Способ гидравлических испытаний на плотность вальцовочных соединений
Изобретение относится к испытаниям соединений, в частности к гидравлическим испытаниям вальцовочных соединений на плотность. Вальцовочное соединение последовательно нагружают осевым усилием, прикладываемым к торцу трубы со стороны тыльной поверхности фланца, заданным давлением pi жидкости и температурой, вызывающей нагрев внешней поверхности фланца, например, токами Фуко, предварительно каждый раз уменьшая толщину стенки трубы на длине вальцовочного пояска до ti - ее критического значения, при котором наблюдаются протечки, после чего устанавливают экспериментальную зависимость pi=f(ti) для данного типа соединения, величины осевого усилия и значения температуры испытания и далее по известной скорости коррозии материала трубы, а также техническим параметрам эксплуатации соединения определяют ресурс его надежной работы. Технический результат изобретения - обеспечение объективной информацией о сроке гарантированного межремонтного пробега теплообменного аппарата при известных параметрах его эксплуатации. 1 ил.
Изобретение относится к области испытаний соединений, в частности гидравлических испытаний вальцовочных соединений на плотность.
Известен способ испытания вальцовочных соединений на плотность, включающий размещение конца теплообменной трубы в отверстии фланца, имеющее кольцевые канавки, фиксирование трубы от возможного перемещения, закрепление трубы в отверстии фланца путем ее раскатки роликами механической вальцовки, обработку торцовых частей соединения с целью удаления жировых пятен, нанесение на лицевую поверхность вальцовочного соединения водного раствора мела, а с противоположной стороны вальцовочного соединения по месту контакта трубы и фланца нанесение керосина (см. Юзик С.И. Развальцовка труб в судовых теплообменных аппаратах. - Л.: Судостроение, 1978, 140 с.). К недостаткам известного способа испытаний вальцовочных соединений на плотность относится установление только качественной картины контакта между соединяемыми элементами. Субъективность анализа при обнаружении протечек между соединяемыми элементами, а также сложности с нанесением керосина на тыльную поверхность трубной решетки пучка существенно ограничивают масштабы применимости данного способа испытаний. Известен также способ гидравлических испытаний вальцовочных соединений на плотность, включающий закрепление трубы механической вальцовкой в отверстии фланца, имеющем кольцевые канавки, подачу жидкости высокого давления в зазор между поверхностью полости во фланце и внешней поверхностью трубы, выдержку соединения под давлением жидкости и оценку в последующем наличия ее протечек в зазоре между соединенными элементами (Ткаченко Г.П., Бриф В.М. Изготовление и ремонт кожухотрубчатой теплообменной аппаратуры. - М.: Машиностроение, 1980, 160 с., см. с. 153 - прототип). К недостатку известного способа следует отнести отсутствие информации о добротности вальцовочного соединения при работе на заданных эксплуатационных параметрах теплообменного аппарата - сроке гарантированного межремонтного пробега, определяемого скоростью коррозии металла трубы в большей степени на ее внутренней поверхности, величинами осевых нагрузок на плавающей трубной решетке для теплообменного аппарата нежесткого типа и температурой эксплуатации последнего. Задачей изобретения является разработка такого способа гидравлического испытания вальцовочных соединений на плотность, который бы позволял иметь объективную информацию о сроке гарантированного межремонтного пробега теплообменного аппарата при известных параметрах его эксплуатации, таких как величины осевого усилия, давления рабочей жидкости и температуры. Технический результат достигается тем, что в способе гидравлических испытаний вальцовочных соединений на плотность, включающем закрепление трубы механической вальцовкой в отверстии фланца, имеющем кольцевые канавки, подачу жидкости высокого давления в зазор между поверхностью полости во фланце и внешней поверхности трубы, выдержку соединения под давлением жидкости и оценку в последующем наличия ее протечек в зазоре между соединенными элементами, согласно изобретению вальцовочное соединение последовательно нагружают осевым усилием, прикладываемым к торцу трубы со стороны тыльной поверхности фланца, заданным давлением рi жидкости и температурой, вызывающей нагрев внешней поверхности фланца, например токами Фуко, предварительно каждый раз уменьшая толщину стенки трубы на длине вальцовочного пояска до ti - ее критического значения, при котором наблюдаются протечки, после чего устанавливают экспериментальную зависимость рi=f(ti) для данного типа соединения, величины осевого усилия и значения температуры испытания, и далее по известной скорости коррозии материала трубы, а также техническим параметрам эксплуатации соединения определяют ресурс его надежной работы. Осуществление предлагаемого способа позволяет получать объективную и полную информацию о технических возможностях конкретного типа вальцовочного соединения и экономической целесообразности его использования в конкретных условиях эксплуатации теплообменного аппарата нежесткого типа. Это объясняется тем, что в предлагаемом способе механическому, гидравлическому и тепловому испытаниям подвергаются вальцовочные соединения с предварительно уменьшенной толщиной стенки