Специализированный кузов-фургон преимущественно для перевозки взрывчатых материалов
Изобретение относится к транспортной технике, обеспечивающей безопасную транспортировку взрывчатых веществ. Специализированный кузов-фургон преимущественно для перевозки взрывчатых материалов содержит установленный на шасси кузов-фургон и погрузочно-разгрузочный механизм. Кузов-фургон представляет собой многослойную камеру, состоящую из внешней силовой оболочки (1), внутренней металлической оболочки (2) и промежуточной герметизирующей оболочки (4). Свободный объем между слоями заполнен демпфирующим материалом. Со стороны входа в камеру установлен металлический фланец (5), жестко соединенный с силовой и внутренней оболочками. Промежуточная оболочка герметично связана с фланцем через упругий элемент. Во внутреннюю металлическую оболочку на роликах с возможностью перемещения вдоль оси установлен выдвижной загрузочный отсек (8), имеющий загрузочный люк (9) и соединенный с гермобронезаглушкой (10), герметизирующей кузов-фургон. Гермобронезаглушка жестко соединена с погрузочно-разгрузочным механизмом. Изобретение повышает безопасность. 4 з. п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к технике защиты окружающей среды от взрывного воздействия, обеспечения безопасности и герметичного удержания в замкнутом объеме специализированного кузова-фургона продуктов взрыва, содержащих высокоскоростные металлические осколки, аэрозоли, в том числе радиоактивные и газообразные химические вещества.
Преимущественной областью его применения является проектирование и изготовление новых мобильных защитных локализующих железобетонных устройств, предназначенных для локализации аварийных экологически опасных взрывчатых объектов на месте их нахождения: производства, места хранения, террора или аварий и т.д., а также безопасная их транспортировка к местам утилизации или ликвидации. Специализированный кузов-фургон может быть применен для безопасной транспортировки делящихся материалов (ДМ) и других опасных грузов. Известно техническое решение как аналог "Устройство для локализации продуктов взрыва" (патент России 2130563, МКИ F 17 С 1/00, публикация в БИ 14 от 20.05.99 г.). Указанное устройство содержит наружную железобетонную оболочку и внутреннюю металлическую оболочку. Зазор между ними заполнен слоем демпфирующего материала, а между железобетонной оболочкой и демпфирующим слоем введена замкнутая герметизирующая металлическая оболочка. Основным недостатком этого устройства является то, что оно не транспортабельно и не может быть использовано в различных местах нахождения взрывчатых экологически опасных объектов для их локализации на месте возникновения такой необходимости. Известен специализированный автомобиль (патент России 2077433, В 60 Р 9/00, публикация в БИ 11 от 20.04.97 г.) для перевозки взрывчатых материалов, выбранный в качестве прототипа, содержащий установленный на шасси кузов-фургон, смонтированный в верхней части последнего погрузочно-разгрузочный механизм, включающий в себя направляющую и перемещающуюся по ней каретку с захватом и средства пожаротушения. Недостатком указанного специализированного автомобиля является его неспособность сохранять герметичность и конструкционную целостность в случае аварийного взрыва в нем объекта с химическим взрывоопасным веществом, заключенным в осколообразующую упаковку, например, при пресечении попытки осуществления террористических актов; невозможность перевозки взрывных устройств, содержащих заряд взрывчатого вещества большой массы, помещенных в упаковку, образующую при взрыве осколки, для которых стенка фургона не является прочной преградой. Автомобиль не обладает сопротивляемостью к сейсмическим и динамическим нагрузкам и действию огня. Погрузочно-разгрузочный механизм автомобиля работает в пределах кузова фургона, что затрудняет его использование по мере заполнения фургона взрывчатым материалом, и не имеет привода. Решаемой технической задачей является разработка малометаллоемкого, дешевого, простого в изготовлении и обращении, прочного и стойкого к воздействию сейсмических и динамических нагрузок, атмосферным воздействиям и действию огня, с загрузочным механизмом специализированного кузова-фургона, способного сохранять герметичность и конструкционную целостность в случае аварийного взрыва в нем различных взрывчатых и экологически опасных объектов, в том числе в осколообразующей упаковке. Ожидаемый технический результат от реализации специализированного кузова-фургона - его повышенная удельная несущая способность, надежная, безопасная