Турбобур-редуктор
Изобретение относится к области горного дела, в частности к техническим средствам для бурения нефтяных и газовых скважин, а конкретно к забойным буровым двигателям. Турбобур-редуктор, содержащий три независимые, выполненные с возможностью скрепления между собой секции: нижнюю - шпиндельную, среднюю - редукторную и верхнюю - турбинную, выполнен таким образом, что ведущий и ведомый валы редукторной секции зафиксированы в радиальном и осевом положениях в имеющем фонари фальш-корпусе с помощью роторных элементов радиальных опор и радиально-упорных подшипников, зафиксированных в свою очередь в корпусе редукторной секции двухниппельным переводником, причем ведущий вал имеет гайку-водило, на эксцентричной цапфе которой закреплено внутреннее зубчатое колесо, которое связано с ведомым валом с помощью кулачковой муфты Ольдгейма, а уплотнение вала шпиндельной секции выполнено дроссельным, при этом статорные элементы дроссельного уплотнения вала шпинделя, статорные обоймы пяты и их проставочные кольца зафиксированы в корпусе шпиндельной секции с помощью ниппельной гайки, а на валу шпинделя с помощью гайки-муфты зафиксированы роторные втулки дроссельного уплотнения вала, роторные обоймы пяты и их проставочные кольца, причем хорда профиля лопаток статорных ступеней давления турбины турбинной секции имеет направление левого винта, а хорда профиля лопаток роторных ступеней - направление правого винта. Изобретение обеспечивает повышение эффективности и долговечности использования турбобура-редуктора. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к техническим средствам, с помощью которых бурятся нефтяные и газовые скважины; в более узком подразделении этих средств - к забойным двигателям - турбобурам, с помощью которых приводятся во вращение шарошечные долота, разрушающие забои стволов бурящихся скважин.
Дальним аналогом нашего изобретения является турбобур, изготовлявшийся и использовавшийся в СССР с 1924 по 1934 год согласно патенту 546; автор М.А. Капелюшников; приоритет от 19.02.22 г. Однако все главные узлы этого турбобура: турбина, редуктор, осевая опора - обладали очень низким сроком службы (не превышающим 20 часов), были смонтированы в едином корпусе, что не позволяло вести их обезличенный-специализированный ремонт и замену. Из-за своей низкой эффективности он был снят с производства. Ближайшим аналогом нашего изобретения является "Редукторный турбобур", выполняемый согласно описанию патента РФ 2.112 856, Бюл. 16 от 10.06.98 г. У этого редукторного турбобура имеются турбинная и шпиндельная секции, снабженные корпусами и валами, и редуктор, располагающийся между турбинной секцией и шпинделем. Входной и выходной валы редуктора связаны между собой планетарной зубчатой передачей Баррета, при этом корпуса турбинной секции, корпус редуктора и корпус шпинделя жестко связаны друг с другом посредством резьб; все элементы редукторной передачи Баррета и опорные элементы шпинделя располагаются в общей маслозаполненной камере. По нашему мнению, главным недостатком такого редукторного турбобура является сама схема, предусматривающая использование планетарной передачи Баррета, размещенной в одной камере с опорными элементами шпинделя. Дело в том, что опоры сателлитов наиболее слабое силовое звено этой схемы, а опорные элементы шпинделя могут работать в несколько раз дольше (но заменяться должны вместе). К тому же одноярусная схема планетарной передачи редуктора Баррета может обеспечить коэффициент редуцирования оборотов не свыше 3,75, в то время как для реализации всех потенциальных возможностей редукторного турбобура этот коэффициент должен укладываться в пределы диапазона значений от 7 до 10. Изобретение позволяет решить все проблемы создания долговечного и относительно недорогого "короткого" редукторного турбобура за счет увеличения передаточного отношения в одной ступени при использовании эксцентичного планетарного редуктора с внутренним зацеплением рабочих колес, доведя его до значений в 8-10, и при этом использовать только 15-40 ступеней давления турбины. При этом на турбине будет