Устройство для контроля замыкания листов активной стали сердечников статоров электрических машин переменного тока (варианты)
Изобретение относится к области электротехники и предназначено для диагностики и контроля состояния изоляции между листами электротехнической стали сердечников статоров электрических машин переменного тока. Технический результат, заключающийся в упрощении выявления дефектов изоляции между листами сердечника путем создания в нем переменного магнитного потока при низких значениях индукции, достигается посредством того, что устройство содержит обмотку намагничивания, индуктивный датчик в виде катушки, намотанной на ферромагнитном сердечнике, сканирующий внутреннюю поверхность сердечника, регулируемый блок питания, блок измерений, содержащий измеритель разности фаз, и контрольный виток, обвитый вокруг сердечника, причем его концы и выход датчика подключены к входам измерителя разности фаз, в первом варианте выход блока питания подключен к зажимам намагничивающей обмотки, а во втором - к противоположным сторонам корпуса сердечника, причем один из подводящих проводов проходит внутри сердечника. 2 с.п.ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к области электротехники и предназначено для диагностики и контроля состояния изоляции между листами электротехнической стали сердечников статоров электрических машин переменного тока.
Наиболее надежным и удобным способом контроля сердечников является испытание при низких (до 0,1 Тл) значениях индукции кольцевого потока. Известно устройство для контроля сердечников по этому методу [1]. В этом случае местные дефекты выявляются по величине и сдвигу фазы разности магнитных потенциалов между двумя соседними зубцами, определяемой магнитным потенциометром Четтока (по существу - катушка без сердечника) при сканировании им рабочей поверхности сердечника. Дополнительные потери, вызванные замыканиями, рассчитываются по величинам разности магнитных потенциалов, намагничивающего тока, ЭДС контрольного витка, а также по сдвигам фаз между ними. Большое число измеряемых величин, низкая точность их определения и влияние на них многих случайных неконтролируемых факторов обуславливают низкую точность метода в целом. Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство, описанное в [2] (прототип). Здесь в сердечнике магнитопровода также создается переменный кольцевой магнитный поток с низким значением индукции (до 0,1 Тл). Сканирование рабочей поверхности производится индуктивным датчиком с ферромагнитным сердечником. Наличие дефекта в данном месте определяется по разности фаз между ЭДС сканирующего и опорного неподвижного датчиков. Опорный датчик имеет совершенно ту же конструкцию, что и сканирующий. Во время сканирования опорный датчик неподвижно располагается на каком-либо бездефектном участке рабочей поверхности сердечника. В этом случае устраняются недостатки устройства [1], но появляется неопределенность, связанная с местом установки опорного датчика. Заранее определить такое место невозможно, и необходимо предварительно произвести ряд пробных замеров, что увеличивает время проведения испытаний. Кроме того, в случае, когда сердечник разделен на пакеты, необходимо, чтобы дефектов не было не только непосредственно под опорным датчиком, но и во всем пакете, на котором он расположен. К тому же общим недостатком устройств [1, 2] является очень низкий уровень сигналов с датчиков, обусловленный применением для испытаний источника питания намагничивающей обмотки промышленной частоты (порядка микровольт на один виток обмотки датчика). Общеизвестно, что чем ниже уровень сигнала, тем больше погрешность его измерения, тем ниже чувствительность устройства. Дополнительно необходимо отметить, что в производственных помещениях, в которых производятся испытания, всегда имеют место значительные переменные магнитные поля промышленной частоты, сравнимые по величине с измеряемыми полями, вследствие чего результаты измерений могут существенно искажаться. Изобретение, как и вышеописанные устройства, работает при низких значениях индукции кольцевого магнитного потока (до 0,1 Тл), т.е., сохраняя достоинства устройств [1, 2], позволяет устранить оба их недостатка. Схема предлагаемого испытательного устройства представлена на фиг.1, где 1 - сканирующий индуктивный датчик, 2 - намагничивающая обмотка, 3 - контрольный виток, 4 - исследуемый сердечник, 5 - блок питания намагничивающей обмотки, 6 - блок измерения, 7 - амперметр, 8 - корпус сердечника. В условиях электростанций и промышленных предприятий очень большое значение имеет сокращение времени испытаний. Поэтому конструкция всех элементов испытательного устройства разработана таким образом, чтобы обеспечить их быструю переналадку на месте ремонта. Одновременно устройство обеспечивает удобство работы даже в таких условиях и быстроту и наглядность представления результатов испытаний. С учетом вышеуказанного элементы испытательного устройства имеют следующие особенности. Индуктивный датчик 1 представляет собой катушку с ферромагнитным сердечником. Его устройство и схема расположения на рабочей поверхности сердечника представлены на фиг. 2, где 9 - зубцы исследуемого сердечника, 10 - сердечник датчика, 11 - измерительная обмотка датчика. Для сканирования датчиком рабочей поверхности служит транспортное средство (на фигурах 1 и 2 не показано). Для обеспечения исследований разных типов машин в комплект испытательного устройства входят несколько катушек с различными сердечниками, геометрия которых соответствует размерам исследуемых машин. Конструкция катушек позволяет производить быструю их замену на транспортном средстве. Для проведения измерений на самых краях сердечника машины датчик снабжается специальными съемными насадками. Для удобства работы непосредственно на датчике установлен световой индикатор, сигнализирующий в случае попадания датчика на участок с сильным разрушением изоляции. Обмотка намагничивания 2 и конструктивно объединенный с нею контрольный виток 3 с целью упрощения наложения их на сердечник исследуемой машины выполнены на основе многожильного кабеля с разъемами на концах. Схема этого кабеля приведена на фиг.3. Сердечник 4 вместе с корпусом 8 охватывается кабелем, содержащим как намагничивающую обмотку, так и контрольный виток, после чего разъемы X1 и Х2 присоединяются к блоку питания 5, и вся схема оказывается собранной: обмотка намагничивания 2 подсоединяется к источнику питания 5, а контрольный виток 3 - к блоку измерения 6. При этом отпайки 12 позволяют регулировать число витков обмотки намагничивания, чтобы получить требуемую величину индукции кольцевого потока. Ток обмотки намагничивания контролируется амперметром 7. Блок питания 5 представляет собой полупроводниковый широтно-импульсный модулятор, у которого регулируются частота и напряжение. Для более надежного выявления дефектов сердечника для питания намагничивающей обмотки используется повышенная частота (от 70 Гц и выше). Блок измерения 6 представляет собой комплекс, блок-схема которого представлена на фиг.4, где 13 - блок связи с датчиком, 14 - блок определения координат, 15 - измеритель разности фаз, 16 - персональная электронная вычислительная машина (ПЭВМ), 17 - блок сопряжения с ПЭВМ, 18 - звуковая карта ПЭВМ (Sound-blaster), 19 - один из портов ПЭВМ, 20 - трансформатор питания с выпрямителем, 21 - стабилизаторы напряжений. Двойная стрелка обозначает ввод с клавиатуры ряда постоянных величин, характеризующих данную испытуемую машину и условия испытаний: рабочую частоту машины, наружный диаметр сердечника, высоту спинки статора, полную длину железа статора, рабочую индукцию в спинке статора, число пазов статора, коэффициент заполнения пакета статора, намагничивающий ток при испытаниях, число витков намагничивающей обмотки, удельные потери и плотность данной марки стали. Использование звуковой карты ПЭВМ позволяет отказаться от внешнего аналого-цифрового преобразователя, необходимого для обработки сигналов. Это способствует повышению компактности, универсальности и надежности устройства в целом, снижает его стоимость, повышает удобство работы. Работа устройства поясняется с помощью фиг.2 и векторной диаграммы, представленной на фиг.5. На фиг.2 условно показан контур, образованный поврежденным участком изоляции (отмечен буквой К). Стрелкой показано направление движения датчика. При подаче с блока питания 5 напряжения повышенной частоты f на зажимы намагничивающей обмотки 2 по ней идет ток Iо, порождающий в сердечнике 4 кольцевой магнитный поток Фо с низким значением индукции (до 0,1 Тл), часть которого Фso ответвляется в сердечник 10 датчика, на который навита измерительная обмотка 11. Поток Фso, пронизывая обмотку 11, индуктирует в ней ЭДС Eso. Если где-либо под датчиком изоляция между листами стали нарушена, то в этом месте образуется короткозамкнутый контур (фиг.2), который пронизывается потоком Фо (или его частью), наводящим в этом контуре ЭДС Ек. Указанная ЭДС порождает в контуре ток Iк (исследования показали, что индуктивность контура повреждения весьма мала и ток Iк совпадает по фазе с ЭДС Ек), который в свою очередь порождает поток Фк, часть которого Фsк замыкается через ближайшие зубцы 9 и сердечник 10 датчика. Поток Фsк наводит в обмотке 11 датчика ЭДС Еsк, находящую в квадратуре с ЭДС Eso. Вследствие этого вектор результирующей ЭДС датчика Es поворачивается на некоторый угол






