Противоизносная, антифрикционная присадка с модификатором трения, смазочный материал и способ получения модификатора трения
Использование: в производстве смазочных материалов, а более точно в производстве присадок к смазочным материалам для улучшения их трибологических свойств в эксплуатационном режиме различного рода машин и механизмов, предпочтительно двигателей внутреннего сгорания, трансмиссионных и редукторных передач автотракторного оборудования и др. Присадка содержит, мас.%: хлорпарафин 92,0-93,0, беззольные антиоксиданты 0,8-1,2, сложный эфир дикарбоновых кислот 6,0-7,0, модификатор трения 0,002-0,02. Используют беззольные антиоксиданты фенольного и аминного типов с рабочим диапазоном температур от 100 до 400oС, неорганический модификатор трения в виде дисперсных частиц с размером 1102 -
органобентонита, полученного при модификации бентонита поверхностно-активным веществом (ПАВ) формулы 1: RfSO2A, где Rf - фторуглеродный радикал формулы:
или Rf=XCmF2m, где Х=F или Cl при m=3-9,
где Hal=Cl или J, Х1=-СН2СН2ОН. Модификатор трения получен обработкой при температуре до 100oC водным раствором ПАВ формулы 1 при следующем соотношении, мас.%: бентонит 50,0; соединение формулы 1 5,0-7,0; вода остальное, с последующим измельчением. Смазочный материал содержит базовую основу и 1-8 мас.% описанной присадки. Технический результат - повышение эффективности трибологических свойств смазочных материалов. 3 с. и 15 з.п.ф-лы, 6 табл., 3 ил.
Изобретение относится к области производства смазочных материалов, а более точно к области производства присадок к смазочным материалам для улучшения их трибологических свойств в эксплуатационном режиме различного рода машин и механизмов, предпочтительно двигателей внутреннего сгорания, трансмиссионных и редукторных передач автотракторного оборудования и др.
Традиционно известно, что высокие трибологические свойства моторных, редукторных, трансмиссионных и др. смазочных материалов достигаются за счет добавления в базовые минеральные или/и синтетические масла присадок, комплексно улучшающих их свойства. Комплексное улучшение трибологических свойств смазочных материалов решается использованием присадок многофункционального действия, одновременно обеспечивающих противоизносное, антифрикционное, противокоррозионное и др. воздействия эксплуатируемых смазочных масел на металлические поверхности деталей и узлов различных машин и механизмов. При анализе известного уровня техники установлено, что при создании присадок к смазочным материалам используют различные классы органических соединений, содержащие такие функциональные группы, как карбоксильная, гидроксильная, дитиофосфатная, аминогруппа и др., а также такие элементы, как сера, фосфор, хлор, барий, цинк, магний и др. Эффективность действия компонентного состава функциональных групп и элементов присадок зависит от синергизма и химического взаимодействия компонентов в условиях эксплуатации, где существенное значение имеет температурный режим работы деталей и механизмов машин, удельные давления, возникающие при работе пар трения, а также используемые в деталях машин и механизмов металлы, которые оказывают каталитическое и химическое воздействие на компоненты присадок и базовые масла. Особое значение имеют присадки, компонентный состав которых обеспечивает эффективное противоизносное, антифрикционное действия, первое из которых достигается за счет создания на трущихся поверхностях при взаимодействии компонентов присадки с металлом химических соединений, образующих квазисмазочные слои на локальных участках поверхностей трения, а второе - за счет создания на поверхностях трения устойчивой граничной масляной пленки, образованной в результате адсорбирующего или хемосорбирующего эффектов компонентов присадки. Известно, что наиболее активными являются присадки с хлорсодержащими соединениями, преимущественно жидкими хлорпарафинами, механизм действия которых основан на образовании пленок в виде хлоридов металлов на локальных микроучастках поверхностей трения в условиях высоких удельных нагрузок (Д. Кламанн "Смазки и родственные продукты", М., Химия, 1988г., с. 216-218). В патенте США 4534873 предложена противоизносная, антифрикционная присадка, содержащая минеральное масло, борнокислый калий, сурьмоорганическое соединение в виде диалкилдитиофосфатного соединения сурьмы, жидкий хлорпарафин, добавку в виде сульфоната кальция, нейтрализующую хлорид водорода, выделяющийся в процессе