Использование: в трансформаторах для мощных преобразовательных подстанций. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей за счет универсальности, позволяющей увеличить фазность выпрямления подстанции в n раз. Трехфазный трансформаторный агрегат содержит автотрансформатор, имеющий обмотку, соединенную в треугольник, фазосдвигающую обмотку и трансформатор, имеющий первичную и вторичную обмотки. Трансформатор снабжен фазосдвигающей обмоткой, соединенной с первичной обмоткой таким образом, что обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки соединена последовательно с обмоткой другой фазы первичной обмотки. Обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки автотрансформатора соединена, по крайней мере, с обмоткой одной из двух других фаз автотрансформатора, соединенной в треугольник. Автотрансформатор может содержать дополнительную - выравнивающую - обмотку, соединенную с фазосдвигающей обмоткой таким образом, что обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки соединена последовательно с обмоткой другой фазы выравнивающей обмотки. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к электротехнике, в частности к трансформаторостроению, и может найти применение в трансформаторах для мощных преобразовательных подстанций.
Известен многофазный трансформаторный агрегат с регулированием напряжения, содержащий два трансформатора, каждый из которых имеет трехстержневую магнитную систему, сетевую обмотку, вентильную обмотку, расщепленную на четное число частей, половина из которых соединена в звезду, а половина - в треугольник, фазосдвигающую обмотку и регулировочную обмотку, которая включена последовательно с сетевой обмоткой, расположенной на том же стержне магнитной системы, при этом последовательно соединенные сетевая и регулировочная обмотки на трех стержнях магнитной системы соединены в треугольник и образуют общие точки, фазосдвигающие обмотки своими началами подсоединены к питающей сети, а концами - к общим точкам соединения сетевых и регулировочных обмоток, расположенных на разных стержнях магнитной системы, причем в одном трансформаторе фазосдвигающая обмотка, расположенная на первом стержне, соединена с одной из обмоток, расположенных на втором стержне, и с одной из обмоток, расположенных на первом стержне, а в другом трансформаторе фазосдвигающая обмотка, расположенная на первом стержне, соединена с одной из обмоток, расположенных на третьем стержне, и с одной из обмоток, расположенных на первом стержне [1].
В результате такого выполнения трансформаторного агрегата первичные обмотки каждого из трансформаторов, входящих в него, соединены по схеме "треугольник с продолженными сторонами", причем в одном из трансформаторов фазные напряжения по отношению к линейным сдвинуты по фазе на угол (+

), а в другом - (-

). Указанные углы при питании от такого трансформаторного агрегата преобразователей обеспечат увеличение фазности выпрямленного напряжения в два раза. Однако при регулировании вторичного напряжения путем изменения чисел витков на первичной стороне углы фазового сдвига изменяются и необходимый эффект в отношении фазности выпрямления снижается.
Наиболее близким к заявляемому по технической сущности и достигаемому результату является трехфазный трансформаторный агрегат, состоящий из автотрансформатора и трансформатора, причем автотрансформатор имеет обмотку, соединенную в треугольник, и фазосдвигающую обмотку, и фазосдвигающая обмотка соединена с обмоткой, соединенной в треугольник таким образом, что обмотка фазы фазосдвигающей обмотки соединена с обмоткой той же фазы обмотки, соединенной в треугольник, и с обмоткой другой фазы обмотки, соединенной в треугольник, а трансформатор имеет трехфазную первичную обмотку, обмотки фаз которой не имеют между собой непосредственного соединения, и каждая обмотка фазы первичной обмотки трансформатора соединена с обмотками автотрансформатора [2].
Описанный в [2] трансформаторный агрегат позволяет иметь постоянный угол фазового сдвига при регулировании вторичного напряжения. Реализация этого технического решения позволяет, имея на преобразовательной подстанции n агрегатов, получить (n

m) - фазное выпрямление, где m - фазность выпрямления одного преобразовательного агрегата. Однако для достижения этого каждый из агрегатов должен иметь свой угол фазового сдвига