где fp - рабочая частота сети переменного тока, к которой подключается исследуемая машина в процессе нормальной эксплуатации (на практике - 50 или 60 Гц);
Вa - индукция в спинке при номинальном режиме работы машины;
La - суммарная длина стальных пакетов сердечника. Очевидно, что все эти величины легко определяются для каждой данной машины, за исключением величины lk, определяемой в процессе испытаний, и числа витков Wo, являющегося постоянным для используемого испытательного устройства. В качестве критерия при определении состояния изоляции в данном месте рабочей поверхности сердечника целесообразно использовать коэффициент дополнительных потерь, представляющий собой отношение дополнительных потерь, вызванных дефектами, к уровню потерь, которые имеют место в нормально работающей машине при отсутствии дефектов. Этот коэффициент может быть рассчитан по формуле

где


Da - наружный диаметр сердечника. В этих выражениях размерности всех величин выбраны в соответствии с СИ. Измерения, производимые с помощью предлагаемого устройства, несут в себе некоторую погрешность, связанную с тем, что намагничивающая обмотка охватывает не только обследуемый сердечник 4, но и его металлический (в подавляющем большинстве случаев - стальной) корпус 8. На представленных фигурах корпус изображен условно в виде цилиндра. На самом деле он представляет собой достаточно сложную конструкцию, включающую в себя цилиндрическую обечайку, поперечные перегородки, элементы крепления к фундаменту, различные пристроенные элементы. В этом корпусе также возбуждается кольцевой магнитный поток, вызывающий вихревые токи в массивном теле корпуса, которые в свою очередь приводят к появлению потерь и, главное, встречного магнитного потока. В результате ЭДС контрольного витка, также охватывающего корпус, изменяет свою фазу, т.е. ЭДС Еo перестает быть синфазной с Eso, и измеренный угол

1. Бутов А. В. , Пикульский В.А., Поляков Ф.А., Шандыбин М.И. Электромагнитный метод выявления замыканий листов активной стали статора турбогенератора. - Электрические станции, 1998, 11. 2. Патент РФ 2082274, кл. Н 02 К 15/00, 15/02, G 01 R 31/34, 1994 г. (прототип).
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6