эксплуатации смазочного материала, а также добавку для повышения индекса вязкости. Дополнительно композиция может содержать антиоксидант аминной группы, предпочтительно ариламины, такие как алкилированные дифениламины и др., пеногаситель. Присадка по патенту 4534873 содержит от 2 до 35% хлорпарафинов, предпочтительно 12,5%; от 0 до 20% антиоксидантов, предпочтительно 2,1%, от 1 до 20% сурьмоорганического соединения, предпочтительно 6,25%; от 2 до 25% борнокислого калия, предпочтительно 12,5; от 0,4 до 20% сульфоната кальция, предпочтительно 4,16%, а также другие компоненты, указанные в патенте. Предлагаемая по патенту присадка содержит значительный пакет противоизносных добавок, которые повышают коммерческую стоимость продукта, а использование токсичного сурьмоорганического соединения способствует ускорению процесса старения металлических поверхностей деталей машин и механизмов в условиях высоких температур и давлений вследствие каталитического воздействия сурьмы на процесс диффундирования водорода во внутренние слои металлов, что ускоряет водородное изнашивание их. По названным причинам присадка по пат. США 4534873 ограничена в использовании. Кроме того, возможность использования присадки в составе трансмиссионных, редукторных масел, а также в составе смазочных материалов для двухтактных двигателей внутреннего сгорания в пат. 4534873 не исследовано, что сужает технологические возможности данной присадки. Известна более экономичная и простая по композиционному составу противоизносная, антифрикционная присадка (пат. WO 93/22408 (заявка PCT/US 93/03924)). Присадка предназначена для применения в различных смазочных материалах, в том числе в составе моторных масел для двигателей внутреннего сгорания, для моторов электронного оборудования, для двухтактных двигателей; в составе трансмиссионных и редукторных автотракторных масел. Согласно патенту присадка содержит 75-98% хлорированных соединений, предпочтительно хлорпарафины; от 2 до 25% противокоррозионных компонентов, одновременно являющихся антиоксидантами, из группы затрудненных фенолов или полифенолов, насыщенных или ненасыщенных ди- трикарбоновых кислот, имеющих одну или более алкильную цепь, а также около 0,02% биоцида. Предпочтителен вариант композиционного состава присадки, содержащий 95% хлорпарафинов, предпочтительно с содержанием активного хлора 44 мас.%, или 47 мас.%, или 57 мас.%; около 5% противокоррозионных компонентов и 0-0,001% биоцида. При этом предпочтителен вариант использования одной части присадки на 15 частей стандартного моторного масла, используемого для двигателей внутреннего сгорания, и одна часть присадки на 10 частей трансмиссионного масла. Однако антифрикционные противоизносные свойства смазочных материалов с присадкой по данному патенту малоэффективны в режиме граничного трения, характеризующегося повышенными температурами и удельными давлениями между парами трения. Это объясняется повышенным содержанием в эксплуатируемых маслах хлорпарафинов, дестабилизирующихся в указанном режиме трения с выделением избытка хлорида водорода (НСl), а также интенсифицирующимся разложением в этом режиме ингибиторов, входящих в состав присадки. При этом нарушается компромисс между противозадирной, противоизносной эффективностью и коррозионной агрессивностью, повышается каталитическое воздействие хлоридов металла на реакционные процессы окисления углеводородов масел, что снижает устойчивость граничной масляной пленки. Анализ известного уровня техники в области производства присадок к смазочньм материалам также показал, что трибологические свойства последних улучшаются при использовании в композициях присадок, в том числе предназначенных для моторных масел, неорганических модификаторов трения. Известно, что в качестве модифицирующих трение неорганических компонентов используют, например, графит, дисульфид молибдена, которые обладают повышенными антифрикционными, противозадирными, противопиттинговыми и др. свойствами ("Масла и присадки для тракторных и комбайновых двигателей", Справочник, С.Г. Аробян, А.Б. Виппер, И.А. Холомонов, 1984г., с.76-84). Композиция с модифицирующей трение неорганической добавкой предложена в патенте WO 93/01261 (заявка PCT/RU 91/00134). Согласно патенту смазочная композиция содержит минеральное масло и углеродную добавку в виде смеси алмаза и графита при следующем соотношении (мас. %): 0,01-8,0 углеродной добавки, состоящей из 18-38 мас.% алмаза с размерами частиц 40-