для окружающих людей и сооружений изоляция взрывных устройств любого вида, максимально возможных габаритов, а также возможность безопасной перевозки взрывоопасных грузов в осколообразующей упаковке в том числе диверсионных. Типоразмеры специализированного кузова-фургона могут быть различны в зависимости от массы и габаритов взрывчатого локализуемого устройства. Поставленная техническая задача решается тем, что в специализированном кузове-фургоне преимущественно для перевозки взрывчатых материалов, установленном на шасси, со смонтированным на нем погрузочно-разгрузочным механизмом, согласно изобретению кузов-фургон представляет собой многослойную камеру, состоящую из внешней силовой оболочки, внутренней металлической оболочки, промежуточной металлической герметизирующей оболочки, свободный объем между слоями заполнен демпфирующим материалом, со стороны входа в кузов фургон установлен металлический фланец, жестко соединенный с силовой и внутренней оболочками, а промежуточная оболочка герметично связана с фланцем через упругий элемент, во внутреннюю металлическую оболочку на роликах с возможностью перемещения вдоль оси установлен выдвижной загрузочный металлический отсек, имеющий открытый загрузочный люк и соединенный с гермобронезаглушкой, герметизирующей кузов-фургон, гермобронезаглушка в свою очередь жестко соединена с погрузочно-загрузочным механизмом. Внешняя силовая оболочка выполнена из железобетона. Погрузочно-загрузочный механизм снабжен объемным гидроприводом и представляет собой установленные на внешней силовой оболочке несущие элементы, жестко соединенные между собой неподвижными направляющими и ходовым винтом, на которых установлен ползун, выполненный в виде коромысла, плечи которого соединены посредством подвижного вала-толкателя с гермобронезаглушкой. На наружной поверхности гермобронезаглушки установлены заклинивающие элементы, а на наружной поверхности фланца выполнены гнезда под заклинивающие элементы. На внутренней металлической оболочке снизу в зоне входа в кузов-фургон установлены ролики, а ролики на выдвижном загрузочном отсеке установлены сзади диаметрально снизу и сверху. Фланец, связанный со всеми элементами кузова-фургона указанным образом, и гермобронезаглушка, герметизирующая его заклинивающими элементами, обеспечивают совместную их работу при прохождении ударной волны и действии динамических нагрузок, допуская большие упруго-пластические деформации без разрушения герметизирующей оболочки. Наружная силовая оболочка из железобетона за счет небольшого по площади количества арматуры (1


Формула изобретения
1. Специализированный кузов-фургон преимущественно для перевозки взрывчатых материалов, содержащий установленный на шасси кузов-фургон и погрузочно-разгрузочный механизм, отличающийся тем, что кузов-фургон представляет собой многослойную камеру, состоящую из внешней силовой оболочки, внутренней металлической оболочки и промежуточной герметизирующей оболочки, а свободный объем между слоями заполнен демпфирующим материалом, причем со стороны входа в камеру установлен металлический фланец, жестко соединенный с силовой и внутренней оболочками, а промежуточная оболочка герметично связана с фланцем через упругий элемент, при этом во внутреннюю металлическую оболочку на роликах с возможностью перемещения вдоль оси установлен выдвижной загрузочный отсек, имеющий загрузочный люк и соединенный с гермобронезаглушкой, герметизирующей кузов-фургон, гермобронезаглушка жестко соединена с погрузочно-разгрузочным механизмом. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что внешняя силовая оболочка выполнена из железобетона. 3. Устройство по п. 1 или 2, отличающееся тем, что погрузочно-разгрузочный механизм снабжен объемным гидроприводом и представляет собой установленные на внешней силовой оболочке несущие элементы, жестко соединенные между собой неподвижными направляющими и ходовым винтом, на которых установлен ползун, выполненный в виде коромысла, плечи которого соединены посредством подвижного вала-толкателя с гермобронезаглушкой. 4. Устройство по одному из пп. 1-3, отличающееся тем, что на наружной поверхности гермобронезаглушки установлены заклинивающие элементы, а на наружной поверхности фланца выполнены гнезда под заклинивающие элементы. 5. Устройство по одному из пп. 1-4, отличающееся тем, что на внутренней металлической оболочке снизу в зоне входа в кузов-фургон установлены ролики, а ролики на выдвижном загрузочном отсеке установлены диаметрально снизу и сверху.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2