Способ извлечения энергии из текучих жидкостей и устройство для его осуществления
Изобретение предназначено для использования кинетической энергии движущегося потока жидкости или газа и получения полезной работы. Способ и устройство для преобразования кинетической энергии движущегося потока жидкости или газа в полезную работу осуществлены посредством использования набора аэро- и гидрокрыльев. Крылья могут иметь, по меньшей мере, две степени свободы, и смежные крылья могут двигаться в противофазе. Крылья испытывают индуцированные жидкостью вибрации, известные как флаттер (неустойчивые колебания). Для повышения эффективности внизу, наверху или по бокам устройства могут быть установлены заслонки. Для увеличения инерции крыльев гидрокрылья могут сочетаться с системой маховых колес. Вибрации каскада аэро- и гидрокрыльев могут быть механическими. Изобретение позволяет генерировать электрическую энергию за счет преобразования энергии потока текучей среды. 2 с. и 7 з.п.ф-лы, 15 ил.
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ Изобретение включает усовершенствование способов и устройства, раскрытых в выданных автору патентах США 4184805 (январь 1980 г.) и 4347036 (август 1982 г. ), и в основном может использоваться в осциллирующих каскадных энергетических системах (ОКЭС).
ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ Изобретение относится к технологии использования кинетической энергии движущегося потока жидкости или газа, в первую очередь к каскаду аэро- и гидрокрыльев, осциллирующих под действием таких потоков. Эти крылья будут производить полезную работу, т. е. генерировать электричество, за счет энергии потока или создавать движущую силу путем аккумулирования поступающей от внешнего источника энергии для создания негативного дифферента. УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ Продолжающийся поиск альтернативных источников энергии вызвал возобновление интереса к использованию практически неистощимой кинетической энергии движущихся жидкостей или газов, таких как ветер, речные и океанические течения. Все эти источники являются производными от солнечной энергии в том смысле, что движение потоков возникает в результате солнечного прогрева. Ветряная мельница является простым примером устройства, способного использовать такую энергию, однако очень ограничена в использовании вследствие больших центробежных сил, создаваемых большими вращающимися лопастями, зависимости рабочей частоты от скорости ветра, необходимости больших рабочих площадей, т. е. больших кругов, описываемых вращающимися лопастями, чтобы произвести достаточно энергии из природных ветряных потоков. Один из вариантов, альтернативных ветряной мельнице, раскрыт в патенте США 4024409, выданном Питеру Р. Пайне. Этот патент раскрывает устройство, включающее проволоку, осциллирующую за счет распространения вихря, вибрации которой затем превращаются в полезную работу. Подобно эоловой арфе, мосту Тахома Нэрроуз и уличной вывеске, развевающейся в порыве ветра, такой тип движения возникает, когда вихри отталкиваются от округлого тела при частоте, резонансной природной частоте предмета. Патент также раскрывает использование одной лопасти, которая осциллирует в зависимости от параметров ветра. Однако, так же как и в случае ветряной мельницы, количество энергии, которое может быть использовано, ограничено. Более того, такие вибрации скорее обусловлены Кармановским явлением уличного вихря, нежели аэроупругим явлением флаттера. Патент США 3995972 раскрывает устройство, включающее набор аэрокрыльев, жестко связанных между собой и помещенных в ветряной поток. За счет последовательного изменения угла атаки аэрокрыльев возникает однородное колебательное движение, вызывающее возвратно-поступательное движение стрежня, который затем, в свою очередь, приводит в движение выходное устройство. Недостаток такой системы, аналогично ветряной мельнице, заключается в том, что не существует никакого способа компенсировать (избежать) изменения скорости ветра, с тем чтобы обеспечить достаточно постоянный выход энергии при достаточно одинаковой частоте. Некоторые работы также были проведены по созданию негативного дифферента в случае одного осциллирующего аэрокрыла (см. И.