Сепаратор для очистки дизельных топлив
Изобретение относится к оборудованию для очистки топлива в процессе его использования в судовых условиях, в частности к сепараторам для очистки дизельных топлив от воды и механических примесей. Сепаратор содержит вертикальный цилиндрический корпус, отстойник с патрубком для удаления примесей, расширительную камеру с дефлектором, верхняя часть которого выполнена в виде тарелки из усеченного конуса, а нижняя - в виде тарелки из конуса, вершина которого направлена вверх. Нижняя тарелка снабжена спрямляющим устройством. Отражательная перегородка установлена выше тарелок дефлектора и выполнена в виде тарелки из усеченного конуса, направленного меньшим основанием вниз. Направляющая труба перед расширительной камерой дефлектора снабжена насадкой, а под верхней тарелкой, у наружного ее края, установлено отражательное кольцо в виде усеченного конуса, направленного меньшим основанием вверх. Технический результат состоит в повышении эффективности очистки. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к оборудованию для очистки топлива в процессе его использования в судовых условиях, в частности к сепараторам для очистки топлива от воды и механических примесей.
Известны центробежные сепараторы, которые служат основным средством очистки топлива от механических примесей в виде частиц песка, глины, металлических частей, окалины, ржавчины, попадающих в топливо при его транспортировке, сливе, хранении, а также воды (см. А.Л. Филиппов. Обработка топлива и масла для судовых дизелей и котлов. - М.: Транспорт, 1966, с.46-175). Центробежные сепараторы громоздки, дорогостоящи и сложны по конструкции, требуют больших затрат энергии, специального обслуживания и контроля, не надежны в работе. Наиболее близким к предложенному техническому решению является сепаратор для очистки топлива (Патент РФ 2077916, МКИ: В 01 D 43/00, В 01 D 17/00 - прототип). Учитывая, что отделяемые примеси тяжелее текучей среды, эффект сепарации достигается созданием в конструкции сепаратора условий для наибольшего проявления сил инерции, сил тяжести (гравитационных) и сил молекулярного притяжения взвешенных в топливе частичек воды и механических примесей. Сепаратор недостаточно полно сепарирует мельчайшие механические примеси, затруднен его монтаж в затесненных помещениях, требует постоянного контроля за уровнем раздела сред и периодическим удалением примесей из отстойника. Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности сепарации, обеспечение выбранного фиксированного уровня раздела сред и автоматического удаления примесей из отстойника, улучшение условий монтажа. Решение поставленной задачи достигается за счет того, что направляющая труба сепаратора перед расширительной камерой дефлектора снабжена насадкой, а под верхней тарелкой, у наружного ее края, установлено отражательное кольцо в виде усеченного конуса, направленного меньшим основанием вверх. Кроме того, верхняя часть цилиндрического корпуса и нижняя часть отстойника выполнены в виде эллиптического днища, при этом в боковую поверхность корпуса вмонтированы два патрубка подвода топлива, снабженные отрезками поперечной трубы с крестовиной, проходящими через центральную часть сепаратора, причем один из патрубков закрыт, а отрезки поперечной трубы посредством крестовины соединены с впускным каналом направляющей трубы, проходящей вдоль оси сепаратора. Кроме того, для обеспечения автоматической очистки сепаратора в боковую поверхность цилиндрического корпуса отстойника вмонтирован карман под датчик раздела сред сигнализатора уровня, подключенный к гидроуправляемому клапану, установленному на спускном трубопроводе топливной системы. Использование новых элементов повышает эффективность эмульгирования обрабатываемого потока за счет увеличения разности скоростей при резком его торможении в расширительной камере и на выходе из дефлектора обеспечивает улавливание и высевание на конусном отражательном кольце, установленном под верхней тарелкой дефлектора у наружного ее края, мельчайших механических примесей, улучшает условия для разъединения текучих сред за счет торможения сепарированного потока топлива, обеспечивает удобство монтажа сепаратора в затесненных помещениях, а также его автоматизированную очистку, что выгодно отличает защищаемый сепаратор от его прототипа. На фиг.1 изображен общий вид заявленного сепаратора. На фиг. 2 схематично изображено движение различных по плотности частиц потока топлива в междутарелочном пространстве дефлектора. Сепаратор для