Сверхзвуковой самолет с адаптивным крылом
Изобретение относится к авиационной технике. Самолет содержит фюзеляж, крыло, средства механизации, предназначенные для адаптации крыла к условиям полета посредством изменения геометрии крыла, горизонтальное оперение и средства управления полетом. Фюзеляж снабжен направляющей с фиксатором, бустером и створкой, позволяющей прикрывать упомянутую направляющую, крыло выполнено как трапециевидное крыло с небольшим удлинением, состоящее из неподвижной стреловидной части с большим удлинением и треугольной части с большим удлинением, имеющей лонжерон в корневой части, выполненной с возможностью отклонения бустером вниз и обратно. Трапециевидное крыло снабжено шарниром, предназначенным для связи вблизи законцовок упомянутых стреловидной и треугольных частей. Лонжерон выполнен с возможностью телескопического удлинения при движении бустером по направляющей с фиксатором. Изобретение направлено на повышение эффективности адаптации самолета к различным режимам полета. 3 з.п.ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к области самолетостроения, а именно к аэродинамическим характеристикам сверхзвукового самолета на различных режимах полета, или, условно, сверхзвуковом и дозвуковом режимах полета.
Изобретение также предназначено для эффективных маневров торможением, в частности в области военной авиации. На взлетно-посадочных режимах возможно создать мощную конфигурацию крыла, что позволит самолету с хорошей тяговооруженностью или приемистыми двигателями безопасно лететь на небольших скоростях, практически не меняя угла атаки всего самолета. В настоящее время для сверхзвуковых полетов эффективным является трапециевидное крыло почти с прямым углом задней кромки, а для дозвуковых - стреловидное крыло. Лучшим пока является компромиссное трапециевидное крыло со стреловидной задней кромкой, что используется на таких самолетах как МИГ-29, СУ-27, F-15 и.т.д. В качестве прототипа выбран самолет из этого класса, в частности изобретение (патент RU 2140376. Субботин В.В., Блинов А.И.), относящееся к многорежимным, маневренным самолетам, способным настраивать аэродинамические поверхности к различным режимам полета. Однако несущественное изменение упомянутых поверхностей уже недостаточно для создания самолетов нового поколения. Известна схема торможения самолета в воздухе, путем отклонения треугольных законцовок крыла, предложенная на небольшом спортивном самолете (заявка Великобритании 2237254. Barnard Richard). Однако наибольший эффект от данного маневра можно получить на самолете с большой тяговооруженностыо, гарантирующей несваливание в штопор. На взлетно-посадочных режимах известна идея использовать два прямоугольных крыла, одно из которых поворотное, установленное ниже переднего стационарного, для создания единого взлетно-посадочного контура (патент России 2121940. Кириакиди С.К., Панов А.В., Чистов С.В.). На небольшом самолете это не является эффективным из-за сложности конструкции и веса, а также возможности достичь для самолетов данного класса похожих ВПХ обычными методами. Предлагаемое изобретение обладает вышеперечисленными возможностями адаптации самолета к различным режимам полета на более высоком и эффективном уровне. Изобретение поясняется описанием со ссылками на прилагаемые чертежи и графики. Фиг. 1 - вид самолета в дозвуковом режиме полета, с перемещенной вниз треугольной частью крыла. Пунктиром показана сверхзвуковая конфигурация. Стрелками показаны возможные перемещения треугольной части крыла. Фиг.2 - вид самолета во взлетно-посадочной конфигурации. Фиг. 3 - схема телескопического удлинения лонжерона треугольной части в районе шарнирного соединения со стреловидной частью крыла. Фиг. 4 - схема варианта самолета с шарнирным соединением частей крыла и элеронами. Фиг. 5 - зависимость коэффициента подъемной силы Су от коэффициента сопротивления Сх крыла с разными удлинениями



Формула изобретения
1. Сверхзвуковой самолет, содержащий фюзеляж, крыло, средства механизации, предназначенные для адаптации крыла к условиям полета посредством изменения геометрии крыла, горизонтальное оперение и средства управления полетом, отличающийся тем, что фюзеляж снабжен направляющей с фиксатором, бустером и створкой, позволяющей прикрывать упомянутую направляющую, крыло выполнено как трапециевидное крыло с небольшим удлинением, состоящее из неподвижной стреловидной части с большим удлинением и треугольной части с большим удлинением, имеющей лонжерон в корневой части, выполненной с возможностью отклонения бустером вниз и обратно, трапециевидное крыло снабжено шарниром, предназначенным для связи вблизи законцовок упомянутых стреловидной и треугольных частей, упомянутый лонжерон выполнен с возможностью телескопического удлинения при движении бустером по направляющей с фиксатором. 2. Самолет по п.1, отличающийся тем, что он снабжен механизмом поворота треугольной части крыла вокруг оси упомянутого лонжерона, а упомянутая стреловидная часть крыла снабжена закрылком. 3. Самолет по п.2, отличающийся тем, что упомянутый механизм предназначен для поворота треугольной части крыла вокруг оси упомянутого лонжерона в верхнем положении при одновременном отклонении горизонтального оперения для торможения самолета в воздухе. 4. Самолет по п.2, отличающийся тем, что упомянутый механизм предназначен для поворота треугольной части крыла вокруг оси упомянутого лонжерона в нижнем положении при одновременном отклонении горизонтального оперения для торможения самолета в воздухе.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5