Быстросъемное замыкающее устройство для закрепления детали на валу
Изобретение относится к машиностроению, в частности к замковым соединениям, которые могут быть использованы для закрепления автомобильных колес к валу балансировочного станка. Быстросъемное замыкающее устройство для закрепления детали на валу содержит корпус, имеющий возможность упираться торцом в деталь на опорном элементе, с ручками и резьбовой элемент. Вал выполнен гладким, корпус с ручками выполнен с резьбой на внутренней поверхности. Резьбовой элемент выполнен в виде промежуточной втулки с наружной резьбой, сопрягающейся с резьбой корпуса. Между втулкой с наружной резьбой и валом расположена втулка-сепаратор, содержащая со стороны переднего торца продольный паз, а на противоположном конце - расположенные равномерно по окружности радиальные гнезда, в которых размещены подвижные фиксирующие элементы. Гнезда на внутренней поверхности втулки-сепаратора со стороны вала имеют отверстия, каждое диаметром меньше диаметра фиксирующего элемента, причем промежуточная втулка с наружной резьбой со стороны переднего торца имеет жестко закрепленный направляющий элемент, входящий в продольный паз втулки сепаратора с возможностью осевого перемещения по пазу, а на противоположном конце - промежуточная втулка с наружной резьбой имеет на внутренней поверхности коническую часть, расположенную против гнезд с фиксирующими элементами. Подвижные фиксирующие элементы выполнены с возможностью передавать радиальные усилия на вал в зафиксированном положении, созданным прижимом конусной части меньшего диаметра промежуточной втулки с наружной резьбой при осевом ее смещении в направлении от переднего торца корпуса благодаря вращению корпуса в одном направлении, и выполнены расфиксированными при осевом смещении промежуточной втулки с наружной резьбой к торцу корпуса благодаря вращению корпуса в противоположном направлении. В результате упрощается конструкция, обеспечивается прочное сцепление с валом, улучшаются эксплуатационные свойства. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к замковым соединениям, которые могут быть использованы для закрепления автомобильных колес к валу балансировочного станка.
Известна скоростная гайка для балансировочного станка (патент США 4332169, G 01 M 1/02, опубл. 1.06.82), надеваемая на конец резьбового вала, на котором установлен опорный элемент, к которому поджимается колесо для балансировки. Гайка содержит корпус с двумя ручками, систему втулок с резьбовыми элементами, болтов и пружин, и выполнена с возможностью радиального перемещения резьбовых элементов к валу в зацепление с его резьбой в замкнутом положении и от вала для расцепления с его резьбой в расфиксированном положении. Однако такая гайка имеет довольно сложную конструкцию и может быть использована на ограниченном участке вала, которого недостаточно, т. к. диски колес, устанавливаемых на вал для балансировки, могут иметь различные размеры и форму, в связи с чем резьба на валу должна быть достаточно длинной. Наиболее близким к предлагаемому устройству является высокоскоростная замыкающая гайка для крепления автомобильного колеса к валу балансировочной машины (патент США 4768909, F 16 B 37/10, опубл. в 1988 г.). Гайка надевается на резьбовой вал, на котором жестко закреплен фланец для опоры колеса. Гайка содержит корпус с двумя ручками, в одном варианте имеющим выемки, в которые вставляются два сегментных элемента с внутренней резьбой, в другом варианте в него вставляются два полуокружных элемента, на каждом из которых выполнена внутренняя сегментная резьба для сцепления с резьбой вала. Элементы с сегментной резьбой с помощью штырей соединяются с диском, имеющим ручки для ручного поджатия поворотом диска сегментных элементов с помощью пружины в замкнутое на валу положение, либо поворотом диска в противоположном направлении в разомкнутое положение. Диск фиксируется к корпусу гайки крышкой. Такая гайка обеспечивает быстрое расцепление резьбовых элементов и установку гайки на валу любой длины. Основной недостаток данной конструкции гайки заключается в том, что для нее требуется вал выполнять с резьбой по всей длине, хотя использование резьбы для создания прижимного усилия автомобильного колеса к опоре на валу происходит лишь на небольшом участке вала. Кроме того, выполнение резьбового элемента в виде отдельных подвижных частей (сегментов) создает возможность неточного сопряжения резьбового соединения, что значительно снижает надежность его работы, приводит к заклиниванию, усложняет конструкцию, предъявляет повышенные требования к точности выполнения механизма управления резьбовыми сегментами. Недостатком также является необходимость в ручном управлении механизмом разведения резьбовых сегментов, на что требуется дополнительное время. Таким образом, задачей изобретения является обеспечение прочного сцепления с валом, упрощение конструкции, улучшение эксплуатационных свойств и увеличение производительности за счет снижения времени на зажим и расцепление устройства. Для решения поставленной задачи, в быстросъемном замыкающем устройстве для закрепления детали на валу, например, балансировочного станка, содержащем корпус, имеющий возможность упираться торцом в деталь на опорном элементе, с ручками и резьбовой элемент, предлагается вал выполнить гладким, корпус с ручками выполнить с резьбой на внутренней поверхности, резьбовой элемент выполнить в виде