Способ динамических испытаний лопастей рулевого винта вертолёта на усталостную прочность
Изобретение относится к области испытаний конструкций и устройств и может быть использовано для динамических испытаний рулевых винтов вертолетов на резонансных стендах с возбуждением, например, от механических вибраторов. Динамические испытания лопастей на усталостную прочность осуществляют на образце рулевого винта путем приложения продольной растягивающей силы заданной величины с эксцентриситетом относительно главных центральных осей поперечных сечений и переменных изгибающих моментов посредством возбуждения собственных изгибных колебаний и по числу колебаний, выполненных до разрушения образца, оценивают усталостную прочность конструкции, причем образец устанавливают с поворотом вокруг его продольной оси под углом, обеспечивающим требуемые величины переменных изгибающих моментов как в плоскости вращения, так и в плоскости тяги. Технический результат - повышение достоверности результатов испытаний образца рулевого винта путем создания в нем внешних нагрузок, близких к условиям, которые испытывает рулевой винт при работе на вертолете. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области испытаний конструкций и устройств и может быть использовано для динамических испытаний рулевых винтов вертолетов на резонансных стендах с возбуждением, например, от механических вибраторов.
Известен способ динамических испытаний образцов лопастей несущего и рулевого винтов вертолета на усталостную прочность, заключающийся в закреплении образца лопасти и создании в нем постоянной нагрузки путем приложения продольной растягивающей силы заданной величины и переменных изгибающих моментов посредством возбуждения собственных изгибных колебаний, при этом испытания ведут до разрушения образца, а по полученным результатам оценивают усталостную прочность конструкции (кн. М.Л. Миль, А.В. Некрасов, А. С. Браверман, Л.Н. Гродко и М.А. Лейканд. Вертолеты. Расчет и проектирование. Книга 2. Колебания и динамическая прочность. Под ред. д-ра техн. наук М. Л. Миля. - М.: Машиностроение, 1967, стр.158). Данный способ принят за прототип. Недостатком известного способа, принятого за прототип, является малое количество и сложность нагрузок, прикладываемых к образцу при его испытаниях. Это приводит к тому, что на каждый вид внешних переменных нагрузок, например переменный изгибающий момент, действующий в плоскости, проходящей через вектор тяги и продольную ось образца, переменный изгибающий момент в плоскости вращения необходимо испытывать на определенном числе образцов с последующим приведением их результатов к единой величине так называемого срока службы по условиям выносливости. Это приведение выполняют расчетным путем на основании материалов испытаний с привлечением рекомендованных гипотез-предположений о взаимном влиянии различных видов нагрузок, которые вносят в величину расчетного срока службы свои погрешности. Основной задачей, на решение которой направлен заявляемый способ динамических испытаний лопастей рулевого винта вертолета на усталостную прочность, является повышение сложности внешних нагрузок, прикладываемых к испытуемому образцу, и приближение их к условиям эксплуатации винта на вертолете, тем самым сократив количество образцов, подвергаемых испытаниям, и сроки их проведения. Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявленного способа динамических испытаний образцов рулевого винта вертолета на усталостную прочность, является повышение достоверности результатов испытаний образца рулевого винта путем создания в нем внешних нагрузок, близких к условиям, которые испытывает рулевой винт при работе на вертолете. Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе динамических испытаний лопастей рулевого винта вертолета на усталостную прочность, заключающемся в закреплении образца лопасти и создании в нем постоянной нагрузки путем приложения продольной растягивающей силы заданной величины и переменных изгибающих моментов посредством возбуждения собственных изгибных колебаний, при этом испытания ведут до разрушения образца, а по полученным результатам оценивают усталостную прочность конструкции, согласно предложенному техническому решению испытанию подвергают образец рулевого винта, состоящего из двух лопастей, последние комлевой частью соединены стыковочным узлом, например ступицей рулевого винта, а продольную растягивающую силу прикладывают к концам обеих лопастей, при этом образец устанавливают с поворотом вокруг его продольной оси под углом, обеспечивающим требуемые величины переменных изгибающих моментов как в плоскости вращения, так и в плоскости, проходящей через вектор тяги и продольную ось рулевого винта при динамических испытаниях образца; что в образце создают дополнительные скручивающие моменты, для чего к стыковочному узлу на расстоянии от него закрепляют груз и посредством изменения массы груза и расстояния его от узла регулируют величину переменного скручивающего момента при динамических испытаниях образца; что в образце дополнительно создают постоянные изгибающие моменты в плоскости вращения и в плоскости, проходящей через вектор тяги и продольную ось винта, для чего продольную растягивающую силу прикладывают к закрепленным концам лопастей с эксцентриситетом относительно главных центральных осей их поперечных сечений, обеспечивающим заданные величины изгибных нагрузок. Проведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного способа, отсутствуют. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности "новизна". Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что оно не следует явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками из заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень". На фиг. 1 схематически показан рулевой винт вертолета с векторами наиболее значимых компонентов внешних эксплуатационных нагрузок; на фиг.2 - схема приложения растягивающей силы к концу лопасти; на фиг.3 - схема динамических испытаний образцов рулевого винта предлагаемым способом. Способ динамических испытаний образца рулевого винта вертолета на усталостную прочность осуществляют следующим образом. Образец рулевого винта, состоящий из стыковочного узла 1 и двух лопастей 2, подвергают испытаниям на усталостную прочность под воздействием наиболее значимых компонентов внешних эксплуатационных нагрузок: центробежной силы




















Формула изобретения
1. Способ динамических испытаний лопастей рулевого винта вертолета на усталостную прочность, заключающийся в закреплении образца лопасти и создании в нем постоянной нагрузки путем приложения продольной растягивающей силы заданной величины и переменного изгибающего момента посредством возбуждения собственных изгибных колебаний, при этом испытания ведут до разрушения образца, а по полученным результатам оценивают усталостную прочность конструкции, отличающийся тем, что испытанию подвергают образец рулевого винта, состоящего из двух лопастей, последние комлевой частью соединены стыковочным узлом, например ступицей рулевого винта, а продольную растягивающую силу прикладывают к концам обеих лопастей, при этом образец устанавливают с поворотом вокруг его продольной оси под углом, обеспечивающим требуемые величины переменных изгибающих моментов как в плоскости вращения, так и в плоскости, проходящей через вектор тяги и продольную ось рулевого винта при динамических испытаниях образца. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в образце создают дополнительные скручивающие моменты, для чего к стыковочному узлу на расстоянии от него закрепляют груз и посредством изменения массы груза и расстояния его от узла регулируют величину переменного скручивающего момента при динамических испытаниях образца. 3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в образце дополнительно создают постоянные изгибающие моменты в плоскости вращения и в плоскости, проходящей через вектор тяги и продольную ось винта, для чего продольную растягивающую силу прикладывают к закрепленным концам лопастей с эксцентриситетом относительно главных центральных осей их поперечных сечений, обеспечивающим заданные величины изгибных нагрузок.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3