Способ психологической диагностики в норме и при патологии
Изобретение относится к медицине, а именно к психологической диагностике, и может быть использовано для психологической диагностики развития личности у детей и взрослых, а так же для контроля и прогнозирования адаптационных возможностей организма. Сущностью способа является определение титра антител к группе микробов сальмонелл в слюне пациента в реакции пассивной гемагглютинации. Техническим результатом является простота исполнения, высокая точность, экономичность и безопасность предложенного способа для обследуемых лиц. 4 табл.
Изобретение относится к медицине и предназначено для психологической диагностики развития личности у детей и взрослых в норме и при патологии, для контроля и прогнозирования адаптационных возможностей организма.
На протяжении последних лет актуальным является изучение адаптации организма человека к различным внутренним и внешним средовым нагрузкам. Для успешного становления приспособительных функций немаловажную роль играют физическое развитие, состояние здоровья, в том числе уровень психологического развития. Прототипом предлагаемого технического решения является способ определения уровня психологического развития по психодиагностическим методикам (Василенко Л. Д. Диагностика готовности детей к обучению в школе/ Методические рекомендации. Сост. ПГПИ, Пермь, 1993. - С. 17-22; Немов Р.С., Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 3: Психодиагностика. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. - С. 73-200). В мире насчитывается более тысячи этих методик. Чаще используются методики психодиагностики познавательных процессов: внимания, памяти и мышления. Для изучения внимания с оценкой таких его качеств, как продуктивность, устойчивость и объем применяется методика "Кольца Ландольта". Работа проводится в течение 5 мин. Ребенок или взрослый выполняет тест: зачеркивает кольца, имеющие разрыв, расположенный в строго определенном месте. По окончании психодиагностического эксперимента определяют количество просмотренных колец и количество ошибок в процессе работы. По предложенной формуле определяют уровень развития внимания у исследуемого в трехбалльной системе оценок: 1 балл - низкий 2 балла - средний 3 балла - высокий Для психодиагностики объема кратковременной зрительной и слуховой памяти, а также для определения развития опосредованного запоминания применяется методика: "Пиктограмма" по А.Р. Лурия. Для запоминая предлагается 10 слов с паузой на 20 сек. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Оценка результатов по трехбалльной системе: 3 балла - высокоразвитая слуховая память; 2 балла - среднеразвитая; 1 балл - слаборазвитая слуховая память. Для диагностики образно-логического и наглядно-действенного мышления применяется методика "Что здесь лишнее?" с тестами А. Отиса и Р. Леннона. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены предметы, один из которых является лишним. Оценка результатов по трехбалльной системе от высокого до низкого уровня развития мыслительных способностей. Исследование уровня психологического развития и использование предлагаемых методик является трудоемким, затратным, отличается сложностью и требует участия психолога, что ограничивает их применение в клинике. Изобретение направлено на решение задачи: упрощение и ускорение психологической диагностики в норме и при патологии. Технический результат, достигаемый при осуществлении изобретения, - ускоренный процесс определения величины устойчивости организма к нескольким видам микробов (производительность труда возрастает в 10 раз), высокая точность, экономичность, возможность психологической диагностики врачом любой специальности, особенно при массовых обследованиях в норме и при патологии. Решение задачи достигается тем, что в качестве теста берут слюну пациента, определяют титр антител к группе микробов сальмонелл в реакции гемагглютинации (РПГА) и при величине титра антител ниже 4 и выше 16 определяют низкий уровень психологического развития. Для выявления уровня неспецифической резистентности организма по титру антител в слюне к группе микробов использован жидкий эритроцитарный сальмонелезный комплексный диагностикум 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 3, 10, 12. Высокая специфичность диагностики объясняется биологическими свойствами микробов рода сальмонелл, которые, с одной стороны, широко распространены в природе (вода, почва, животные, дикие и домашние птицы, яйцо и др. продукты), это дает постоянную антигенную нагрузку на организм человека, что приводит к выработке антител, в том числе в слюне. С другой стороны, микробы сальмонелла внутри макрофактов погибают с освобождением эндотоксина, который поражает нервно-сосудистый аппарат и повышает проницаемость клеточных мембран с последующим нарастанием внутриклеточной концентрации биологически активных веществ и гипоксии тканей с нарушением клеточного метаболизма и развитием интоксикационного синдрома, что приводит к хроническому некротоксикозу (Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. - Учебник. - 4-е изд. - М.: Медицина, 1995. - С. 25-34, 125-137). Простота исполнения и высокая точность исследования: коммерческий антигенный сальмонелезный диагностикум 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 3, 10, 12 представлен жидкой формой, что полностью исключает ошибки в воспроизводимости способа определения неспецифической резистентности организма. Способ осуществляется следующим образом. У обследуемого в пробирку берут 0,6-1,0 мл смешанной слюны, которую дозатором в количестве 0,5 мл переносят в лунку первого ряда планшета для макроварианта постановки РПГА. В лунки первого и последующих рядов приливают по 0,5 мл физиологического раствора и раститровывают слюну каждой пробы по горизонтали так, чтобы в первой лунке ее разведение было 2-кратное, во второй - 4-кратное и т.д. до 12 ряда лунок планшета. В последующем в каждую лунку добавляют по 0,25 мл 1%-ной взвеси эритроцитов жидкого эритроцитарного сальмонелезного комплексного диагностикума 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 3, 10, 12. Одновременно проводится контрольное исследование с физиологическим раствором и иммунной сывороткой, приложенной к эритроцитарному диагностикуму, Через 18-24 часа оценивают результаты. Учет реакции производится по 4-крестной системе: 4+ - все эритроциты агглютинированы и равномерно покрывают дно лунок; 3+ - агглютинированы почти все эритроциты, но на их фоне присутствует малозаметное кольцо из осевших неагглютинированных эритроцитов;2+ - одновременно с равномерным агглютинатом на дно лунок выпадает осадок из неагглютинированных эритроцитов в виде маленького колечка;
1+ - большинство эритроцитов не агглютинировано и осело в виде маленького колечка в центре лунки;
0+ - все эритроциты остались неагглютинированы и осели в виде колечка в центре лунки. Абсолютной величиной ТА считается последнее разведение слюны, в которой РПГА оценивается в 3 или 4 креста. При титре антител ниже 4 определяют низкую степень защиты, выше 16 - среднюю и высокую. Результаты исследований о возможности использования предлагаемого способа для психологической диагностики у детей и взрослых в норме и при патологии, для контроля и прогнозирования адаптационных возможностей организма изложены в примерах. Пример 1. Исследование уровня точности восприятия, устойчивости и переключения внимания у детей, обучающихся в условиях альтернативной системы образования в зависимости от величины неспецифической резистентности организма. Проведены исследования слюны у 81 учащегося начальной школы-детского сада 363 г. Перми. Величину неспецифической резистентности организма к микробам оценивали по пяти группам: у первой группы, как очень низкую при титрах антител 1: 0,5 и ниже; у второй - низкую 1-2; у третьей - среднюю 4-16; у четвертой - высокую 32-64; у пятой - очень высокую 128 и выше. Такое деление по группам сохранено и в других примерах. Одновременно у этих детей психолог определил точность восприятия, устойчивость и переключение внимания с использованием методики "Кольца Ландольта". Результаты исследований представлены в табл. 1. Как видно из табл.1, у 81 обследованного учащегося средняя величина уровня внимания составляет 1,6























Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2