промежуточной втулки с наружной резьбой, сопрягающейся с внутренней резьбой корпуса, между промежуточной втулкой с наружной резьбой и валом расположить втулку-сепаратор, содержащую со стороны переднего торца продольный паз, а на противоположном конце - расположенные равномерно по окружности радиальные гнезда, в которых размещены подвижные фиксирующие элементы, при этом гнезда на внутренней поверхности втулки-сепаратора со стороны вала имеют отверстия, каждое диаметром меньше диаметра фиксирующего элемента, причем промежуточная втулка с наружной резьбой со стороны переднего торца имеет жестко закрепленный направляющий элемент, входящий в продольный паз втулки-сепаратора с возможностью осевого перемещения по пазу, а на противоположном конце - промежуточная втулка с наружной резьбой на внутренней поверхности имеет коническую часть, расположенную против гнезд с фиксирующими элементами, при этом подвижные фиксирующие элементы выполнены с возможностью передавать радиальные усилия на вал в зафиксированном положении, создаваемом прижимом конусной части меньшего диаметра промежуточной втулки с наружной резьбой при осевом ее смещении в направлении от переднего торца корпуса благодаря вращению корпуса в одном направлении, и выполнены расфиксированными при осевом смещении промежуточной втулки с наружной резьбой к торцу корпуса благодаря вращению корпуса в противоположном направлении. При этом в качестве подвижных фиксирующих элементов использованы шарики. Кроме того, втулка-сепаратор имеет выполненную заодно хвостовую часть в виде кольца большего диаметра, выступающего за пределы заднего торца устройства. А также, жестко закрепленный направляющий элемент выполнен в виде штифта. Сущность изобретения поясняется прилагаемыми чертежами. На фиг.1 изображен вид устройства в осевом разрезе в положении фиксации (зажима) на валу. На фиг.2 - то же в расфиксированном положении. Быстросъемное замыкающее устройство содержит направляющую втулку-сепаратор 1, резьбовой элемент в виде промежуточной втулки 2 с наружной резьбой (резьбовой втулки), корпус 3 с внутренней резьбой (в виде гайки) с ручками 4. Устройство устанавливается на вал 5 заведением на него втулки-сепаратора 1, и может свободно перемещаться по валу в расфиксированном положении. В положении фиксации корпус 3 своим передним торцом упирается в замыкаемую деталь 6 на опорном элементе 7. Втулка-сепаратор 1 (со стороны заднего торца устройства) имеет равномерно расположенные по окружности гнезда, в которых размещены шарики 8. Отверстия гнезд со стороны вала имеют диаметр, меньший диаметра шарика 8. Втулка-сепаратор 1 вставляется в резьбовую втулку 2 после установки шариков 8 и фиксируется от вращательного движения направляющим элементом в виде штифта 9, который одним концом жестко закреплен в резьбовой втулке 2, а другой конец входит в продольный паз втулки-сепаратора 1. Таким образом, резьбовая втулка 2 может перемещаться по втулке-сепаратору 1 вдоль оси в пределах продольного паза, но зафиксирована от вращения. На другом конце часть 10 внутренней поверхности резьбовой втулки 2, обращенная к шарикам 8, выполнена конической, причем угол между образующей конуса и продольной осью втулки выполнен меньше arctg



Формула изобретения
1. Быстросъемное замыкающее устройство для закрепления детали на валу, содержащее корпус, имеющий возможность упираться торцом в деталь на опорном элементе, с ручками и резьбовой элемент, отличающееся тем, что вал выполнен гладким, корпус с ручками выполнен с резьбой на внутренней поверхности, резьбовой элемент выполнен в виде промежуточной втулки с наружной резьбой, сопрягающейся с резьбой корпуса, между втулкой с наружной резьбой и валом расположена втулка-сепаратор, содержащая со стороны переднего торца продольный паз, а на противоположном конце - расположенные равномерно по окружности радиальные гнезда, в которых размещены подвижные фиксирующие элементы, при этом гнезда на внутренней поверхности втулки-сепаратора со стороны вала имеют отверстия, каждое диаметром меньше диаметра фиксирующего элемента, причем промежуточная втулка с наружной резьбой со стороны переднего торца имеет жестко закрепленный направляющий элемент, входящий в продольный паз втулки сепаратора с возможностью осевого перемещения по пазу, а на противоположном конце промежуточная втулка с наружной резьбой имеет на внутренней поверхности коническую часть, расположенную против гнезд с фиксирующими элементами, при этом подвижные фиксирующие элементы выполнены с возможностью передавать радиальные усилия на вал в зафиксированном положении, созданным прижимом конусной части меньшего диаметра промежуточной втулки с наружной резьбой при осевом ее смещении в направлении от переднего торца корпуса благодаря вращению корпуса в одном направлении, и выполнены расфиксированными при осевом смещении промежуточной втулки с наружной резьбой к торцу корпуса благодаря вращению корпуса в противоположном направлении. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в качестве фиксирующих элементов использованы шарики. 3. Устройство по п. 1 или 2, отличающееся тем, что втулка-сепаратор имеет выполненную заодно с ней хвостовую часть в виде кольца большего диаметра, выступающего за пределы заднего торца устройства. 4. Устройство по любому из пп. 1-3, отличающееся тем, что жестко закрепленный направляющий элемент выполнен в виде штифта.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2