиваемым при эксплуатации рельса и несменяемым в процессе обработки поверхностям, увеличение количества точек фрикционной связи и жесткости опор и механизма подач рельса и обработка одной фрезой смежных поверхностей катания и одной или двух радиусных поверхностей, сопряженных с боковыми гранями головки, обеспечивают повышение точности обработки и производительности. Попутное фрезерование и изменение глубины резания в процессе фрезерования с учетом предварительно устанавливаемых предельных значений изменения срезаемого слоя металла и угла уклона позволяют уменьшить энергозатраты и повысить стойкость режущего инструмента. Выполнение в базирующе-приводных блоках в механизмах прижима роликов к рельсу промежуточных плунжеров подпружиненными, выполнение в одной из двух пар роликов в механизмах прижима роликов к рельсу клиновых поверхностей, управляющих перемещениями промежуточных плунжеров, на поворотной втулке, связанной со штоком гидроцилиндра с помощью оси, и выполнение оси поворота плиты, несущей ролик, в виде круговой бочки позволяют обрабатывать рельсы с расширенным диапазоном допусков по кривизне и извернутости без снижения сил сцепления роликов с рельсом, тем самым расширяя ассортимент обрабатываемых рельсов. Расположение привода подач в станине непосредственно под базирующе-приводным блоком с двумя парами роликов увеличивает жесткость привода, что необходимо при высокопроизводительном попутном фрезеровании. Выполнение роликовых устройств базирования и фрикционного перемещения рельса в отдельных блоках делают конструкцию станка рациональной, технологичной в производстве и ремонте. Выполнение всех роликов блоков базирования и базирующе-приводных блоков единой конструкции и размеров и выполнение привода подач рельса от одного двигателя сразу пары роликов обеспечивают упрощение конструкции, сокращение номенклатуры деталей и унификацию деталей и механизмов. Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 дан общий вид станка. На фиг.2 - вид А на фиг.1. На фиг.3 - вид сбоку на блок базирования. На фиг.4 - вид в плане на блок базирования. На фиг.5 - вид сбоку на базирующе-приводной блок. На фиг.6 - вид в плане на базирующе-приводной блок. На фиг.7 - кинематическая схема привода подач. На фиг.8 - разрез Г-Г на фиг.3. На фиг.9 - разрез Е-Е на фиг.5. На фиг.10 - разрез И-И на фиг.6. На фиг.11 - разрез Д-Д на фиг.4. На фиг.12 - разрез Ж-Ж на фиг.4. На фиг.13 - разрез - М-М на фиг.10, 12. На фиг.14 - разрез С-С на фиг.9. На фиг.15 - разрез Н-Н на фиг.6. На фиг.16 - разрез Б-Б на фиг.6. На фиг.17 - вид в плане на базирующий блок со снятыми роликами и плитами. На фиг.18 - вид в плане на базирующе-приводной блок со снятыми роликами и плитами. На фиг.19 - вид по стрелке В на фиг.6. На фиг.20 - вид в плане на станину. Предлагаемые способ и устройства реализованы в станке рельсофрезерном модели РФС 6992, проект которого разработан Инженерным коммандитным товариществом "Комплекс-Центр-УЗТС, Калужский и компания". Станок изготавливается АО "Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков". Предлагаемый рельсофрезерный станок содержит продольную станину 1 (см. фиг. 1). Сзади к центральной части станины пристыкована рамная стойка 2, внутри которой на вертикальных направляющих установлена фрезерная бабка 3, несущая фрезу 4. Ось шпинделя бабки 3 расположена над рельсом перпендикулярно к плоскости его симметрии, расположенной вертикально. На боковой стенке стойки 2 со стороны входа рельса закреплена поперечина 5, связанная со станиной с помощью двух тумб 6. На направляющих поперечины установлена с возможностью горизонтального перемещения фрезерная бабка, состоящая из саней 7 и ползуна 8, несущего коробку скоростей 9 и фрезу 10. На верхней плоскости станины 1 установлены два базирующе-приводных блока 11, расположенные в зонах входа и выхода рельса, и два блока базирования 12, установленные в зонах резания под фрезами 4 и 10. На торцах станины с обеих сторон смонтированы приемные блоки 13, содержащие элементы предварительного направления рельса при его подаче в станок внешним рольгангом (не показан). Приемный блок 13 содержит боковые склизы 14, горизонтальные ролики 15 и 16, вертикальные ролики 17 (фиг.20). Оператор 18 предназначен для смены фрез 4 в шпинделе бабки 3, а двухместный магазин 19 - для оперативной замены изношенной фрезы на подготовленную к работе. Оператор 18 установлен на направляющих балки 20 с возможностью перемещения от магазина 19 к бабке 3 и обратно. Балка 20 закреплена на поперечины 5 и на стойке 2. Устройство 21 (см. фиг.2), установленное на поперечине 5, предназначено для смены фрез 10 в шпинделе ползуна 8. Блоки базирования 12 и базирующе-приводные блоки 11 содержат корпус 22, в котором смонтированы четыре поворотные плиты 23, несущие ролики 24 (см. фиг. 3, 4, 5, 6). Плиты 23 блоков базирования и две противолежащие плиты базирующе-приводных блоков имеют возможность поворота вокруг осей 25 и установлены в горизонтальных направляющих, образованных снизу опорными планками 26, а сверху - прижимными планками 27 и 28, закрепленными на корпусе 22 (см. фиг.12, 17). Две другие плиты 23 базирующе-приводных блоков имеют возможность поворота вокруг осей 29, на бортиках которых и на планках 30 они установлены. Высота планки 30 равна высоте бортика. В прижимных планках 27 и 28 над плитами 23 выполнены уступы, благодаря чему сверху и снизу плиты 23 образованы зазоры