Е. Гаррик "Движение колеблющегося осциллирующего аэрокрыла", НАСА Реп. 567, май 1936 г.). Давно известно, что большое количество энергии высвобождается, когда аэрокрыло подвержено явлению аэроупругого флаттера. Несмотря на то, что при достаточно больших скоростях жидкостей гидрокрылья также подвержены явлению флаттера, в природе такое явление не наблюдалось. Более того, исследования этого явления были направлены только на предотвращение возникновения этого явления вследствие того, что в случае выхода из-под контроля, оно может привести к существенному разрушению аэрокрыла. Патенты США 4347036 и 4184805 указали полезное применение этого явления для производства энергии и поступательного движения. СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ Предлагаемое изобретение расширяет изобретения, описанные в предыдущих патентах данного автора, с тем чтобы усовершенствовать их эффективность и применимость в природных воздушных и водных потоках. Изобретение исключает недостатки предыдущих работ посредством нового способа и устройства для использования большого количества энергии потоков движущихся жидкостей и газов с помощью каскада крыльев, помещенных в поток. За исключением тех случаев, когда указывается определенная жидкость, термин "аэрокрыло" будет также включать в себя концепцию гидрокрыла при соответствующим образом измененном языке, а именно гидросистемы и аэросистемы и т.д. Термин "аэрокрыло" используется вместо более обычного "авиакрыло", с тем чтобы акцентировать эту взаимосвязь и подчеркнуть использование таких крыльев для получения энергии, а не в качестве подъемного средства для самолетов (Под жидкостью при необходимости также понимается жидкость или газ). Другим аспектом этого изобретения является применение нового метода в водной среде. Несмотря на то, что явление флаттера в общем случае не наблюдалось при существующих в природе водных скоростях, возникновение этого явления было экспериментально подтверждено в случае гидросистем, если увеличить инерцию системы с помощью маховых колес, присоединенных к генераторам или между гидрокрыльями и генераторной системой. Согласно еще одному аспекту изобретения предлагается новый способ превращения кинетической энергии воздушных потоков в полезную работу с помощью каскада тонких аэрокрыльев, помещенных в движущийся поток. В состоянии равновесия аэрокрылья находятся под нулевым углом атаки и каждое крыло имеет две степени свободы, а соседние крылья могут двигаться в противофазе. Система находится в состоянии равновесия до тех пор, пока скорость движущегося потока не достигнет критического значения, достаточного для возбуждения флаттерных осцилляции. После этого система переходит в возбужденное состояние и возникшие осцилляции аэрокрыльев используются для получения полезной работы. Изменения скорости жидкости отслеживаются и система контролируется таким образом, чтобы поддерживалась критическая скорость и устойчивые колебания. Согласно следующему аспекту изобретения предлагается устройство для превращения кинетической энергии жидкостного или воздушного потока в полезную работу, состоящее из опорной структуры, открытой с противоположных краев для того, чтобы жидкость могла течь через устройство, со множеством тонких аэрокрыльев и средств для укрепления этих крыльев внутри опорной структуры в каскад и расположенных в равновесном состоянии под нулевым углом атаки. Кроме того, аэрокрылья имеют две степени свободы, а соседние крылья могут двигаться в противофазе друг к другу. Опорная структура состоит из рамы с перегородками, находящимися внизу и/или наверху и по сторонам к потоку, проходящему через устройство, и увеличивающими скорость потока, а следовательно, и эффективность системы. Устройство также включает средства для использования осцилляторного движения аэрокрыла с целью получения полезной работы. Аэрокрылья предпочтительно объединены в две подсистемы чередующихся крыльев, аэрокрылья каждой подсистемы взаимосвязаны таким образом, чтобы осциллировать в фазе. Подсистемы могут быть связаны друг с другом таким образом, чтобы двигаться на 180 градусов в противофазе, или могут быть соединены только с действующими в противофазе механическими осцилляторами, которые поддерживают и увеличивают флаттерные осцилляции и также обеспечивают начальное возмущение аэрокрыльев внутри потока жидкости. Устройство может быть снабжено контрольной системой для поддержания флаттерных осцилляции, когда скорость жидкости меняется. Согласно следующему аспекту изобретения предлагается способ для превращения кинетической энергии потока жидкости в полезную работу посредством помещения устройства, включающего пару параллельных пластин и тонкое аэрокрыло, расположенное на одинаковом расстоянии от каждой пластины и имеющее по крайней мере две степени свободы, внутри потока жидкости. Пластины расположены параллельно свободному потоку, и аэрокрыло в равновесном состоянии системы расположено под нулевым углом атаки для обеспечения аэродинамической системы. Система находится в равновесии до тех пор, пока скорость жидкости не станет достаточной для возбуждения флаттерных осцилляции, аэрокрыло затем переходит в возбужденное состояние, и возникшие осцилляции используются для получения полезной работы. Согласно следующему аспекту изобретения предлагается устройство для превращения кинетической энергии потока жидкости в полезную работу, состоящее из