Амортизационное устройство морской баллистической ракеты
Изобретение относится к морскому ракетному вооружению. Амортизационное устройство морской баллистической ракеты содержит пояса, составленные из амортизаторов, выполненных в виде пустотелых резиновых коробов с металлическим основанием, закрепленным на боковой поверхности ракеты. Со стороны, противоположной основанию, каждый амортизатор выполнен открытым с образованием полости в виде ниши. При этом за одно с боковыми стенками амортизатора образован буртик с уплотнительной канавкой, а сам буртик армирован изнутри металлической замкнутой рамкой. Изобретение позволяет расширить диапазон жесткостных характеристик амортизаторов за счет использования в качестве рабочего тела окружающей среды и демпфировать колебания ракеты при воздействии внешних возмущающих факторов. 4 ил.
Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании пусковых (стартовых) установок морских баллистических ракет, стартующих с подводного и надводного положений.
В современном ракетостроении для обеспечения устойчивого положения и требуемого направления движения ракеты в процессе ее старта из пусковой шахты подводной лодки используют направляющие элементы, выполненные в виде амортизаторов. При этом амортизаторы могут быть установлены как на ракете, так и на стенке пусковой шахты. В современном ракетостроении известны типовые схемы пусковых установок подводных лодок США (см. "Баллистические ракеты подводных лодок России". Избранные статьи, Государственный ракетный центр КБ им. академика В.П. Макеева, 1997 г., стр. 145-147, рис. 3), где для гашения силовых и ударных нагрузок, действующих на ракету в процессе ее эксплуатации, применяют амортизаторы из пенополиуретана и эластомера. Известны также амортизационные устройства ракеты "Полярис А-3", выполненные в виде уплотнительных поясов (см. И.Н. Пенцак "Теория полета и конструкция баллистических ракет", "Машиностроение", 1974 г., стр. 258, рис. 13.14, позиция 7). Недостатком приведенных схем пусковых установок, содержащих амортизаторы из полеуретана и эластомера, является невозможность изменять силовые характеристики амортизации в различных уcловиях эксплуатации (в условиях похода и старта ракеты из подводного положения). Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту и выбранным в качестве прототипа является схема пусковой установки с резиновой горизонтальной амортизацией (см. "Баллистические ракеты подводных лодок России", избранные статьи, Государственный ракетный центр "КБ им. академика В. П. Макеева", 1997 г., стр. 143-145, рис. 2), где для амортизации в процессе эксплуатации ракеты в шахтной пусковой установке и обеспечения направленного движения ракеты в пусковой шахте в процессе старта из надводного и подводного положения используют амортизаторы, выполненные из резины. Недостатком приведенной схемы пусковой установки, содержащей амортизаторы является невозможность изменять силовые характеристики амортизаторов в различных условиях эксплуатации, например в походных условиях и в условиях старта из подводного положения, где на ракету действует набегающий поток воды, обусловленный ходом подводной лодки. Следует отметить, что силовые характеристики амортизаторов выбирают из условия обеспечения максимальных силовых нагружений, что приводит к нежелательному увеличению амортизационного устройства, установленного на ракете, и к завышению жесткостных характеристик амортизаторов при походных условиях. Изобретение направлено на расширение диапазона силовых характеристик амортизаторов без изменения их конструктивных параметров путем использования в качестве рабочего тела окружающей среды (воздуха или воды), что позволяет снизить вес амортизаторов ракеты, а также на гашение колебаний, обусловленных поперечными возмущающими факторами (бортовая качка, выход ракеты из шахты в набегающем потоке воды, и т.д.), т. е. на оказание демпфирующего влияния на ракету. Согласно изобретению указанная задача решается следующим образом. В нем каждый амортизатор с противоположной основанию стороны выполнен открытым с образованием полости в виде ниши, при этом по периметру торцевой поверхности за одно с боковыми стенками амортизатора образован буртик, на внешней поверхности которого выполнена уплотнительная канавка, а сам буртик изнутри армирован металлической замкнутой рамкой. Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 показан общий вид устройства; на фиг. 2 приведено сечение по А-А; на фиг.3 показан вид I; на фиг.4 приведены кривые зависимости поперечных перемещений в шахте от величины силового нагружения для различных условий эксплуатации ракеты. Устройство содержит пусковую установку (шахту)1 с ракетой 2, на которой расположены резиновые амортизаторы коробчатого типа 3 с металлическими основаниями 4, каждый амортизатор выполнен открытым с образованием полости 5, а по периметру за одно со стенками амортизатора образован буртик 6, на внешней поверхности которого образована уплотнительная канавка 7, при этом сам буртик армирован металлической замкнутой рамкой 8. Устройство работает следующим образом. Эксплуатация амортизаторов ракеты осуществляется как в походных условиях подводной лодки в воздушной среде шахты, так и в процессе пуска ракеты из подводного положения в водной среде, при этом силовое нагружение в зависимости от условий эксплуатации отличается значительно. Так, при старте ракеты из шахты подводной лодки на ракету, а следовательно и на амортизаторы, действуют значительные силы, обусловленные скоростным потоком воды (старт осуществляется с движущейся лодки), которые во много раз превышают силы, например, от бортовой качки подводной лодки в походных условиях. Выбор силовых характеристик амортизаторов осуществляется из условия обеспечения их работоспособности при максимальном нагружении, что неблагоприятно сказывается на работоспособности амортизаторов при малых нагрузках (повышается их жесткость), а следовательно, ухудшаются условия эксплуатации ракеты. Изобретение предусматривает использование окружающей среды в пусковой шахте (воздух или вода) в качестве рабочего тела в системе амортизации для различных условий эксплуатации ракеты. Для гипотетической ракеты на фиг.4 приведена качественная картина зависимостей поперечных перемещений ракеты в шахте, обусловленных силовым нагруженном от возмущений для различных условий эксплуатации амортизационной системы. Кривая N1 на фиг.4 соответствует условиям эксплуатации ракеты 2, когда полости 5 амортизаторов не герметичны, т. е. без использования окружающей среды (воздуха или воды) в качестве рабочего тела, при этом силовые характеристики амортизаторов обусловлены только характеристиками материала амортизаторов и их конструкцией. Кривая N2 соответствует условиям эксплуатации ракеты, когда пусковая шахта и герметичная полость амортизатора заполнены воздухом. В процессе нагружения амортизатор деформируется, при этом давление воздуха внутри него повышается, за счет чего его жесткость увеличивается, а при снятии нагрузки амортизатор расправляется за счет упругости материала амортизатора и избыточного давления воздуха в его полости. Здесь воздух, используемый в качестве рабочего тела, работает подобно пружине. При этом поперечные перемещения ракеты в пусковой шахте (
Формула изобретения
Амортизационное устройство морской баллистической ракеты, содержащее амортизационные пояса, составленные из амортизаторов в виде пустотелых резиновых коробов с металлическим основанием, которые закреплены на боковой поверхности ракеты, отличающееся тем, что каждый амортизатор с противоположной основанию стороны выполнен открытым, с образованием полости в виде ниши, при этом по периметру торцевой поверхности за одно с боковыми стенками амортизатора образован буртик, на внешней поверхности которого по периметру выполнена уплотнительная канавка, а сам буртик изнутри армирован металлической замкнутой рамкой.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4