Формула изобретения
1. Способ обработки рабочей поверхности головки рельса на рельсофрезерном станке, включающий фрезерование поверхности катания рельса и одной или двух радиусных поверхностей, сопряженных с боковыми гранями головки, при базировании рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях и непрерывной подаче рельса, отличающийся тем, что базирование рельса производят по неизнашиваемым наклонным поверхностям основания головки и подошвы рельса с самоцентрированием по вертикальной плоскости симметрии рельса и горизонтальной плоскости симметрии его пазух, при этом при попутном фрезеровании обрабатывают фрезой одновременно поверхность катания и одну или обе радиусные поверхности, сопряженные с боковыми гранями головки, и изменяют глубину резания с учетом предварительно устанавливаемых предельных значений изменения срезаемого слоя металла и допустимого угла уклона на обработанной поверхности катания. 2. Способ обработки рабочей поверхности головки рельса на рельсофрезерном станке, включающий фрезерование поверхности катания рельса и одной или двух радиусных поверхностей, сопряженных с боковыми гранями головки рельса, при базировании рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях и непрерывной подаче рельса, отличающийся тем, что базирование рельса производят по неизнашиваемым наклонным поверхностям основания головки и подошвы рельса с самоцентрированием по вертикальной плоскости симметрии рельса и по горизонтальной плоскости симметрии его пазух, при этом при попутном фрезеровании последовательно обрабатывают предварительно одной фрезой радиусную поверхность головки рельса со стороны бывшей нерабочей грани, а затем второй фрезой - одновременно поверхность катания и одну или обе радиусные поверхности, сопряженные с боковыми гранями головки, и изменяют глубину резания с учетом предварительно устанавливаемых предельных значений изменения срезаемого слоя металла и допустимого угла уклона на обработанной поверхности катания. 3. Рельсофрезерный станок, содержащий станину с роликовыми устройствами базирования, содержащими по две пары оппозитно расположенных роликов с механизмами их прижима к рельсу, устройствами фрикционного перемещения рельса, несущую систему с одной или несколькими шпиндельными бабками и приводы подачи рельса, отличающийся тем, что роликовые устройства базирования и фрикционного перемещения рельса выполнены в виде отдельных блоков базирования и базирующе-приводных блоков, последние из которых содержат по две пары оппозитно расположенных роликов с механизмами их прижима к рельсу, блоки базирования установлены в зонах резания под фрезами, базирующе-приводные блоки - в зонах входа и выхода рельса над приводами подач, встроенными в станину, ролики имеют рабочие поверхности в виде усеченных тел вращения, предназначенные для контактирования с наклонными поверхностями головки и подошвы рельса, а их оси расположены вертикально, при этом каждый ролик установлен на поворотной вокруг вертикальной оси плите, размещенной на горизонтальных направляющих корпуса блоков, закрепленных на станине, механизм прижима роликов выполнен в виде гидроцилиндра с двухсторонним клиновым штоком, клиновые поверхности которого предназначены для взаимодействия через промежуточные плунжеры с поворотными рычагами, связанными с упомянутыми плитами, несущими ролики, а механизм прижима одной из двух пар роликов к рельсу в базирующе-приводных блоках выполнен с возможностью самоустановки роликов. 4. Станок по п. 3, отличающийся тем, что в механизмах прижима роликов к рельсу базирующе-приводных блоков промежуточные плунжеры подпружинены, а в одной из двух пар роликов клиновые поверхности, предназначенные для управления перемещениями промежуточных плунжеров, выполнены самотормозящими и расположены на поворотной втулке, связанной со штоком гидроцилиндра с помощью оси, при этом ось поворота плиты, несущей ролик, выполнена в виде круговой бочки для обеспечения возможности покачивания плиты с роликом в вертикальной плоскости. 5. Станок по п. 3, отличающийся тем, что привод подач рельса содержит для каждой пары оппозитно расположенных роликов базирующе-приводных блоков двигатель и червячные передачи, кинематически связанные через карданные передачи с роликами, причем карданные передачи размещены внутри червячных колес, а общий вал, несущий червяки, выполнен самоустанавливающимся в осевом направлении. 6. Станок по п. 3, отличающийся тем, что усеченные поверхности вращения роликов выполнены в виде тора.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.11.2009
Извещение опубликовано: 10.11.2009 БИ: 31/2009