При реализации изобретения используют хлорпарафины с содержанием активного хлора 40-70% маc. , предпочтительно 44 или 47% маc. при углеводородном радикале С10-С14. При реализации изобретения используют беззольные антиоксиданты фенольного и аминного типа при соотношении 1:1. При реализации изобретения в качестве антиоксидантов фенольного типа используют 2,6-ди-трет-бутилфенол, 2-6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, сложный эфир


Бентонит - 50,0
Соединение (формула 1) - 5,0-7,0
Вода - Остальное
Предпочтительно в качестве бентонита используют монтмориллонит формулы 2:

Для реализации изобретения монтмориллонит модифицируют соединением формулы 3:

При реализации изобретения полученный органобентонит измельчают до дисперсности частиц 1


на компромиссной эффективности основы присадки в виде хлорпарафинов, заключающейся в полезном использовании выделяющейся части хлорида водорода в образовании на локальных микроучастках поверхностей трения в условиях высоких удельных нагрузок, особенно в присутствии следов влаги пленок, металлохлоридов, имеющих меньшее сопротивление к сдвигу, чем основной металл трущейся поверхности, а также в полезном использовании избыточной части хлорида водорода, выделяющегося в результате дестабилизации хлорпарафинов при повышенной температуре и удельных давлений, в каталитическом процессе обратимых химических реакций гидролиза и этерификации сложных эфиров дикарбоновых кислот;
на создании состава присадки, обеспечивающего выделение оптимального количества водорода при трибохимическом разложении углеводородосодержащих материалов (топливо, масло и др.), необходимого для восстановления структуры поверхностных слоев до чистого металла (Fe);
на повышении стабильности образования внешнего адсорбированного поверхностного слоя граничной масляной пленки за счет наличия в составе присадки галогеносодержащих компонентов;
на повышении антифрикционных свойств за счет наличия ультрадисперсных частиц органобентонита в граничной масляной пленке;
на повышении термостабильности образованной граничной масляной пленки, в том числе за счет используемых в присадке антиоксидантов, избирательно участвующих в химических реакционных процессах с учетом температурных режимов работы от 100 до 400oС. Таким образом, предлагаемая по изобретению противоизносная антифрикционная присадка с модификатором трения обеспечивает при использовании ее в смазочном материале комплексное воздействие на поверхности трения и на смазочный материал в условиях динамично изменяющихся температур и удельных нагрузок в зонах трения. Указанный результат достигается только при выбранном соотношении компонентов в результате проявления синергетического эффекта, обусловленного межмолекулярным взаимодействием компонентов присадки между собой и с применяемыми смазочными материалами. Установлено, что изменение состава и соотношения компонентов в противоизносной, антифрикционной присадке по изобретению, а также изменение концентрации присадки в соответствующих смазочных материалах меньше чем 1 мас.% в моторных маслах и больше 8 мас.% в трансмиссионных и редукторных автотракторных маслах нецелесообразно, так как не приведет к дальнейшему улучшению свойств смазочных композиций, образованных соответствующим маслом и присадкой по изобретению. Ниже приводятся лучшие варианты выполнения композиции присадки по изобретению и варианты смазочных композиций на их основе. Для приготовления противоизносной, антифрикционной присадки с модификатором трения используют предпочтительно известные промышленно выпускаемые продукты:
Хлорпарафины - технический продукт общей формулы CnH2n+2-mСlm, где (n= 14-22, m= 4-7). Жидкие хлорпарафины - вязкие медообразные жидкости, бесцветные или светло-желтые, без запаха, выпускаются во многих ведущих странах, например, под торговой маркой Celeclor (фирма LCI Organic, US); торговой маркой Chlorowax (фирма OxyChem, US), под торговой маркой ХП -470(А или Б) на рынке RU. Указанный технический продукт по изобретению имеет активный хлор от 40-70 мас.%, предпочтительно 44 или 47 мас.% с углеводородным радикалом 10-C14, что коммерчески наиболее доступно. Технические характеристики хлорпарафинов, используемых в изобретении, а также соответствующие характеристики хлорпарафина марки Chlorowax-50, используемого в композиции известной присадки по пат. WO 93/22408, показаны в таблице 1. Используемые в присадке по изобретению хлорпарафины ХП-470, а также другие коммерческие хлорпарафины (например, Chlorowax-50) стабилизированы эпоксидированными соединениями. Присадка по изобретению содержит 92-93 мас.% хлорпарафина предпочтительно марки ХП-470А или ХП-470Б. Согласно лучшим вариантам изобретения присадка имеет 92,5 мас.% названных хлорпарафинов. Присадка по изобретению содержит 6-7 мас.% сложных эфиров дикарбоновых кислот, относящихся к пластификаторам пластмасс, искусственных каучуков, компонентов моторных масел и получаемых этерификацией соответствующей карбоновой кислоты спиртами. Сложные эфиры дикарбоновых кислот по изобретению имеют общую формулу:
A (COOR)2, где А=(CH2)n при n=4-8 или
А=С6Н4; R=Cm H2m+1 при m=4-8
По изобретению предпочтительно используют диоктиловый эфир себациновой кислоты - (CH2)8(COOC8H17)2; дибутиловый эфир фталевой кислоты - С6Н4(СООС4Н9)2. Вместо диоктилового эфира себациновой кислоты предпочтительно используют диоктиловый эфир азелаиновой кислоты, получаемой окислением озоном олеиновой кислоты. Последнюю получают из животных жиров, а также пальмового и других растительных масел. Возможен также вариант совместного использования диоктилового эфира себациновой кислоты и диоктилового эфира азелаиновой кислоты при соотношении 1:1. В присадке по изобретению использованы известные в области производства смазочных материалов беззольные антиоксиданты фенольного и аминного типов. В соответствии с разработками, предложенными фирмой Циба-Гейги АГ (СН), в изобретении предпочтительно используют продукты торговой марки Irganox, в том числе антиоксидант фенольного типа - сложный эфир - 2,6. -




Техническое название продукта монтмориллонит. Плотность - 1,7-2,9 г/см3. Для реакционной обработки монтмориллонита используют поверхностно-активное вещество, соответствующее соединению четвертичного аммония общей формулы 1. Предпочтительным ПАВ для реакционной обработки монтмориллонита является соединение формулы 3:

Данный продукт выпускается в RU под торговой маркой "Флактонит К-76". Фторсодержащее ПАВ "Флактонит К-76" - воскообразный продукт от светло-желтого до коричневого цвета, растворимый в воде и спиртах. Молекулярная масса 646,5 г/моль. Плотность - 1,56 г/см3. Модификация монтмориллонита (формула 2) органосоединением формулы 1, в которой фторуглеродный радикал Rf=Х СmF2m имеет Х=Сl, а также органосоединением формулы 1, в которой Hal=J, приводит к получению модификаторов трения со свойствами, аналогичными модификатору трения, полученного в результате реакционной обработки названного монтмориллонита органосоединением формулы 3. В частности, в качестве ПАВ по формуле 1 было использовано соединение, в котором Hal=J, Rf=XCmF2m, где Х=F, что соответствует промышленно выпускаемому продукту Fluorad FC-135 (продукция фирмы "3М" US). В таблице 3 показан пример реализации реакционной обработки монтмориллонита по описанной выше методике. Полученный готовый продукт - органобентонит, модифицированный указанным ПАВ (Флактонит К-76), после его измельчения до размера дисперсности частиц, соответствующих


моторное масло для двигателей внутреннего сгорания имеет 1-4 мас.% присадки по изобретению;
трансмиссионное или редукторное масло для автотракторного оборудования - 3-7 мас.% присадки по изобретению. Композиционные составы присадки по лучшим вариантам реализации изобретения, соответственно примеры 1 и 2, показаны в таблице 4. В таблице 4 показан контрольный состав присадки - пример 3, содержащий аналогичный компонентный состав, что и присадка по примеру 2, но без органобентонита. Приведенная в таблице 4 композиция присадки по примеру 4 соответствует известному составу по патенту WO-93/22408. Примеры смазочных композиций, полученные в результате смешивания концентратов присадок с моторными маслами класса SAE 5W-30, SAE 10W-40, моторным маслом М-10Г2 для дизельного двигателя и трансмиссионным маслом SAE 85W-90, показаны в таблице 5. В таблице 5 также показаны смазочные композиции 4-6; 10-11, приготовленные соответственно с использованием присадок по контрольному примеру 3 и известному примеру 4, а также примеры, соответствующие контрольным вариантам смазочных композиций на основе базовых масел без присадки (композиция 7-9). Представленные в таблице 5 примеры смазочных композиций (примеры 1-11) оценивались по трибологическим свойствам путем проведения сравнительных стендовых и эксплуатационных испытаний. Смазочные композиции, основу которых составляют моторные масла класса SAE 5W-30, SAE-10W-40 - композиций 1-2 с присадкой по изобретению, 5 с присадкой по контрольному примеру 3, 7-8 контрольные составы масел без присадок и 10 с присадкой по известному примеру 4, были испытаны на стандартной машине трения. В качестве пары трения использовались неподвижный чугунный диск-колодка (материал - чугун СЧ) и вращающийся стальной диск (материал сталь - Ст. 45). Образцы испытывались на машине трения вращательного действия типа МИ-6, служащей для определения момента (коэффициента) трения и износа в зоне контакта смазываемых образцов в условиях постоянной частоты вращения п=225 мин-1 нижнего образца и переменного (ступенчатого) нагружения пары трения от 500 до 2000 Н. Методика антифрикционных испытаний состояла в экспериментальном определении зависимости коэффициента трения f смазываемой пары образцов от параметра нагруженности





I группа - моторное масло SAE 5W-30 (смазочная композиция 9); моторное масло SAE 5W-30 + присадка по примеру 2 (смазочная композиция 2);
II группа - моторное масло SAE 10W-40 (смазочная композиция 7); моторное масло SAE 10W-40 + присадка по примеру 1 (смазочная композиция 1); моторное масло SAE 10W-40 + присадка по примеру 3 (смазочная композиция 5); моторное масло SAE 10W-40 + присадка по примеру 4 (смазочная композиция 10). По результатам протоколов антифрикционных испытаний смазочных композиций были построены кривые Герси-Штрибека - фиг. 2. Сопоставление результатов антифрикционных испытаний смазочных композиций по группам 1 и 2 (фиг.2) показало, что в гидродинамическом режиме трения, характеризующегося областью плавного увеличения коэффициента трения (большие числа Герси