реализован относительно небольшой перепад давлений, что позволяет увеличить эффективность работы гидромониторных шарошечных долот. Сущность изобретения заключается в создании турбобура-редуктора, включающего в себя три независимые, скрепляемые друг с другом посредством корпусных резьб (непосредственно на роторном столе буровой установки) секции: нижнюю - шпиндельную, в корпусе которой установлены статорные элементы уплотнения вала шпинделя, статорные обоймы шаровой пяты и их проставочные кольца; на валу шпиндельной секции с помощью гайки-муфты зафиксированы роторные элементы уплотнения и роторные элементы-обоймы шаровой пяты и их проставочные кольца. Следующая - средняя - редукторная секция, в корпусе которой с помощью двухниппельного переводника эафиксирован фальш-корпус, в котором с возможностью взаимного вращения установлены два вала - ведущий и ведомый. На ведущем валу на эксцентричной цапфе с возможностью вращения относительно нее закреплено внутреннее зубчатое колесо, находящееся в одностороннем зацеплении с большим зубчатым колесом, неподвижно зафиксированным в фальш-корпусе. Внутреннее зубчатое колесо на своем конце имеет кулачковую муфту Ольдгейма, которая передает вращение с внутреннего зубчатого колеса на ведомый вал, также снабженный кулачковой муфтой. Следующая - верхняя - турбинная секция в своем корпусе имеет неподвижно зафиксированные с помощью двухниппельного переводника статорные ступени давления турбины, статорные элементы радиальных опор, статорные обоймы пяты и их проставочные кольца, а на валу турбинной секции с помощью гайки неподвижно зафиксированы роторные элементы радиальных опор, роторные ступени давления турбины, роторные обоймы осевой пяты и их проставочные кольца. При этом хорда профиля лопаток статорных ступеней давления турбины имеет направление левого винта, а хорда профиля лопаток роторных ступеней давления турбины имеет направление правого винта. Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 приведена общая компоновка верхней - турбинной секции. На фиг.2 - конструкция статорной ступени давления турбины. На фиг. 3 - конструкция роторной ступени давления турбины. На фиг.4 - общая компоновка верхней половины средней - редукторной секции. На фиг. 5 - общая компоновка нижней половины средней - редукторной секции. На фиг.6 - общая компоновка шпинделя - нижней опорной секции. Турбобур-редуктор состоит из трех независимых элементов секций, соединяемых посредством корпусных резьб в единый механизм-агрегат, способный вращать долото, непосредственно на роторном столе буровой установки. Конструкция и специфика изготовления деталей и узлов каждой секции предусматривают их производство на различных заводах: общими элементами всех трех секций могут являться их корпуса; упорно-регулировочные и проставочные втулки; ниппельные переводники; радиальные опоры. Корпус 1 верхней - турбинной секции своим верхним - резьбовым концом присоединяется к нижней трубе бурильной колонны (на фиг.1 не показана). В корпусе 1 с помощью двухниппельного соединительного переводника 2 сжаты с большим осевым усилием и неподвижно зафиксированы: упорно-регулировочная втулка 3; упорно-регулировочное кольцо 4; статорные элементы 5 двух-пяти радиальных опор; "фонари" 6 осевой пяты; от одной до двенадцати статорных обойм 7 осевой пяты; проставочные кольца 8 обойм 7; статорные ступени давления 9 турбины. Фонари 6 имеют отверстия 10, гидравлически сообщающие объем пространства внутри корпуса 1, в котором размещаются статорные ступени давления 9 турбины, с пространством, располагающимся между внутренней поверхностью корпуса 1 и наружной поверхностью фонарей 6, а также с пространством, располагающимся вне и за статорными обоймами 7 и их проставочными кольцами 8. На валу 11 верхней турбинной секции с помощью гайки 12 сжаты и неподвижно зафиксированы роторные элементы втулки 13 двух-пяти радиальных опор; от двух до тринадцати роторных обойм 14 осевой пяты и их проставочные кольца 15; упор 16 вала 11 и роторные ступени давления 17 турбины. На валу 11 с помощью резьбы закреплена шлицевая (квадратная или шестигранная) муфта 18. Статорные ступени давления 9 турбины имеют лопатки 19, хорда 20 профиля которых образует с плоскостью, перпендикулярной оси ступени, острый угол