, при этом числа витков в обмотках каждого автотрансформатора индивидуальны.
Следовательно, недостатком описанного в [2] трансформаторного агрегата являются его ограниченные функциональные возможности, не обеспечивающие создание на его базе универсального трансформаторного агрегата путем пересоединения отдельных обмоток, обеспечивающего воспроизведение (n

m) - фазного режима выпрямления при n одинаковых универсальных трансформаторных агрегатах.
Изобретением решается задача создания трехфазного трансформаторного агрегата, характеризующегося широкими функциональными возможностями, благодаря его универсальности, позволяющей увеличить фазность выпрямления подстанции в n раз.
Для решения поставленной задачи в трехфазном трансформаторном агрегате, содержащем автотрансформатор, имеющий обмотку, соединенную в треугольник, и фазосдвигающую обмотку, и трансформатор, имеющий первичную и вторичную обмотки, предложено, согласно настоящему изобретению, трансформатор снабдить фазосдвигающей обмоткой, соединенной с первичной обмоткой таким образом, что обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки соединена последовательно с обмоткой другой фазы первичной обмотки, при этом обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки автотрансформатора соединена, по крайней мере, с обмоткой одной из двух других фаз автотрансформатора, соединенной в треугольник; при этом автотрансформатор может содержать дополнительную - выравнивающую - обмотку, соединенную с фазосдвигающей обмоткой таким образом, что обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки соединена последовательно с обмоткой другой фазы выравнивающей обмотки.
Изобретение поясняется чертежами, представляющими собой: фиг.1 - принципиальная электрическая схема трехфазного трансформаторного агрегата, трансформатор которого содержит, наряду с первичной и вторичной обмотками, фазосдвигающую обмотку, фиг.2 - векторная диаграмма напряжений автотрансформатора трансформаторного агрегата, изображенного на фиг.1; фиг.3 - векторная диаграмма напряжений трансформатора трансформаторного агрегата, изображенного на фиг. 1; фиг.4 - принципиальная электрическая схема трехфазного трансформаторного агрегата, трансформатор которого содержит, наряду с первичной, вторичной и фазосдвигающей обмотками, дополнительную - выравнивающую обмотку, фиг.5 - векторная диаграмма напряжений автотрансформатора трансформаторного агрегата, изображенного на фиг.4.
Трехфазный трансформаторный агрегат содержит автотрансформатор 1 и трансформатор 2.
Автотрансформатор 1 содержит обмотку 3, соединенную в треугольник, и фазосдвигающую обмотку 4.
Трансформатор 2 содержит первичную обмотку 5, вторичную обмотку 6 и фазосдвигающую обмотку 7.
При этом обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки 7 трансформатора 2, в частности обмотка фазы А, соединена последовательно с обмоткой другой фазы, в частности фазы С, первичной обмотки 5. Обмотка фазы В фазосдвигающей обмотки 7 соединена последовательно с обмоткой фазы А первичной обмотки 5. Обмотка фазы С фазосдвигающей обмотки 7 соединена последовательно с обмоткой фазы В первичной обмотки 5.
Обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки 4 автотрансформатора 1, в частности фазы А, соединена с обмоткой фазы В обмотки 3, соединенной в треугольник. Обмотка фазы В фазосдвигающей обмотки 4 соединена с обмоткой фазы С обмотки 3, соединенной в треугольник. Обмотка фазы С фазосдвигающей обмотки 4 соединена с обмоткой фазы А обмотки 3, соединенной в треугольник.
Помимо указанных выше обмоток и их соединений, автотрансформатор трехфазного трансформаторного агрегата может содержать дополнительную - выравнивающую - обмотку 8 (см. фиг.4 и 5).
Выравнивающая обмотка 8 соединена с фазосдвигающей обмоткой 4 автотрансформатора 1 таким образом, что обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки 4, в частности фазы А, соединена последовательно с обмоткой фазы В выравнивающей обмотки 8; обмотка фазы В фазосдвигающей обмотки 4 соединена последовательно с обмоткой фазы С выравнивающей обмотки 8; обмотка фазы С фазосдвигающей обмотки 4 соединена с обмоткой фазы А выравнивающей обмотки 8.
Введение в трансформатор 2 фазосдвигающей обмотки 7 и соединение ее с первичной обмоткой 5 таким образом, что обмотка одной фазы фазоповоротной обмотки соединена последовательно с обмоткой другой фазы первичной обмотки, позволит обеспечить возможность получения на трансформаторе двух углов фазового сдвига +

