Изобретение относится к области нефтепереработки. Сущность: проводят висбрекинг прямогонных нефтяных остатков с последующей атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга, выделением битума в виде остатка, причем в качестве прямогонных нефтяных остатков используют мазут в смеси с тяжелой газойлевой фракцией 360-480oС, выделяемой атмосферной перегонкой парообразных продуктов висбрекинга при их соотношении 1:0,5
0,6. При этом продукты висбрекинга подают в испаритель и при температуре 380-490oС и давлении 0,05-1,5 МПа отгоняют парообразные продукты висбрекинга с последующей атмосферной перегонкой их с разделением на бензиновую и дизельную фракции и выделением из испарителя в качестве битума остатка, выкипающего выше 370oС. Технический результат: расширение сырьевой базы для получения битума, соответствующего по качеству вязким нефтяным дорожным битумам. 1 табл.
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу получения битума из нефтяных остатков, а именно из остатков атмосферно-вакуумной перегонки нефти, подвергавшихся дальнейшей переработке.
Известен способ получения битума путем висбрекинга нефтяных остатков (легкого термического крекинга при 430-490
oС) с последующей перегонкой продукта висбрекинга под вакуумом с получением в качестве целевого продукта остатка, выкипающего выше 455-540
oС (Патент Японии 56-114567, кл. С 10 С
3/
02, 1983 г.).
Однако этот способ пригоден для получения дорожных битумов при использовании нефтяных остатков определенной глубины отбора, характеризующихся условной вязкостью при 80
oС на приборе с диаметром отверстия 5 мм ВУ
80 5 до 60-70 с. При переработке таким способом более тяжелых нефтяных остатков получаемый продукт не соответствует по качеству требованиям, предъявляемым дорожным и строительным битумам.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является способ получения битума путем висбрекинга прямогонных нефтяных остатков с последующей перегонкой продукта висбрекинга с выделением битума в виде остатка, причем в качестве нефтяных остатков используют тяжелые нефтяные остатки с условной вязкостью ВУ
80 5 > 75 c с проведением перегонки при атмосферном давлении (атмосферной перегонкой) и в качестве битума выделяют остаток, выкипающий при температуре выше 330-360
oС (Патент РФ 2037510, кл. С 10 С
3/
06, 1995г.).
Недостатком способа является недостаточно высокое качество битума вследствие вовлечения в битум тяжелых парафиновых углеводородов и дизельной фракции 330-360
oС, а также высокая вероятность карбоидообразования и закоксовывания оборудования из-за применения чрезмерно тяжелого сырья - гудрона.
Задача изобретения - расширение сырьевой базы для получения дорожных битумов за счет использования в качестве сырья мазута в смеси с тяжелой газойлевой фракцией 360-480
oС, выделяемой атмосферной перегонкой парообразных продуктов висбрекинга.
Поставленная задача достигается способом получения битума путем висбрекинга прямогонных нефтяных остатков с последующей атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга, выделением битума в виде остатка, причем в качестве прямогонных нефтяных остатков используют мазут в смеси с тяжелой газойлевой фракцией 360-480
oС, выделяемой атмосферной перегонкой парообразных продуктов висбрекинга при их соотношении 1:0,05

0,6, а продукты висбрекинга подают в испаритель и при температуре 380-490
oС и давлении 0,05-1,5 МПа отгоняют парообразные продукты висбрекинга с последующей атмосферной перегонкой их с разделением на бензиновую и дизельную фракции и выделением из испарителя в качестве битума остатка, выкипающего выше 370
oС.
Тяжелая газойлевая фракция 360-480
oС, выделяемая атмосферной перегонкой парообразных продуктов висбрекинга и направляемая на повторный висбрекинг в смеси с мазутом, обеспечивает образование дополнительных количеств бензиновой и дизельной фракций.
Принятое соотношение мазута и тяжелой газойлевой фракции 360-480
oС, выделяемой атмосферной перегонкой парообразных продуктов висбрекинга, обосновано оптимальными показателями качества получаемого битума.
Выделение парообразных продуктов висбрекинга из испарителя с направлением выделенного тяжелого газойля фракции 360-480
oС на повторный висбрекинг в смеси с мазутом обеспечит выделение дополнительных количеств бензино-дизельной фракции.
Время отгонки (10-120 минут) и температура отгонки парообразных продуктов висбрекинга в испарителе позволяет выделить в качестве битума остаток, выкипающий выше 370
oС, который соответствует по качеству требованиям, предъявляемым к вязким дорожным нефтяным битумам марки БН
90/
130 по ГОСТ 22245-90.
Тяжелая газойлевая фракция 360-480
oС содержит в своем составе значительное количество ароматических углеводородов, что препятствует осаждению и коксованию асфальтенов в трубах змеевика печи висбекинга при повторном висбрекинге ее в смеси с мазутом.
Таким образом, совокупность существенных признаков заявляемого изобретения обеспечит достижение технических результатов.
Способ осуществляют следующим образом.
Прямогонный нефтяной остаток - мазут подают в печь, где при температуре 390-490
oС и давлении 0,05-1,5 МПа происходит легкий термический крекинг - висбрекинг. Затем продукты висбрекинга подают в испаритель, где отгоняют парообразные продукты висбрекинга при температуре 380-490
oС, давлении 0,05-1,5 МПа и времени отгонки 10-120 минут с последующей атмосферной перегонкой их с разделением на бензиновую, дизельную фракции и тяжелую газойлевую фракцию 360-480
oС, которую направляют на повторный висбрекинг в смеси с мазутом при соотношении мазут : газойлевая фракция 360-480
oС 1:0,05