опорной структуры, открытой с противоположных краев для того, чтобы жидкость могла течь через устройство, и включающее множество плоских пластин, расположенных на равных расстояниях друг от друга параллельно потоку жидкости, и множества тонких аэрокрыльев внутри опорной структуры, образующих каскад, при этом каждое крыло имеет по крайней мере две степени свободы и расположено на равных расстояниях от соседних плоских пластин под нулевым углом атаки в равновесном состоянии, средств, связывающих аэрокрылья, с тем чтобы последние осциллировали в фазе, и средств, непосредственно соединенных с аэрокрыльями, чтобы использовать их осцилляторное движение для получения полезной работы. Согласно следующему аспекту изобретения, предлагается либо одно аэрокрыло в связанной жидкости, либо каскад аэрокрыльев, расположенный в потоке движущейся жидкости. Аэрокрылья механически приводятся в колебательное движение, чтобы создать или увеличить движущую силу жидкости. Механические средства могут быть любого типа, включая отдачу (выделенную энергию) из каскада аэрокрыльев, подверженных флаттерным осцилляциям. Таким образом, здесь были довольно широко описаны наиболее важные особенности изобретения, для того чтобы детальное описание настоящего изобретения, приведенное ниже, было лучше понято и для того, чтобы настоящий вклад в работу был должным образом оценен. Естественно, существуют дополнительные особенности изобретения, которые образуют содержание формулы настоящего изобретения. Специалисты оценят, что данное изобретение может служить основой для создания других устройств или способов для достижения нескольких целей настоящего изобретения. Поэтому важно, чтобы формула настоящего изобретения рассматривалась как включающая такие эквивалентные устройства или способы, не выходящие за пределы объема изобретения. ПЕРЕЧЕНЬ ФИГУР ЧЕРТЕЖЕЙ И ИНЫХ МАТЕРИАЛОВ С целью иллюстрации и описания изобретения были выбраны несколько конструктивных вариантов и их усовершенствований, которые приведены ниже: Фиг. 1. Перспективный вид модулей, отдельных либо соединенных, каждый из которых включает каскад крыльев, вертикальный или горизонтальный, согласно исходному изобретению; а) представляет модуль, установленный над барьером; b) представляет модуль, закрепленный на боковой стороне барьера; с) представляет модуль, укрепленный на шарнире и свободно вращающийся в потоке. Фиг. 2. График, иллюстрирующий, что для данного набора параметров критическая скорость, необходимая для индуцирования флаттерных осцилляции, меньше для каскада крыльев, чем для одного крыла. Фиг. 3. График, показывающий, как с помощью введения устройства для подвода энергии к рабочему месту в систему, испытывающую флаттерные осцилляции, может быть получена энергия. Фиг. 4 и 5. Проекции модулей, показанных на рис. 1, в разрезе, иллюстрирующие расположение крыльев при критической скорости потока в равновесном и возбужденном состояниях; крылья могут иметь либо аэродинамическую форму, либо иметь форму плоских пластин с закругленными ребрами атаки и схода. Фиг. 6. Схематический вид системного модуля с горизонтально расположенными крыльями, иллюстрирующий укрепление крыльев в соответствии с первым конструктивным вариантом и показывающий чередующиеся рычажные соединения как ребер атаки, так и ребер схода. Фиг. 7. Схематическое представление системы крыльев, соединенных с маховыми колесами с помощью троса, намотанного на ось маховых колес, или с помощью тонких стержней с цилиндрическим храповым механизмом, прикрепленным к шестерне на оси маховых колес; рама не показана для лучшей иллюстрации конструкции. Фиг. 8. Схематическое представление маховых колес и массы, укрепленной на плече для сообщения увеличенной эффективной инерции ребрам атаки и ребрам схода каждого спаренного набора крыльев, которые присоединены к поддерживающей оси махового колеса; стержень соединяет большое маховое колесо с коленчатым валом, который вращает генератор. Фиг. 9. Схематическое представление типового рычажного соединения четных/нечетных пар ребер атаки/схода крыльев с генератором; сопровождается тяжелым маховым колесом. Фиг. 10. Схематический проекционный вид, иллюстрирующий еще один конструктивный вариант изобретения, в котором аэродинамическое крыло используется вместе с элероном. Фиг. 11. Проекционный вид, иллюстрирующий крыло согласно конструктивному варианту, изображенному на фиг. 10. Фиг. 12. Схематический перспективный вид, иллюстрирующий еще один конструктивный вариант изобретения. Фиг. 13. График, иллюстрирующий повышенный КПД, полученный от системы каскада крыльев, осциллирующих в потоке движущейся жидкости, обеспечивающий поступательное движение. Фиг. 14. Схематический вид в разрезе одного из вариантов силовой установки согласно настоящему изобретению. ОПИСАНИЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ Фиг.1 показывает серию (а), (b), (с) преобразователей энергии или систем (ОКЭС), включающих раму 1 с вертикальными либо горизонтальными крыльями 2 в различных вариантах. На фиг. 1 (а) представлена система, укрепленная над барьером 3, который представляет собой круглый или эллиптический цилиндр. Круглый цилиндр 4, закрепленный над системой, содержит рычажные соединения, коленчатые валы и генераторы, чтобы защитить их от элементов. Фиг. 1 (b) показывает систему, укрепленную на боковой стороне существующей структуры, такой как бункер или водяная башня 5. Цилиндр 4 на этом рисунке, установленный сбоку от водяной башни, вновь содержит рычажные соединения, коленчатые валы и генераторы. Наконец, фиг. 1 (с) показывает систему, свободно закрепленную на шарнире 6 с цилиндром 4 вверху, который содержит рычажные соединения, коленчатые валы и генераторы, и сверху имеет так называемый плавник 7, чтобы ориентировать систему поперек потоку жидкости. Каждый преобразователь энергии включает в себя множество расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга крыльев 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, расположенных внутри опорной структуры 1 под нулевым углом атаки в равновесном состоянии. Расстояние между крайними крыльями и стенками структуры равно половине расстояния между соседними крыльями. Как будет описано ниже, крылья укреплены таким образом, чтобы в возбужденном состоянии, наступающем при условии возникновения флаттерных осцилляции, соседние крылья осциллировали в противофазе на 180 градусов и это осцилляторное движение использовалось для получения полезной работы. Каждое крыло симметрично относительно закругленных ребра атаки и ребра схода и по остальной ширине может быть плоским, имеет нулевую кривизну профиля для уменьшения подъемной силы и в проекции сверху имеет прямоугольную форму. Несмотря на то, что обычно показывается каскад из восьми крыльев, необходимо понять, что число крыльев в каскаде может изменяться в зависимости от назначения устройства. Крылья могут быть установлены в каскад вертикально или горизонтально, они могут быть установлены в любом направлении при условии, что в равновесном состоянии крылья находятся под нулевым углом атаки. Настоящее изобретение использует явление самовозбуждающейся обратной связи, связанное с аэроупругим явлением, известным как явление флаттера. Несмотря на то, что это явление обнаружено в воздухе, оно также возникает в воде, где благодаря большим перепадам плотностей количество энергии, высвобождаемое в природных водных потоках, гораздо больше по сравнению с количеством энергии, высвобождаемым в природных воздушных потоках. Нижеследующее обсуждение будет приведено для воздушных потоков, но оно также применимо и для водных потоков с учетом определенных ограничений, которые будут обсуждены отдельно. Это явление возникает в результате взаимодействия силы упругости, силы инерции и диссипативных сил аэрокрыла с непостоянными аэродинамическими силами, возникающими в результате движения аэрокрыла в потоке жидкости. Колебательное движение аэрокрыла и поступательное движение аэрокрыла вызывают сложное образование вихрей, отлетающих от ребра стока, которые, в свою очередь образуют турбулентный след. Завихренность следа затем по обратной связи возвращается к аэрокрылу, создавая силу и движение, имеющие +/-90-градусные составляющие, противофазные движению аэрокрыла. Эта противофазная составляющая очевидным образом вызывает демпфирование аэрокрыла. При критической скорости (VС) эта аэродинамическая демпфирующая компонента становится отрицательной и уравновешивает положительное механическое затухание аэрокрыла, обеспечивая гармонические колебания аэрокрыла. При скоростях, больших чем критическая скорость, увеличение аэродинамической энергии создает большую нестабильность и, по существу, аэродинамическая энергия может стать настолько большой, что результатом будет разрушение крыла. Несмотря на то, что очень много работы по изучению явления флаттера было сделано и уже давно обнаружено, что при этом явлении высвобождается огромное количество энергии, исследования были направлены на избежание разрушительных последствий этого явления, так как во время полета самолета такие флаттерные осцилляции не могут контролироваться и продолжают нарастать до тех пор, пока крыло самолета не разрушится. Изобретение, однако, делает возможным использование явление флаттера благодаря наличию контрольной системы, которая предотвращает нестабильность и разрушение, обычно имеющее место в случае флаттерных осцилляции крыла. Это позволяет применить данное явление для генерации энергии при условии наличия контроля. Использование каскада имеет очевидное преимущество по сравнению с использованием одного крыла, подверженного явлению флаттера. Может быть