и -

.
Получение угла сдвига 5 достигается изменением схемы соединения фазосдвигающей обмотки 7 и первичной обмотки 5 трансформатора 1: фаза А фазосдвигающей обмотки 7 соединяется с фазой В первичной обмотки 5, фаза В фазосдвигающей обмотки 7 соединяется с фазой А первичной обмотки 5, а фаза С фазосдвигающей обмотки 7 соединяется с фазой А первичной обмотки 5.
Соединение в автотрансформаторе фазосдвигающей обмотки 4 с обмоткой, соединенной в треугольник 3, таким образом, что обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки соединена с обмоткой другой фазы обмотки, соединенной в треугольник, в свою очередь позволит при равных коэффициентах трансформации автотрансформатора иметь на нем углы фазового сдвига +

, 0, -

. Получение угла 0
o достигается путем подачи питающего напряжения на вершины треугольника А
1, В
2, С
1 (см. фиг.1), угла +

- подачей напряжения питания на концы фазосдвигающей обмотки А, В, С (см. фиг.1), получение угла -

обеспечивается, например, пересоединением фазосдвигающей обмотки 4. Возможны и другие решения.
Получение равных коэффициентов трансформации достигается подбором числа витков фазосдвигающей обмотки и точки подключения фазосдвигающей обмотки к обмотке автотрансформатора, соединенной в треугольник таким образом, что линейные напряжения АВ и A
1B
1, ВС и В
1С
1, СА и C
1A
1 равны (см. векторную диаграмму на фиг.2).
Таким образом, заявляемый трансформаторный агрегат позволяет путем пересоединения обмоток или изменения в схеме подсоединения питающей сети иметь следующие углы фазового сдвига (-

, -

); (-

, +

); -

; +

; (

, -

); (

, +

). При этом, добиваясь определенных значений углов

и

, можно на базе трансформаторного агрегата единого исполнения получать различные фазности выпрямления n - агрегатной подстанции.
Так, например, при фазности выпрямления одного агрегата, равной m=6, для достижения на шести агрегатах (n

m)=6

6=36-фазного выпрямления необходимо, чтобы углы фазового сдвига различались на углы, кратные 10
o. Это достигается при

=5
o,

=20
o, при этом агрегаты будут иметь углы соответственно -25
o; -15
o; -5
o; +5
o; +15
o; +25
o.
Аналогично, при m=12 для достижения 72-фазного выпрямления при n=6 необходимо иметь углы фазовых сдвигов, кратные 5
o. Это достигается при

=2,5
o,

= 10
o, при этом агрегаты будут иметь углы соответственно -12,5
o; -7,5
o; -2,5
o; +2,5
o; +7,5
o; +12,5
o.
В соответствии с заявляемым решением разработана техническая документация. В настоящее время изготовлен и испытан опытный образец трехфазного трансформаторного агрегата, в котором реализовано заявляемое решение.
Источники информации 1. Авт. свид. СССР 970494, МКИ Н 01 F 29/02, 1982 г.
2. Акцептованная заявка Японии 60-98610, МКИ Н 01 F 29/04, 1985 г.
Формула изобретения
1. Трехфазный трансформаторный агрегат, содержащий автотрансформатор, имеющий обмотку, соединенную в треугольник, фазосдвигающую обмотку и трансформатор, имеющий первичную и вторичную обмотки, отличающийся тем, что трансформатор содержит фазосдвигающую обмотку, соединенную с первичной обмоткой таким образом, что обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки соединена последовательно с обмоткой другой фазы первичной обмотки, при этом обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки автотрансформатора соединена, по крайней мере, с обмоткой одной из двух других фаз обмотки автотрансформатора, соединенной в треугольник.
2. Трехфазный трансформаторный агрегат по п. 1, отличающийся тем, что автотрансформатор содержит дополнительную выравнивающую обмотку, соединенную с фазосдвигающей обмоткой таким образом, что обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки соединена последовательно с обмоткой другой фазы выравнивающей обмотки.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2,
Рисунок 3,
Рисунок 4,
Рисунок 5