Формула изобретения
1. Турбобур-редуктор, включающий три независимые, выполненные с возможностью скрепления между собой секции: нижнюю - шпиндельную, в корпусе которой установлено уплотнение вала шпинделя, на котором с помощью гайки-муфты зафиксированы элементы уплотнения и роторные элементы радиальной опоры вала, среднюю - редукторную секцию, в корпусе которой с помощью двухниппельного переводника зафиксирован фальш-корпус, в котором с возможностью взаимного вращения установлены два вала - ведомый и ведущий, на котором закреплено внутреннее зубчатое колесо, находящееся в одностороннем зацеплении с большим зубчатым колесом, неподвижно зафиксированным в фальш-корпусе, верхнюю - турбинную секцию, в корпусе которой с помощью двухниппельного переводника неподвижно зафиксированы статорные элементы радиальных опор, статорные ступени давления турбины, статорные обоймы пяты и их проставочные кольца, а на валу с помощью гайки неподвижно зафиксированы роторные элементы радиальных опор, роторные ступени давления турбины, роторные обоймы осевой пяты и их проставочные кольца, отличающийся тем, что хорда профиля лопаток статорных ступеней давления турбины имеет направление левого винта, а хорда профиля лопаток роторных ступеней давления турбины имеет направление правого винта, при этом ведущий и ведомый валы редукторной секции зафиксированы в радиальном и осевом положениях в имеющем фонари фальш-корпусе с помощью роторных элементов радиальных опор и радиально-упорных подшипников, зафиксированных в свою очередь в корпусе редукторной секции двухниппельным переводником, причем ведущий вал имеет гайку-водило, на эксцентричной цапфе которой с помощью подшипников закреплено внутреннее зубчатое колесо, которое связано с ведомым валом редукторной секции с помощью кулачковой муфты Ольдгейма, а уплотнение вала шпинделя выполнено дроссельным, при этом статорные элементы дроссельного уплотнения вала, статорные обоймы пяты и их проставочные кольца зафиксированы в корпусе шпиндельной секции с помощью ниппельной гайки, а на валу шпинделя с помощью гайки-муфты зафиксированы роторные втулки дроссельного уплотнения вала, роторные обоймы пяты и их проставочные кольца. 2. Турбобур-редуктор по п.1, отличающийся тем, что к верхней части ведущего вала редукторной секции на резьбе крепится поршневой масляный лубрикатор, к верхней части корпуса которого на резьбе крепится шлицевая, квадратная или шестигранная муфта, имеющая сквозное сверление, гидравлически соединяющее надмуфтовое пространство с надпоршневой полостью лубрикатора. 3. Турбобур-редуктор по п.1, отличающийся тем, что ведущий и ведомый валы редукторной секции, гайка-водило ведущего вала и ее эксцентричная цапфа, а также гайка-полумуфта Ольдгейма ведомого вала имеют сквозные сверления, гидравлически сообщающие рабочую полость редукторной секции с подпоршневой полостью масляного лубрикатора, а на конце ведомого вала закреплена шлицевая, квадратная или шестигранная муфта со сквозным сверлением, в котором закреплен нагнетательный клапан. 4. Турбобур-редуктор по п.1, отличающийся тем, что дроссельное уплотнение вала его шпинделя представляет собой набор обрезиненных по своей внутренней поверхности статорных стальных втулок общей длиной 1,5-2 м, зафиксированных в корпусе шпинделя с помощью ниппельной гайки, а роторный элемент дроссельного уплотнения выполняется в виде набора стальных втулок той же длины, наружная поверхность которых зацементирована и закалена на твердость 57. ..62 единицы Роквелла, зафиксированных на его валу с помощью шлицевой, квадратной или шестигранной муфты, при этом толщина резиновой обкладки внутренней поверхности каждой статорной втулки укладывается в пределы диапазона значений от 10 до 20% диаметра центрируемого вала, а посадочный допуск на соответствующую роторную втулку обеспечивает натяг до 0,1 мм и зазор не менее чем 0,1 мм.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6