показано, что для данного набора параметров критическая скорость, необходимая для возбуждения осцилляции каскада, должна быть меньше, чем в случае одного крыла. Более того, когда аэрокрылья установлены таким образом, что соседние аэрокрылья осциллируют в 180 градусов противофазе друг к другу, критическая скорость для определенного набора параметров будет наиболее низкой. Тем не менее должны быть отмечены два важных фактора. Для того чтобы производить электрическую энергию из энергии природных ветряных течений, поперечное сечение, через которое проходит поток, должно быть очень большим (вариант ветряной мельницы) или скорость жидкости должна быть увеличена, т. е. должен быть использован вариант с барьерами, описанный в настоящем изобретении. Разместив барьер на пути природного потока и таким образом заставив жидкость перенести такое же количество массы через меньшую площадь, можно увеличить скорость жидкости. Так как высвобождаемая энергия пропорциональна кубу скорости жидкости, использование барьеров оказывается довольно эффективным. В случае водяных потоков, скоростей, при которых возникает явление флаттера в обычном случае, в природе не наблюдаются. Однако когда эффективная масса системы увеличена, т.е. маховые колеса присоединены к вращающимся стержням, посредством которых поступательная и вращательная энергия гидрокрыла передается электрическому генератору, критическая скорость, необходимая для возникновения флаттера, уменьшается до значений, существующих в природных речных и океанических течениях. Два этих усовершенствования формируют основу настоящего изобретения. На фиг.2 изображен график, иллюстрирующий преимущество каскада. Параметр S/C по оси абсцисс на этом рисунке характеризует расстояние между крыльями в каскаде, где S - расстояние между соседними крыльями и С - диаметр крыла, как показано на фиг. 4. По оси ординат безразмерное отношение критической скорости V (S/C), где соседние крылья осциллируют в противофазе на 180 градусов, к критической скорости в случае одного крыла V






Формула изобретения
1. Способ превращения кинетической энергии потока жидкости или газа в полезную работу, при котором помещают в движущийся поток жидкости или газа набор крыльев, укрепленных таким образом, чтобы они имели, по крайней мере, две степени свободы для движения, обеспечивают критическую скорость указанного потока, достаточную для установления флаттерных осцилляций крыльев, и затем используют результирующие осцилляции для получения полезной работы, отличающийся тем, что инерцию указанного набора крыльев увеличивают для стабилизации и сохранения указанных флаттерных осцилляций. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для увеличения инерции указанного набора крыльев добавляют средства типа маховых колес, минимизирующие вариации указанных флаттерных осцилляций. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что через указанные крылья направляют дополнительный поток для увеличения скорости и массы указанного потока, действующего на крылья. 4. Способ по п.3, отличающийся тем, что для направления дополнительного потока устанавливают отклоняющую перегородку в указанном потоке в месте, примыкающем к крыльям, и выше по направлению течения. 5. Устройство для превращения кинетической энергии потока жидкости или газа в полезную работу, включающее набор крыльев, приспособления для крепления указанных крыльев таким образом, чтобы они имели, по крайней мере, две степени свободы, и направляющие поток приспособления, установленные для направления указанного потока через указанный набор крыльев с целью возбуждения флаттерных осцилляций, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит средства, присоединенные к указанному набору крыльев, для увеличения их инерции с целью сохранения указанных флаттерных осцилляций. 6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что указанные средства увеличения инерции указанного набора крыльев включают средства типа маховых колес, присоединенных к указанным крыльям для минимизации вариаций указанных флаттерных осцилляций. 7. Устройство по п.6, отличающееся тем, что оно содержит средство типа перегородки, расположенное выше по течению от указанных крыльев для увеличения объема и скорости указанного потока через указанные крылья. 8. Устройство по п.7, отличающееся тем, что указанные средства типа махового колеса состоят из цепи зубчатых колес, соединенных с указанными крыльями, и средств, которыми указанные зубчатые колеса приводятся во вращение осцилляциями крыльев во время их флаттера. 9. Устройство по п.5, отличающееся тем, что оно содержит средство типа перегородки, расположенное выше по течению от указанных крыльев, для увеличения объема и скорости указанного потока через указанные крылья.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15