очистки топлива от воды и механических примесей (см. фиг. 1) состоит из вертикального цилиндрического корпуса 1, верхняя часть которого выполнена в виде эллиптического днища, патрубков 2 подвода топлива, вмонтированных в его боковую поверхность и снабженных отрезками поперечной трубы с крестовиной, образующими впускной канал, причем один из патрубков закрыт, а отрезки поперечной трубы посредством крестовины соединены с впускным каналом направляющей трубы 3, проходящей вдоль оси сепаратора, верхней части дефлектора - расширительной камеры 4 с тарелкой 5, выполненной в виде усеченного конуса, при этом расширительная камера 4 соединена с направляющей трубой 3, в которую вмонтирована насадка 6, ускоряющая поступающий поток, нижней части дефлектора - тарелки 7, выполненной в виде усеченного конуса, вершина которого направлена вверх, снабженной устройством 8, служащим для спрямления потока и расположенным в центре расширительной камеры 4, отражательного кольца 9, установленного под верхней тарелкой 5 у наружного ее края и выполненного в виде усеченного конуса, направленного меньшим основанием вверх, отражательной перегородки 10, установленной выше тарелок 5, 7 дефлектора, отстойника 11 с нижней частью, выполненной в виде эллиптического днища, и расположенным на нем патрубком для удаления примесей, кармана 12, вмонтированного в боковую поверхность отстойника 11 для установки датчика раздела сред 13. Сепаратор работает следующим образом. Обрабатываемый поток топлива через один из патрубков 2, второй при этом закрыт, отрезок поперечной трубы и крестовину поступает в канал направляющей трубы 3, затем через насадку 6, ускоряющую поток, попадает в расширительную камеру 4. При входе в расширительную камеру 4 скорость потока резко падает, и вследствие различия плотностей компонентов смеси топлива, а следовательно, и их тормозного пути поток подвергается эмульгированию, что способствует выделению из мелкодисперстной смеси топлива плотных веществ и капелек более тяжелой среды. Далее, попадая в пространство между тарелками 5 и 7, при движении по образованному каналу наиболее тяжелые частицы претерпевают гравитационное осаждение и коалесценцию, прилипают к поверхности тарелок, затем, сливаясь и увеличиваясь до капли, переносятся в нижнюю часть отстойника 11. Проследим на фиг. 2 за движением плотной частицы А и каплей топлива В, находящимися в обрабатываемом топливе. Плотность частицы А больше плотности капли топлива В. Топливо поступает в пространство между тарелками от центра устройства, как показано стрелками, и течет по каналу по направлению к периферии. Примем, что поток топлива имеет ламинарное движение, тогда эпюра распределения скорости
Формула изобретения
1. Сепаратор для очистки топлива от воды и механических примесей, содержащий вертикальный цилиндрический корпус, отстойник с патрубком для удаления примесей, размещенный в его днище, расширительную камеру с дефлектором, верхняя часть которого выполнена в виде тарелки из усеченного конуса, а нижняя - в виде тарелки из конуса, вершина которого направлена вверх, при этом нижняя тарелка снабжена спрямляющим устройством, расположенным в центре расширительной камеры, отражательную перегородку, установленную выше тарелок дефлектора и выполненную в виде тарелки из усеченного конуса, направленного меньшим основанием вниз, патрубок подвода топлива с направляющей трубой, вмонтированными в верхнюю часть корпуса по его оси, при этом направляющая труба соединена с расширительной камерой, патрубок отвода топлива, размещенный в верхней части сепаратора, регулирующее устройство, отличающийся тем, что направляющая труба перед расширительной камерой дефлектора снабжена насадкой, а под верхней тарелкой, у наружного ее края, установлено отражательное кольцо в виде усеченного конуса, направленного меньшим основанием вверх. 2. Сепаратор по п.1, отличающийся тем, что верхняя часть цилиндрического корпуса и нижняя часть отстойника выполнены в виде эллиптического днища, при этом в боковую поверхность корпуса вмонтированы два патрубка подвода топлива, снабженные отрезками поперечной трубы с крестовиной, проходящими через центральную часть сепаратора, причем один из патрубков закрыт, а отрезки поперечной трубы посредством крестовины соединены с впускным каналом направляющей трубы, проходящей вдоль оси сепаратора. 3. Сепаратор по п.1, отличающийся тем, что в боковую поверхность отстойника вмонтирован карман с установленным в нем датчиком раздела сред.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2