Способ изготовления ротора газотурбинного двигателя
Способ может быть использован при изготовлении ротора конструкции "блиск" для работы в высокотемпературном режиме. Лопатку из литейного жаропрочного никелевого сплава с размером фазы 0,1-0,5 мкм замковой частью устанавливают в паз диска из жаропрочного деформируемого никелевого сплава с размером зерна 5-15 мкм. Соединяют диск с лопаткой путем высокотемпературной пайки в интервале температур (tпр
-10
C)-(tпр
+30
C), где tпр
- температура полного растворения
фазы жаропрочного деформируемого сплава. Проводят последующую термическую обработку, состоящую из закалки и старения. Способ позволяет получить ротор с малым весом, повышенной надежностью и ресурсом при рабочей температуре обода диска более 850oС. 4 з.п.ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к области металлургии, а именно к изготовлению ротора конструкции "блиск", выполненного из жаропрочных сплавов на никелевой основе и предназначенного для перспективных ГТД.
Основной проблемой создания ротора конструкции "блиск" является обеспечение надежного неразъемного соединения литых лопаток и деформируемого диска. Из уровня техники известны способы создания неразъемного соединения диск-лопатка разными методами сварки (электронно-лучевая, лазерная, диффузионная, аргонодуговая), пайки, комбинированием процессов вакуумной пайки, электронно-лучевой сварки и горячего изостатического прессования, а также сварки трением. В большинстве случаев в качестве материала диска используются сплавы, полученные металлургией гранул, для лопаток - лигейные сплавы, а сам процесс создания соединения носит многоступенчатый характер. Как правило, используется отдельно изготовленный лопаточный венец (лопатки замковой частью насаживаются на кольцо из мягкой стали с прорезями для размещения в них профилей лопаток), который крепится на обод диска электроннолучевой сваркой с последующим горячим изостатическим прессованием [1] . Существенным недостатком описанной технологии является необходимость удаления травлением материала вспомогательного венца (конечная операция), на котором крепятся лопатки, а также тог факт, что в процессе высокотемпературных нагревов идет диффузия железа и других элементов в металл лопаток и диска, что неизбежно приводит к снижению свойств этих деталей. Известен аналогичный многоступенчатый способ соединения диска с лопатками, в котором травление заменено механическим удалением установочных колец замковой части, что создает определенные технологические и технические трудности [2]. Известен также способ соединения сваркой диска с лопаткой за счет пучка энергии, который не может гарантировать качества соединения из-за возможности образования горячих сварочных трещин [3]. Известен способ получения ротора турбины методом сварки с формированием многослойного шва в месте соединения лопатки и диска. Однако данный способ не может обеспечить равнопрочность соединения с одним из соединяемых материалов, а следовательно, и не может быть применен для создания ротора типа "блиск". Это связано с тем, что термическая обработка при температуре оплавления фольги (припоя) не позволяет избежать отрицательных эффектов, связанных с ликвацией растворенных элементов (припоя) в зоне сварки [4]. Известен способ создания ротора ГТД за счет соединения литых лопаток с диском, полученным металлургией гранул, в процессе газоизостатического спекания (ГИП) [5]. Существенным недостатком этих соединений является невозможность ремонта, а именно замены лопаток в колесе ротора типа "блиск", а процесс ГИП без последующей деформации не обеспечивает надежности и требуемого уровня свойств дисков для современных ГТД. Известен также способ изготовления ротора с интегральными лопатками для ГТД, включающий соединение диска, выполненного из жаропрочного никелевого сплава с лопаткой, выполненной из монокристаллического жаропрочного сплава на никелевой основе. Соединение диска с замком лопатки осуществляется следующим образом: на ободной части диска вытачивается выступ, а в замковой части лопатки - ответное отверстие для установки лопатки на диск. Соединение диска с лопаткой по сопряженным поверхностям осуществляется в процессе прессования ротора при температуре (927-1205oС) и давлении (20.67-103.35 МПА), которые достаточны для осуществления 1% деформации в течение 1 часа [6]. Существенным недостатком предложенного способа изготовления ротора является изменение структуры поверхностного слоя лопатки в месте соединения с диском при деформации в процессе прессования за счет образования рекристаллизованных зерен и возможно микротрещин вблизи карбидных или эвтектических выделений, которые являются концентраторами напряжений, что может привести к разрушению ротора. Изготовление выступов на диске экономически невыгодно, т.к. требует использования увеличенного размера заготовки диска. Наиболее близким к заявленному является способ создания ротора, который предусматривает получение цельнолитого лопаточного венца, изготовленного из жаропрочного никелевого сплава, получение диска из сплава на никелевой основе марки Astroloy, изготовленного металлургией гранул. Соединение лопаточного венца и диска осуществляется методом ГИП при температуре 1220oС в течение 4 часов и при давлении, равном 100 МПА. Изготовленный по этой технологии ротор подвергается термообработке по режиму: нагрев на 1115oС, выдержка в течение 2-х часов, охлаждение на воздухе до комнатной температуры с последующим двойным старением при температуре 870oС в течение 16 час и температуре 760oС в течение 16 час, для обеспечения высокой прочности при повышенных температурах металла диска и жаропрочности металла лопаток [7]. Существенным ограничением применения описанного способа изготовления ротора типа "блиск" является невозможность его применения для изготовления высокотемпературного турбинного колеса, которое оснащается лопатками с монокристаллической или направленной структурой, т.к. лопатки с такой структурой изготавливаются только в отдельности и могут быть собраны в венец при помощи вспомогательных конструкций, рассмотренных выше. Технической задачей предлагаемого изобретения является создание способа, позволяющего изготовить ротор турбины ГТД типа "блиск" с рабочими температурами на ободе диска >850oС, с повышенной надежностью, ресурсом и применением лопатки с равноосной монокристаллической или направленной структурой. Для решения поставленной задачи предложен способ изготовления ротора ГТД, включающий соединение лопатки, изготовленной из литейного жаропрочного никелевого сплава, с диском, изготовленным из жаропрочного никелевого сплава, и последующую термическую обработку, состоящую из закалки и старения, отличающийся тем, что лопатку, изготавливают каждую в отдельности из жаропрочного литейного никелевого сплава с размером






















Формула изобретения
1. Способ изготовления ротора газотурбинного двигателя, включающий соединение лопатки, изготовленной из литейного жаропрочного никелевого сплава, с диском, изготовленным из жаропрочного никелевого сплава, и последующую термическую обработку, состоящую из закалки и старения, отличающийся тем, что лопатку изготавливают каждую в отдельности из жаропрочного литейного никелевого сплава с размером











РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2