где L - ширина линии износа неподвижных образцов при смазке базовой смазочной композицией ( 7, 8, 9);
L1- ширина линии износа неподвижных образцов при смазке смазочными композициями, содержащими присадки (композиции 1-3, 5-6, 10-11);


четырехтактный двигатель -
1) "чистое" моторное масло SAE 10W-40 (смазочная композиция 8),
2) моторное масло SAE 10W-40 + присадка по примеру 1 (смазочная композиция 1),
3) "чистое" моторное масло SAE 10W-40 (режим последействия присадки по изобретению),
двухтактный двигатель -
1) штатная топливная смесь "бензин + моторное масло" в соотношении 25:1, 22,
2) то же + присадка по примеру 1. Как показали испытания, добавление 3% (мас.) присадки по изобретению (пример 1) в моторное масло четырехтактного и 0,14% (мас.) в топливную смесь двухтактного двигателей вызвало значимое (превосходящее погрешность измерений) улучшение основных энергоэкономических показателей: крутящего момента, эффективной мощности, удельного эффективного расхода топлива. Так, из анализа внешней скоростной характеристики четырехтактного двигателя следовало, что увеличение крутящего момента составило от 1 до 2 Н




Кроме того, изнашивание цилиндропоршневой группы контролировалось за этап (приработка, работа на штатном масле М-10Г2, работа на штатном масле с присадкой по изобретению - смазочная композиция 4) методами:
нарезания лунок на втулках (8 лунок в поясе метки ИРАБ);
нарезания лунок на кольцах (7 лунок на наружной поверхности);
микрометрирования колец по высоте и ширине кольца;
взвешиванием колец на аналитических весах. Сравнительный анализ по износу ресурсных показателей двигателя представлен в таблице 6. Как видно из таблицы, применение присадки по изобретению в составе моторного масла (М-10Г2) для дизельного двигателя приводит:
- к снижению износов втулок цилиндров более чем в 2 раза;
- к снижению износов компрессионных колец в 1,5-2 раза;
- к снижению износов маслосъемных колец на 10-60%;
Износ маслосъемных колец по ширине и вкладышей практически не изменяется. Таким образом, противоизносная антифрикционная присадка с модификатором трения повышает эффективность трибологических свойств смазочных материалов, в том числе при эксплуатации последних в широком диапазоне температур и удельных давлений пар трения. Присадка по изобретению может найти широкое промышленное применение в составе различных смазочных материалов, преимущественно в составе моторных масел для карбюраторных, дизельных и двухтактных двигателей внутреннего сгорания, а также в составе трансмиссионных и редукторных масел, предпочтительно автотракторных.
Формула изобретения


RfSO2A,
где Rf - фторуглеродный радикал формулы

или Rf= X CmF2m, где Х= F или Cl при m= 3-9;

Х1= -СН2СН2ОН,
при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Хлорпарафин - 92,0-93,0
Беззольные антиоксиданты - 0,8-1,2
Сложный эфир дикарбоновых кислот - 6,0-7,0
Органобентонит - 0,002-0,02
2. Присадка по п. 1, отличающаяся тем, что хлорпарафины содержат 40-70 мас. % активного хлора. 3. Присадка по п. 2, отличающаяся тем, что хлорпарафины содержат 44 или 47 мас. % активного хлора при углеводородном радикале С10-С14. 4. Присадка по п. 1, отличающаяся тем, что беззольные антиоксиданты фенольного и аминного типа имеют соотношение 1: 1. 5. Присадка по п. 1, отличающаяся тем, что в качестве антиоксидантов фенольного типа используют 2,6-ди-трет-бутилфенол, 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, сложный эфир


Бентонит - 50,0
Соединение формулы 1 - 5,0-7,0
Вода - Остальное
16. Способ по п. 15, отличающийся тем, что в качестве бентонита используют монтмориллонит формулы

17. Способ по п. 16, отличающийся тем, что полученный органобентонит измельчают до дисперсности частиц 1



РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9