0,6. Из испарителя в качестве битума выводят остаток, выкипающий выше 370
oС. Этот остаток соответствует по качеству требованиям, предъявляемым к вязким нефтяным дорожным битумам марки БН
90/
130 по ГОСТ 22245-90.
Примеры конкретного выполнения.
Пример 1.
Прямогонный нефтяной остаток - мазут подают в печь, где при температуре 390
oС и давлении 0,05 МПа происходит легкий термический крекинг - висбрекинг. Затем продукты висбрекинга подают в испаритель, где отгоняют парообразные продукты висбрекинга при температуре 380
oС, давлении 0,05 МПа и времени отгонки 120 мин с последующей атмосферной перегонкой их с разделением на бензиновую, дизельную и тяжелую газойлевую фракцию 360-480
oС, которую направляют на повторный висбрекинг в смеси с мазутом при соотношении мазут : тяжелая газойлевая фракция 360-480
oС 1:0,05. Из испарителя в качестве битума выводят остаток, выкипающий выше 370
oС. Этот остаток соответствует качеству к требованиям, предъявляемым к вязким нефтяным дорожным битумам марки БН
90/
130 по ГОСТ 22245-90.
Пример 2.
Способ проводят по примеру 1, варьируя режимные условия. Висбрекинг проводят при температуре 420
oС, давлении 1,1 МПа. Температура отгонки 450
oС, давление 0,8 МПа, время отгонки парообразных продуктов висбрекинга - 30 мин. Повторный висбрекинг тяжелой газойлевой фракции 360-480
oС в смеси с мазутом проводят при соотношении мазут : тяжелая газойлевая фракция 360-480
oС 1:0,1.
Пример 3.
Способ проводят по примеру 1. Висбрекинг проводят при температуре 490
oС, давлении - 1,0 МПа. Температура отгонки 430
oС, давление 1,5 МПа, время отгонки парообразных продуктов висбрекинга - 60 мин. Соотношение мазут : тяжелая газойлевая фракция 360-480
oС 1:0,3.
Пример 4.
Способ проводят по примеру 1. Висбрекинг проводят при температуре 470
oС, давлении - 0,08 МПа. Температура отгонки 470
oС, давление 0,5 МПа, время отгонки парообразных продуктов висбрекинга - 40 мин. Соотношение мазут : тяжелая газойлевая фракция 360-480
oС 1:0,5.
Пример 5.
Способ проводят по примеру 1. Висбрекинг проводят при температуре 450
oС, давлении - 1,5 МПа. Температура отгонки 490
oС, давление 1,0 МПа, время отгонки парообразных продуктов висбрекинга - 10 мин. Соотношение мазут : тяжелая газойлевая фракция 360-480
oС 1:0,6.
Сырье, качество получаемых битумов для всех примеров приведены в таблице.
Как видно из таблицы (примеры 1-5), битум, выведенный в качестве остатка из испарителя, соответствует по качеству вязким нефтяным дорожным битумам марки БН
90/
130 по ГОСТ 22245-90.
Так остаток, выделенный в качестве битума, имеет температуру размягчения по КиШ,
oС, не ниже 41, глубину проникания иглы при 25
oС (91-130)

0,1 мм, при 0
oС - не менее 15

0,1 мм, температуру хрупкости не выше -10
oС, что соответствует по качеству требованиям, предъявляемым к вязким нефтяным дорожным битумам марки БН
90/
130 по ГОСТ 22245-90.
Полученный битум имеет повышенную адгезию (сцепление), чему способствует образование асфальтенов при повторном висбрекинге газойлевой фракции 360-480
oС в смеси с мазутом, т.к. асфальтены, входящие в состав битума, способствуют повышению адгезионных свойств битума, что приводит к улучшению качества асфальтобетонного покрытия.
Использование предлагаемого способа позволит: - расширить сырьевую базу для получения битума, соответствующего по качеству вязким нефтяным дорожным битумам марки БН
90/
130 по ГОСТ 22245-90; - получить битум, не содержащий фракции дизельного топлива, т.к. легкоиспаряющиеся фракции дизельного топлива не попадают в битум, вследствие чего улучшается экология и дополнительно выделяются ресурсы дизельного топлива; - снизить вероятность закоксовывания труб змеевика печи висбрекинга, т. к. тяжелый газойль фракции 360-480
oС содержит в составе минимальное количество парафиновых углеводородов и значительное количество углеводородов, что препятствует осаждению и коксованию асфальтенов при повторном висбрекинге тяжелого газойля фракции 360-480
oС с мазутом.
Формула изобретения
Способ получения битума путем висбрекинга прямогонных нефтяных остатков с последующей атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга, выделением битума в виде остатка, отличающийся тем, что в качестве прямогонных нефтяных остатков используют мазут в смеси с тяжелой газойлевой фракцией 360-480
oС, выделяемой атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга, при их соотношении 1: 0,05-0,6, а продукты висбрекинга подают в испаритель, где отгоняют парообразные продукты висбрекинга при температуре 380-490
oС, давлении 0,05-1,5 МПа и времени отгонки 10-120 мин, с последующей атмосферной перегонкой их с разделением на бензиновую и дизельные фракции и выделением из испарителя в качестве битума остатка, выкипающего выше 370
oС.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2