Устройство индивидуальное для самоэвакуации
Изобретение может использоваться терпящими от огня бедствие отчаявшимися людьми в зданиях повышенной этажности. Устройство представляет собой полый корпус из мягкой стали (параллелепипед) с разрезом стенки, перпендикулярной длинному ребру, куда спасающийся вводит трос спасения и вращением тормозного винта по часовой стрелке закрывает выход троса из корпуса, дальнейшим вращением в ту же сторону до упора устройство ставится на стояночный тормоз. Спасающийся надевает подмышечный ремень и кистевые ремни, становится ногами на платформу и начинает спуск, для чего плавно вращает тормозной винт против часовой стрелки. Если скорость велика или земля недалеко, необходимо тормозить, вращая тормозной винт по часовой стрелке, при этом ползун, перемещаясь вдоль корпуса, перегибает трос в трех местах. Для исключения сползания троса с язычка ползуна предусмотрены две заградительные пластины безопасности. Также предусмотрена блокировка выхода троса из корпуса из-за ошибочных действий спасающегося уменьшением хода ползуна назад ограничителем. Предусмотрено дублирующее торможение для гарантированного безопасного спуска. Устройство имеет простое конструктивное выполнение и надежно в эксплуатации. 1 ил.
Изобретение относится к пожарной и спасательной службам, а именно к самоэвакуации людей из зданий повышенной этажности.
Изобретение может использоваться терпящими от огня бедствие отчаявшимися людьми в жилых домах, гостиницах или учреждениях, которые понимают, что помощь придет неизвестно когда, а терпеть едкий дым и жар от огня нет больше сил. Известно предназначенное для этих целей устройство для спуска с высотных объектов, авторское свидетельство СССР 978875, 1982 г. Однако верхний конец троса, используемого для спуска спасаемого, сначала необходимо закрепить в высшей точке объекта, а потом производить спуск людей, что при пожаре весьма затруднительно. Известно также изобретение по авторскому свидетельству СССР 1172562, 1985 г. "Устройство для спуска и эвакуации людей", в котором при пожаре необходимо закрепить верхний конец троса к зданию и трос запасовать в приспособление для обеспечения необходимой скорости спуска. Однако известное устройство не является эффективным из-за затруднений или невозможности доставки троса к спасаемым в нужные сроки. Наиболее близким к изобретению является патент США 4428455, из которого известно индивидуальное устройство для самоэвакуации при пожаре, содержащее трос спасения, вкладываемый спасающимся во внутреннюю полость корпуса через прорезь его стенки по диаметру троса, платформу, подвешенную к корпусу, тормозной винт и фрикционную накладку для прижима к ней троса и обеспечения стояночного тормоза. Однако известное устройство имеет сложную конструкцию и не достаточно надежно в эксплуатации. Предлагаемое изобретение решает задачу с помощью устройства индивидуального для самоэвакуации обеспечить безопасный спуск спасающегося на землю или на безопасные нижние этажи и спасти жизнь всем живущим или постоянно работающим на этажах, куда не достает стрела автолестницы. Технический результат достигается тем, что устройство индивидуальное для самоэвакуации при пожаре, содержащее трос спасения, вкладываемый спасающимся во внутреннюю полость корпуса через прорезь его стенки по диаметру троса, фрикционную накладку для прижима к ней троса и обеспечения стояночного тормоза, тормозной винт и платформу, подвешенную к корпусу, согласно изобретению имеет ползун, снабженный язычком для перегиба троса в трех местах при движении ползуна под действием тормозного винта по внутренней полости корпуса с закрытием своими щеками прорези стенки корпуса и исключением выхода троса из внутренней полости корпуса, две заградительные пластины безопасности для исключения сползания троса с торца язычка, подпружиненную защелку для блокировки выхода троса из корпуса и сектор для дублирующего торможения при прижатии к нему троса рычагом. Изобретение поясняется чертежом, где изображена принципиальная схема устройства: на фиг. 1а - вид спереди, на фиг. 1б - вид сверху. Устройство содержит трос 1 спасения, вкладываемый спасающимся в полость корпуса 2 из мягкой стали через прорезь в1-в2 его стенки, и ползун 3, перемещающийся по внутренней полости корпуса вращением тормозного винта 4, при вращении которого по часовой стрелке щека 5 закрывает прорезь в1-в2 стенки корпуса, чем воспрепятствует выходу троса из корпуса. При дальнейшем вращении тормозного винта язычок 6 ползуна перегибает трос в трех местах, тем самым уменьшая скорость спуска спасающегося. Для удобства размещения ног спасающегося на платформе 10 предусмотрен стояночный тормоз, для его срабатывания необходимо продолжать вращать тормозной винт до упора с легким нажимом, при этом язычок 6 ползуна прижимает трос к фрикционной накладке 7 и корпус относительно троса не движется. Одновременно с этим ползун прижимает трос к обоим выступам 14, расположенным внутри корпуса, что является дополнительным тормозом. Исключение возможности сползания троса с конца язычка 6 ползуна достигается двумя заградительными пластинами 8 безопасности. Сверху на корпусе имеется сектор 15 из мягкой стали для дублирующего торможения, на вершине которого расположена ось, обеспечивающая поворот сектора рычагом 16 и прижатие его спасающимся к тросу спасения. Если по какой-либо причине тормозной винт завернут вправо до конца, но эффективного торможения и соответственно уменьшения скорости спуска достичь не удалось, что почти невероятно, то необходимо немедленно воспользоваться дублирующим торможением: рычагом 16 прижать сектор 15 к тросу и скорость спуска уменьшится. Для высотных зданий в 20 и более этажей площадь сектора при проектировании может быть увеличена в 2-3 раза. Если в пожарной суматохе спасающийся, оглушенный шумом, едким дымом, жаром или взглядом вниз на землю, будет вращать тормозной винт по ошибке против часовой стрелки, то трос мог бы выскочить из полости корпуса. Безопасность обеспечивается блокировкой хода ползуна назад ограничителем 13. К корпусу устройства подвешена на четырех тросиках 9 платформа 10 для ног, с двух торцов крепятся подмышечный ремень 11 с пряжкой и два кистевых ремня 12. Проживающие или постоянно работающие на этажах, куда не достает стрела автолестницы, для своей же безопасности на случай пожара должны приобрести комплект устройства для всех членов семьи, примерить подмышечный ремень и кистевые ремни, необходимые для исключения опрокидывания на спину при резком торможении у земли, а также трос спасения
Формула изобретения
Устройство индивидуальное для самоэвакуации при пожаре, содержащее трос спасения, вкладываемый спасающимся во внутреннюю полость корпуса через прорезь его стенки по диаметру троса, фрикционную накладку для прижима к ней троса и обеспечения стояночного тормоза, тормозной винт и платформу, подвешенную к корпусу, отличающееся тем, что оно имеет ползун, снабженный язычком для перегиба троса в трех местах при движении ползуна под действием тормозного винта по внутренней полости корпуса с закрытием своими щеками прорези стенки корпуса и исключением выхода троса из внутренней полости корпуса, две заградительные пластины безопасности для исключения сползания троса с торца язычка, подпружиненную защелку для блокировки выхода троса из корпуса и сектор для дублирующего торможения при прижатии к нему троса рычагом.РИСУНКИ
Рисунок 1