трубы, что в определенной степени имитирует действие коррозии на внутреннюю ее поверхность. В результате плавного уменьшения толщины стенки, но при постоянных осевом усилии, прикладываемому к торцу трубы, температуре нагрева и давлении жидкости, подаваемой в зазор между соединенными элементами, выявляется критическая толщина трубы для реальных условий эксплуатации теплообменного аппарата, при которой имеют место протечки жидкости. Повторяя подобные действия с образцами на давлениях, меньших выявленных ранее, открывается возможность построения зависимости давления подаваемой в зазор между соединенными элементами жидкости и величиной критической толщины стенки при заданных уровнях осевой нагрузки трубы и температуры эксплуатации теплообменного аппарата. Последнее, с учетом знания скорости коррозии материала трубы от степени агрессивности рабочей среды теплообменного аппарата нежесткого типа, позволяет выявить пригодность и целесообразность использования данного типа вальцовочного соединения. Сущность изобретения поясняется чертежом, где показана конструкция испытательного аппарата, содержащего высококачественное вальцовочное соединение трубы, имеющую и заглушку, приваренную к торцу, и фланца, имеющего крышку, приваренную к его торцу, установленного в нагревательный элемент и предназначенного для испытания вальцовочного соединения одновременным действием рабочей жидкости, осевого усилия, прикладываемого к торцу заглушки, и температуры, нагревающей вальцовочное соединение посредством нагрева внешней поверхности фланца. Вариант осуществления изобретения состоит в следующем. Первоначально анализу подвергаются известные способы образования вальцовочных соединений, применительно к условиям эксплуатации теплообменного аппарата нежесткого типа. Допустим пригодным является вальцовочное соединение, когда профилированная законцовка 1, содержащая на внешней поверхности кольцевой выступ трапециевидного поперечного сечения (см. статью Г.А.Батраев, С.И.Козий, Ф.В. Гречников, С.С.Козий. Новый механизм закрепления труб в трубных решетках. - Химическое и нефтегазовое машиностроение, 1998, 9-10, с. 64-66, рис. 1), закрепляется механической вальцовкой в отверстии фланца 2, содержавшего кольцевые канавки трапециевидного и треугольного поперечных сечений (см. чертеж). Таким закреплением трубы формируется поле остаточных напряжений, удерживающее трубу в отверстии фланца (действие напряжений условно показано стрелками). К торцу трубы, имевшему исходные геометрические размеры, приваривают заглушку 3 и далее, разместив крышку 4 на торце фланца со стороны заглушки, выполняют сваркой неразъемное соединение фланца и трубы. При этом имеет место зазор между соединенными элементами, что позволяет подать рабочую жидкость под крышку, а значит, нагрузить высоким ее давлением торцовую поверхность заглушки и заполнить зазор между трубой и фланцем (имитируется испытание жидкостью высокого давления при подаче ее в межтрубное пространство и осевого усилия, воспринимаемого вальцовочным соединением). После чего через отверстие в крышке подают рабочую жидкость заданного давления, что при известной торцовой площади заглушки позволяет нагрузить вальцовочное соединение пропорциональным осевым усилием. Далее индуктором 5 (условно показаны только витки) подвергают нагреву внешнюю поверхность фланца, вызывая увеличение его поперечных размеров, а значит, изменения уровня остаточных напряжений на контактной поверхности вальцовочного соединения. Для большинства теплообменных аппаратов нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей промышленности максимальное значение температуры их эксплуатации составляет 350-450oC. Вальцовочное соединение выдерживают под этим давлением рабочей жидкости, расчетным осевым усилием и температурой в 350-400oC не менее 10 минут. Затем по манометру определяют наличие или отсутствие падения величины исходного давления, что может свидетельствовать о протечках рабочей жидкости в соединении или их отсутствии. Отсутствие протечек рабочей жидкости, что является отличительной их особенностью от традиционных типов вальцовочных соединений, позволяет режущими методами уменьшить толщину стенки на величину
Формула изобретения
Способ гидравлических испытаний вальцовочных соединений на плотность, включающий закрепление трубы механической вальцовкой в отверстии фланца, имеющем кольцевые канавки, подачу жидкости высокого давления в зазор между поверхностью полости во фланце и внешней поверхностью трубы, выдержку соединения под давлением жидкости и оценку в последующем наличия ее протечек в зазоре между соединенными элементами, отличающийся тем, что вальцовочное соединение последовательно нагружают осевым усилием, прикладываемым к торцу трубы со стороны тыльной поверхности фланца, заданным давлением pi жидкости и температурой, вызывающей нагрев внешней поверхности фланца, например, токами Фуко, предварительно каждый раз уменьшая толщину стенки трубы на длине вальцовочного пояска до ti - ее критического значения, при котором наблюдаются протечки, после чего устанавливают экспериментальную зависимость pi= f(ti) для данного типа соединения, величины осевого усилия и значения температуры испытания и далее по известной скорости коррозии материала трубы, а также техническим параметрам эксплуатации соединения определяют ресурс его надежной работы.РИСУНКИ
Рисунок 1